К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Профессионалы будущего: почему выпускники колледжей — главные герои рынка труда

Фото: пресс-служба ДТСЗН. На фото: Александра Александрова, первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Фото: пресс-служба ДТСЗН. На фото: Александра Александрова, первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Институт, университет или академия — это не единственный путь к успешной карьере. Специально для блога FCongress Александра Александрова, первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы, подготовила колонку о том, какую роль здесь играет среднее профессиональное образование (СПО).

Рынок труда — живой организм, который быстро реагирует на изменения во всех сферах жизни. Не исключение и сегодняшние экономические, геополитические, социальные изменения. И если когда-то главной моделью успеха считалось высшее образование, то сегодня колледжи быстрее адаптируются под работодателя и отвечают запросам рынка. Яркий пример — востребованность федеральной программы «Профессионалитет», которая уже приносит первые результаты.

В декабре свой первый день рождения отмечает центр «Профессии будущего», который предлагает 75 самых востребованных программ обучения для взрослых. За 2-3 месяца можно получить новую профессию или повысить квалификацию. За год 20 000 соискателей прошли короткие программы обучения при поддержке города. Одно из главных направлений работы центра «Профессии будущего» — уникальная программа комплексной профориентации для девятиклассников, которая помогает выбрать свою модель успеха, определиться с направлением для профессионального развития и подобрать подходящие для этого колледжи. За год её прошли 75 000 учеников девятых классов. Первый в России иммерсивный кинотеатр для профориентации, продвинутые технологичные сервисы, тестирование, индивидуальное общение с профориентологами и представителями колледжей — все это позволяет школьникам узнать о рынке, профессиях, своих перспективах. Кроме того, школьники могут пройти профессиональные пробы, фестивали профессий, экскурсии к ведущим работодателям города и дни открытых дверей в колледжах. 76% ребят, поступивших в колледжи в этом году, прошли профориентацию в нашем центре.

Важную роль в профессиональном самоопределении подростка играют родители и учителя, поэтому для них мы также проводим экскурсии в центре «Профессии будущего», профтестирование, встречи с работодателями, карьерными наставниками и представителями колледжей, чтобы они могли понять суть среднего профобразования и поддержать своих детей и учеников в непростом выборе. Мы знаем главные тревоги и переживания родителей относительно будущего их детей и стараемся объяснять, почему известные стереотипы об СПО, которые бытуют в обществе, уже неактуальны. 

Главный из них звучит так: единственный путь к успешной карьере заключается в получении высшего образования. «Вузоцентричности» больше не существует. Сейчас требуются специалисты, которые обладают практическим интеллектом — то есть, выпускники колледжей. Успех в XXI веке определяется тем, что человек профессионально умеет делать руками и какой у него опыт работы. Научиться этому можно в современных колледжах Москвы.

Также родители часто думают, что, если ребенок не получит высшее образование сразу после школы — он никогда его не получит. Сейчас работает уже другая модель: можно получить среднее профессиональное образование, выйти на рынок труда, а затем, сделав выбор осознанно, при желании продолжить обучение в вузе, если человек сам этого захочет, а не когда его заставят родители.  

В агрегированной базе центра «Профессии будущего» более 500 000 вакансий, 75% из них требует наличия среднего профессионального образования. Поэтому тезис о том, что выпускники колледжей не востребованы на рынке труда, неактуален. Как и утверждение, что выпускники СПО мало зарабатывают. Зарплаты сварщиков и токарей, одних из наиболее востребованных сейчас на рынке специалистов, начинаются от 150 000 рублей, а если повысить разряд — доходят до 300 000. 

Меняются не только восприятие колледжей, но и в целом популярные сегодня профессии. Цикличность экономики диктует свои правила. Если раньше юристы и экономисты с высшим образованием были самыми востребованными специалистами на рынке труда, то за последние 20 лет ситуация кардинально изменилась. Наша страна реализует стратегию развития отечественного производства и технологий, что повысило потребность именно в рабочих кадрах. Этот тренд наблюдается также во всем мире. Работодатели начинают охоту за такими кадрами еще на этапе учебы и предлагают работу на современных предприятиях, которые отвечают всем запросам нового поколения.

Еще одно опасение родителей заключается в том, что только их ребенок будет учиться в колледже, пока все остальные поступают в вузы. Однако его можно легко развенчать наглядными цифрами: в 2021 году из колледжей выпустились около 37 000 подростков, а в 2024 году — уже 61 000. Для зумеров и поколения альфа колледж — это классная экосистема, место, где им комфортно общаться, учиться, развиваться. Они не только получают образование, но и могут быстро начать работать и зарабатывать, стать самодостаточными личностями.

СПО вполне можно назвать кадровым фундаментом экономики Москвы и страны в целом. Еще никогда город так активно не вкладывался в развитие колледжей: крупные инвестиции, новейшее оборудование, практико-производственные площадки, опытные мастера-преподаватели. Например, в октябре было открыто первое инновационное образовательное пространство для практической подготовки колледжей Москвы на территории индустриального парка «Руднево» — 10 000 кв. м с самыми технологичными лабораториями и оборудованием. Все это и многое другое точно доказывает, что тезис «колледж — это что-то отсталое» больше не актуален.

Иногда мы слышим, что родители говорят: «Мой ребенок ничего не хочет, надо принять решение за него». Им бывает сложно понять, что процесс самоопределения занимает годы. Задача родителей заключается в том, чтобы дать подростку все инструменты для самостоятельного выбора. Для этого в нашей программе профориентации есть разные направления: это и тесты, и профессиональные пробы, и фестивали профессий, и экскурсии к работодателям, и дни открытых дверей в колледжах. Эти форматы помогут расширить представление подростка о разных вариантах развития. 

Смело можно утверждать, что колледж — это выбор современного поколения. Это шанс на новую жизнь, друзей, успешное будущее, где можно получить не только образование, но и навыки для реальной жизни, которые будут востребованы всегда, принесут хорошие деньги и помогут реализовать свою модель успеха.

А родителям мы предлагаем быть рядом с ребенком и открывать ему разные возможности. Можно вместе пойти не просто в кафе, а в 5D-кинотеатр для выбора профессии — отлично провести время и поддержать детей в поиске профессии мечты. И, конечно, мы приглашаем всех к нам на индивидуальные консультации в центр «Профессии будущего». Вы можете прийти или самостоятельно записаться на профориентацию или экскурсию, выбрав удобное для вас время через классного руководителя или на сайте центра. Это инвестиции в будущее, которые точно окупятся.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+