Нелинейный маршрут: какую роль юридические аспекты играют в логистике ТЭК
Модератором выступил Илья Белик, руководитель практики коммерческой логистики компании «Газпромнефть Экспертные решения». Он сразу задал тон обсуждению, сравнив регулирование транспорта с артхаусным кино: «Ценителей немного, кажется странным большинству, но для профессионалов это особый мир». В своем выступлении он отметил, что логистика быстро внедряет новые технологии, такие как автоматизированные склады и беспилотные машины, однако изменения чаще не находят отражения в позитивных правовых нормах. Изменения носят больше косметический характер, транспортные кодексы и уставы в целом остаются неизменными с 00-х годов. Верховный Суд РФ вынужден компенсировать пробелы через судебное правотворчество. Это, в свою очередь, усложняет бизнесу принятие решений и повышает запрос на качественную юридическую поддержку. Белик также подчеркнул, что логистика — это нелинейная сфера, где простые решения не работают. Множество факторов, от погоды до правовых споров, влияют на процессы и требуют гибкости.
Анастасия Охотникова, начальник отдела договорного сопровождения снабжения и логистики Иркутской нефтяной компании (ИНК), объяснила, почему внедрение цифрового документооборота на первом этапе стало серьезным вызовом: электронные транспортные накладные — инструмент, который изменяет не только юридические процедуры, но и операционные процессы. От ИНК, работающей в отдаленных регионах Сибири, это потребовало перестройки управления логистикой. Рассказывая о реализации проекта, начиная с юридической подготовки и заканчивая тестированием автоматизированных систем, Охотникова уделила особое внимание проблемам взаимодействия с перевозчиками. В условиях удаленности объектов компании возникают сложности с обеспечением доступности транспорта: «Мы сталкиваемся с выбором между крупными перевозчиками, которые требуют больших затрат, и региональными компаниями, у которых может не быть нужной техники». Компания внедрила систему управления логистикой, которая распределяет заказы на технику по принципу такси. Это позволяет быстрее находить подходящий транспорт, а также контролировать маршруты и время выполнения задач.
Дискуссию продолжила Наталья Маслова, руководитель направления правового сопровождения логистики компании ЕВРАЗ. Ее выступление было посвящено проблеме штрафов за простой вагонов. Прошлогоднее решение Верховного суда РФ о том, что собственник вагона имеет право на взыскание неустойки за сверхнормативный простой вагонов согласно Уставу железнодорожного транспорта, а договор с клиентом, который оговаривает данные вопросы, теперь может не являться единственным основанием, вызвало резонанс в профессиональных кругах. В настоящее время ситуация приобрела острый характер. Она подчеркнула, что в таких условиях юристы играют важнейшую роль, обеспечивая правовую поддержку и минимизируя убытки. Спикер привела пример из практики, когда компания сумела избежать серьезных финансовых потерь благодаря грамотно прописанным договорным условиям: «В договор на предоставление вагонов был включен пункт, исключающий применение Устава железнодорожного транспорта, что позволило защитить свои интересы». Также важным шагом для оптимизации сроков оборота вагонов стало проведение аудита работы всех площадок компании, стандартизация процедуры разгрузки и погрузки. Это позволило сократить издержки и сделать логистику более эффективной.
Александра Хлебникова, старший юрист юридической поддержки компании СИБУР, обратила внимание на изменения в законодательстве, которые могут серьезно повлиять на транспортную логистику. Она рассказала о проекте закона, предусматривающего создание реестра экспедиторов. Согласно проекту, компании, не включенные в реестр, не смогут оказывать экспедиционные услуги. «Мы пока не понимаем, как это отразится на наших партнерах. Например, запрет на перевозку опасных грузов вызывает много вопросов, учитывая, что многие наши поставки подпадают под эту категорию», — отметила Александра. Другой важный аспект — передача данных о грузах в полицию в режиме реального времени, что несет в себе риск утечки информации. В развитие темы противоречий законодательных норм и судебной практики, Александра поделилась тенденцией смешивания судами правоотношений с экспедиторами и обычными услугами, что влечет применение общих сроков исковой давности в логистических спорах, вместо сокращенных. Согласно ее анализу, в 23% случаев суды пересматривают сроки исковой давности, в том числе за счет обстоятельств, определяемых как признание долга. «Практика признания долга неоднородна. Один и тот же документ может быть признан судом подтверждением долга или отклонен, — пояснила Хлебникова. — Это создает неопределенность в оценке судебных перспектив споров и вынуждает нас принимать консервативные решения, тщательно взвешивать свои шаги».
Наталья Клименко, руководитель претензионного центра компании «Росхим», представила анализ проблемы простоя вагонов, в частности так называемых «сдвоенных операций», когда один вагон используется двумя разными операторами, и оба могут привлекать к ответственности за простой: «Суды часто перекладывают всю ответственность на грузовладельца, не учитывая нюансы ситуации. Мы рекомендуем привлекать в процесс всехучастников, чтобы доказать распределение ответственности». Клименко привела случай, когда собственник вагонов предъявил крупный штраф, опираясь на данные системы дислокации вагонов. Эти данные показали, что вагон находился под операциями дольше нормативного времени. Оператор указал, что простой был вызван задержками со стороны грузоотправителя, что собственник проигнорировал. Суды часто принимают такие данные как достаточное доказательство, не учитывая реальных обстоятельств. Чтобы избежать подобных ситуаций, Клименко рекомендовала фиксировать все события, привлекать перевозчика как соответчиков и истребовать дополнительные доказательства. «Мы активно разрабатываем контрмеры для защиты наших интересов», — заключила она.
Завершая сессию, Илья Белик подчеркнул, что логистика в ТЭК — это сфера, где невозможно работать по шаблонам. «Законодательство, технологии, бизнес — все меняется слишком быстро. Компании должны быть готовы адаптироваться и искать нестандартные решения», — отметил он. Модератор подчеркнул важность обмена опытом: «Каждое такое мероприятие помогает нам лучше понимать вызовы отрасли и находить решения, которые работают». Сессия показала, что вопросы транспорта остаются в центре внимания бизнеса и государства. Цифровизация, санкции и изменения в законодательстве требуют новых подходов и глубокой координации между всеми участниками процесса. «Мы должны не просто решать текущие проблемы, но и готовиться к будущему, где технологии и законы будут идти рука об руку», — подчеркнула Александра Хлебникова.