Как запустить свой стартап? Что такое MVP? Как собрать правильную команду? Сегодня эти вопросы задают уже не взрослые предприниматели как было 10 лет назад, а подростки. Мы часто наблюдаем это на наших программах. Школьники видят успех родителей, знакомых и сами хотят реализовать себя и свои мечты через создание собственного бизнеса.
Мы ведем программы TeenStart уже 3 года, за это время мы успели достаточно плотно ознакомиться с тем, что есть на рынке для развития подросткового предпринимательства. К сожалению, как и в большинстве других стран, школьная система не дает ответа на эти вопросы, а количество профильных курсов, которые учат подростков именно запуску стартапа, а не общим бизнес-навыкам (привет, SWOT анализ из стандартной университетской программы), чрезвычайно мало.
Создание стартапа — это в первую очередь развитие гибких навыков, о которых уже почти десять лет говорит образовательное сообщество как в России, так и за рубежом. Сегодня мир меняется так быстро, что определяющим условием успеха становится способность учиться и меняться вместе с ним. 2020 год дал достаточное количество ярких тому подтверждений. Гибкие навыки — такие как коммуникации, планирование, организация проектной работы — применимы практически во всех сферах. А по-настоящему научиться им можно только на практике, в работе над своим проектом, где именно на них большей частью и делается упор.
По опыту работы с более чем 120 молодыми предпринимателями, которым мы помогли, мы видим огромный пробел в стране по обучению командной работе и проектной работе. Подход здесь радикально другой, чем в школе. Основная задача не в том, чтобы сделать лучше всех, а в том, чтобы работая вместе, достигнуть конкретного результата. Предпринимательские курсы делают упор именно на это, а не на успех отдельного индивидуума в знании теории.
Еще один важнейший навык, который может получить подросток в работе над стартапом, —искоренение страха ошибок. Классическая система образования с оценками учит не ошибаться: за ошибкой следует «наказание». Работа над своим стартапом наоборот учит ошибаться много раз, ошибаться быстро и «дешево», чтобы в итоге выбрать единственный правильный путь, который рождается не из фантазий основателя, а из работы с рынком. И это самый естественный путь: даже ходить мы учимся, падая по 200-300 раз, каждый раз вставая и продолжая пробовать.
«Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?», — вопрошал когда-то Борис Гребенщиков, а потом перепевал «Чайф». Для того, чтобы сегодняшняя «молодая шпана» стерла нас с лица земли (а все-таки для этого, я надеюсь, мы их растим), мы должны дать им инструменты и, главное, право это сделать. Уйти от системы, где преподаватель — непререкаемый авторитет или эксперт, в систему, где он становится звеном поддержки, ментором, а ученик сам определяет свой путь, сам делает ошибки и сам их исправляет с некоторой помощью.
Нужно отметить и мотивационную составляющую — для многих родителей подростков, думаю, вопрос о мотивации актуален. В предпринимательском курсе это прежде всего стремление к самореализации, созиданию и к своей мечте.
В наших программах мы регулярно видим, как вначале неуверенные в себе молодые люди становятся лидерами команд и за несколько месяцев создают первые бизнес-модели и продукты, а некоторые даже доходят до первых настоящих продаж. У нас были команды, которые за три месяца успевали создать полноценный ИТ-продукт с нуля, с идеи, что и для взрослых обычно сложная задача. Их способность и талант продолжают удивлять меня и вселяют уверенность в том, что возможность попробовать себя в создании своего дела должна быть у максимального количества молодых людей.
Где та молодая шпана? Она уже среди нас. Именно наблюдая за их бесстрашием, за их способностью учиться, принимая поддержку, и адаптироваться к меняющимся условиям, я начинаю верить в то, что долго ждать не придется.
У многих из них есть все возможности реализовать свой стартап уже в ближайшие годы. Им нужно только дать в руки инструменты и показать путь. А дальше пусть сами бегут и «стирают». Думаю, что мы как общество от этого только выиграем.