Делая добро: как Москва и регионы работают в сфере благотворительности

Эльвира Гарифулина, исполнительный директор БФ «Абсолют-Помощь» и генеральный директор фонда «Свет», в начале сессии «Столица vs провинция: где рождаются тренды», подняла интересную тему: действительно ли Москва «диктует», как развивать сферу добрых дел или ей есть чему поучиться у регионов? Спойлер: участники обсуждения решили, что противопоставлять российские города один другому в данном случае нельзя. Да, у столицы больше возможностей, в том числе финансовых (город ежегодно выделяет 400 млн рублей на поддержку НКО), но «глубинка» чаще проявляет креатив, правда, обычно обусловленный недостатком средств.
Разные города — одинаковые цели
«В провинции люди становятся донорами и создают НКО по велению сердца, вкладываются в благотворительные проекты всей душой и капиталом, что нередко приводит к полному истощению эмоциональных ресурсов и, как следствие, закрытию организации», — рассказала Марина Аксенова, директор БФ «Солнечный город» (Новосибирск). Она порекомендовала лидерам НКО (особенно в регионах) стать в какой-то мере эффективными менеджерами, чтобы сохранить себя и успешно обучать сотрудников, создавая им максимально комфортные условия для работы.
«Работа в сфере благотворительности — это в первую очередь про неравнодушие и желание помогать людям, но также и про профессионализм и стремление к развитию», — уверена Ольга Илюхина, начальник Управления содействия занятости населения Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Спикер отметила, что «история некоммерческих организаций началась в столице», сейчас здесь зарегистрировано и работает самое большое количество НКО в России (около 30 000), в том числе самых крупных. Московские НКО готовы не только масштабировать свои достижения на всю страну, но и брать в разработку идеи региональных партнеров.
Екатерина Левшина, менеджер по устойчивому развитию JTI Russia, готова предложить региональный проект, который можно масштабировать на всю страну: ее компания вместе с фондом «Добрый город Петербург» реализует в культурной столице России программу активного долголетия «Старшие». Людям старшего возраста помогают вести деятельную социальную жизнь, найти друзей, работу или какое-то хобби и т. д. В рамках программы каждую весну в знаковых местах Петербурга проводится одноименный фестиваль — его готовят и в нем участвуют люди старшего поколения. В малых городах, по словам Левшиной, «выстреливают» проекты, которые направлены на повышение туристической привлекательности регионов и способствуют их развитию. Например, в Ельце JTI Russia поддержала музей рояльной гармоники — уникального русского инструмента.
Для государства или с ним
Владимир Плехов, руководитель программы «Особый взгляд» БФ «Искусство, наука и спорт», на сессии «Как заинтересовать государство благотворительным проектом — о лучших GR-практиках в секторе НКО»рассказал, как помог их инициативе системный подход и ее масштабирование при помощи государства. Более 12 лет фонд занимается поддержкой людей с нарушением зрения, а также их близких. В этом году, благодаря его инициативе, поддержанной органами власти, в России появилась профессия «тифлокомментатор». Теперь эти специалисты, обеспечивающие аудиокомментирование событий, предназначенных для аудитории с ограниченными возможностями зрения, могут официально вести трудовую деятельность. Также благодаря усилиям фонда тифлокомментирование во всех учреждениях культуры сделали обязательным для отечественной киноиндустрии.
Николай Слабжанин, исполнительный директор организации «Детские деревни — SOS», отметил, что взаимодействие участников благотворительного сектора с государством продолжает развиваться. Практически в каждом регионе присутствия его организации есть объединения, которые называются координационными советами — это неформальные комьюнити представителей НКО и социально ответственного бизнеса. Их цель — способствовать скорейшему выходу из кризисных ситуаций семей, социализации детей-сирот и т. д. В ряде регионов сопредседателями данных советов являются вице-губернаторы, туда входят уполномоченные по правам ребенка, представители профильных министерств и государственных банков. По словам Слабжанина, это расширяет возможности для благотворительности и способствует более детальной проработке благотворительных программ.
Алена Куратова, учредитель и руководитель БФ «Дети-бабочки», посоветовала коллегам относиться к государству как к «большой системе, для которой работает вся сфера благотворительности». В 2021 году был создан фонд «Круг добра» — медицинский фонд, который занимается орфанными (то есть редкими) заболеваниями. Сейчас организация целенаправленно «внедряет» свои проекты в государственную систему. Куратова убеждена, что созданные ею специализированные центры для лечения орфанных заболеваний должны «уйти государству, а фонд должен закрыться».
Юлиа Назарова, президент БФ «Банк еды «Русь», подчеркнула, что фондам и НКО важно найти точки соприкосновения с государством там, «где они могут быть друг другу полезны», поделиться экспертизой, возможно, даже научить гибкости и нестандартным подходам в решении определенных задач. По ее словам, некоммерческий сектор оперативнее отвечает на вызовы, поэтому он может помочь государственной машине «ехать быстрее», чтобы помощь оказывалась оперативнее. Наталья Луговая, директор БФ «Живи сейчас», поделилась лайфхаками, как выстраивать отношения с госструктурами и работать с региональными властями, особенно, если ресурсы благотворителей ограничены: «Необходимо все время помнить, что у нас у всех одна общая цель». НКО, по ее словам, существуют «не для личных проявлений героизма», а для того, «чтобы улучшить что-то в социальной или медицинской сфере в стране, в которой мы все живем». Поэтому в любой чиновничий кабинет представитель НКО должен заходить «как человек, который готов не только показать проблемы, но и сразу предложить варианты, как с ними справиться».
Екатерина Фрыгина, директор БФ «Дорога к дому» (корпоративный фонд «Северстали»), добавила, что благотворители могут присоединиться к инициативам, которые город уже реализует, войти в городское сообщество или локальные центры, созданные для продвижения общественных инициатив. «Дорога к дому» работает по двум направлениям: профилактика сиротства и профилактика правонарушений несовершеннолетних. Фонд базируется в Череповце, отрабатывает там социальные технологии, затем внедряет их в практику госучреждений, например в школах, детских садах, реабилитационных центрах: «Передаем вместе с обученными специалистами, методичкой по работе и всеми остальными ресурсами». Уже внедрено более 40 таких социальных технологий. Итог: за почти семь лет в регионе втрое снизилось число правонарушений, совершенных несовершеннолетними.