К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Точить» и оттачивать: как важен наставник начинающему предпринимателю

Дарья Деткина, фото: пресс-служба ГБУ «Малый бизнес Москвы»
Дарья Деткина, фото: пресс-служба ГБУ «Малый бизнес Москвы»
Даже опытному бизнесмену порой нужна поддержка ментора, а начинающему предпринимателю наставник помогает избежать многих ошибок и увидеть новые перспективы. Владелице «Московского дома моделей обуви Дарьи Деткиной» повезло: ее первым ментором стал клиент, которому понравились сшитые ею ботинки. Рассказываем, как перестать бояться и масштабировать бизнес с помощью наставников, ГБУ «Малый бизнес Москвы» и столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития.

Выучившись на конструктора изделий из кожи, Дарья Деткина пошла работать в компанию по пошиву одежды и обуви для шоу-бизнеса. Спустя несколько лет ее университетский приятель, получив повышение на работе, попросил Дарью сшить ботинки с его инициалами на подошве. «Он хотел, чтобы все видели, что это именно его пара», — вспоминает Дарья историю 2011 года.

Деткина нарисовала эскизы, сконструировала лекала, раскроила кожу и сделала клеевую сборку. А для пошива ей пришлось искать мастера. «В нашей компании мы делали танцевальные туфли на платформе, на литых каблуках — это совсем другая технология, — объясняет Дарья. — На этом производстве я не могла собирать брутальные мужские ботинки». На первую пару ушло около 3 месяцев. Инициалы на подошвы Дарья нанесла аппаратом для выжигания. Эту обувь она продала за 12 000 рублей и решила совмещать пошив на заказ с основной работой.

Для привлечения клиентов она стала продвигать себя в соцсетях как эксперта по обуви. Количество заказов увеличивалось, но большого дохода подработка не приносила: через пару лет она выполняла около 20 заказов в год, а на одной паре зарабатывала 5000­–6000 рублей.

В кризис 2014 года в компании, где Дарья уже была креативным директором, начались проблемы. Дарья Деткина решила полностью уйти в свое дело. На 100 000 рублей она купила минимальный набор материалов для пошива и ремонта обуви. Оборудования не требовалось: все специалисты, с которыми она сотрудничала, — модельер-колодочник, заготовщик и сапожник — выполняли ее заказы на своей основной работе.

Несмотря на большой опыт, многое ей пришлось делать впервые: «Я даже стельки точила (шлифовала. — Прим. ред.) на специальном станке. Подносишь изделие к шлифовальной ленте, которая крутится на огромной скорости, и пытаешься удержать его в руках. Первое время стельки летали у меня по всей мастерской. Ну ничего, научилась».

Наставник в помощь

На первых порах Деткиной было сложно называть заказчикам цену. «Распространенная проблема среди моих коллег», — отмечает предпринимательница. Справиться со страхом ей помог клиент — предприниматель Борис, ставший настоящим наставником и другом. Как-то он рекомендовал Дарью своему приятелю. «Я не хотела обижать “своего” человека и попросила за обувь почти вдвое меньше реальной цены», — рассказывает Дарья. Клиент отказался, а Борис потом объяснил: «Он мог заплатить в 10 раз больше. Наверное, решил, что ты делаешь ширпотреб».

Борис предложил ей продумать, как рассказывать о своем продукте и что отвечать на возражения, чтобы при общении с клиентом говорить по делу и не позволять эмоциям брать верх. Он научил ее азам ведения бизнеса и деловой этики и рекомендовал не бороться за каждый заказ: всем мил не будешь. «Я поняла, как важен для начинающего предпринимателя наставник, — говорит Дарья. — Человек, который добился успеха и на которого ты хочешь быть похож».

Через несколько месяцев у Дарьи появился первый крупный заказчик — производитель одежды, а вместе с ним небольшой, но стабильный доход, порядка 50 тысяч рублей в месяц. «Владельцы бренда женской одежды с шоурумом на Арбате захотели делать обувь, — рассказывает Дарья. — Мы изготовили для них несколько демонстрационных моделей, и их покупательницы начали заказывать обувь по своим меркам».

В 2016 году с ростом заказов у Дарьи появилась потребность в расширении пула квалифицированных мастеров. «В обувной сфере очень важны рекомендации, — говорит Дарья. — Ты просишь у знакомого модельера контакты аккуратного и порядочного заготовщика верха обуви. Если заготовщик понравился, спросишь у него контакты хорошего сборщика. Цепочка множится». Однако опыт Деткиной показал, что даже хорошие мастера без контроля все делают по-своему, игнорируя инструкции и пожелания. 

Тогда Деткина построила небольшой цех на своем участке с домом в Москве, купила обувную швейную машинку и позвала трех мастеров работать к себе. Следующие пару лет они работали со стабильным объемом заказов. А потом Дарья начала искать пути развития.

Расти с экспертами

Узнав в 2018 году о бесплатных программах ГБУ «Малый бизнес Москвы»,  Дарья Деткина решила пройти «Школу бизнеса МБМ». Сейчас она считает, что этот курс ей пригодился бы больше в самом начале: «Тебе объясняют все юридические тонкости: как оформить ИП и как ООО, какой выбрать оптимальный режим налогообложения». 

Но даже на этом этапе бизнеса обучение и новые знакомства стимулировали развитие. Дарья поняла, что ей нужны инвестиции для масштабирования, новые технологии для ускорения производственных процессов и бизнес-план с пониманием своих продуктов, целевой аудитории и уникального торгового предложения.

Она углубилась в изучение современных обувных технологий, например, освоила платформы для создания анатомического следа обуви. Приобрела несколько 3D-сканеров, которые позволяют быстро и качественно разработать колодки, каблуки и платформы, а также несколько дигитайзеров, чтобы оцифровывать лекала.

В 2019 году Дарья открыла новое направление — разработку коллекций для обувных производств и брендов. В 2021 году предприниматель арендовала помещение в 30 кв. м, а уже в следующем ей потребовалась мастерская в пять раз больше, с несколькими зонами: 3D-участком, отделом для сборки верха обуви, витриной и площадками для мастер-классов и клиентов. 

К команде Дарьи, в которой на момент переезда в новое помещение были сапожный мастер и специалист по 3D, присоединились бухгалтер, колодочник, модельер и специалист по соцсетям. Сейчас время выполнения заказа с нуля составляет 3–4 месяца, а цена пары выросла в среднем до 75–80 тысяч рублей.

Кроме того, «Московский дом моделей обуви Дарьи Деткиной» проводит мастер-классы по пошиву одежды из кожи и предоставляет студентам площадку для оттачивания практических навыков. Отчасти — из желания помочь тем, кто хочет развиваться, а отчасти — в попытке найти новых сотрудников: «В обувном деле мало действительно настоящих профессионалов, и многим из них — за 60 лет».

Расширение обошлось Дарье Деткиной в 10 млн рублей — ее накопленные средства и вложения частного инвестора. Число заказчиков увеличилось в 2,5 раза. А в развитии своего дела и профессиональных компетенций предпринимателю помогает обучение от МБМ и столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития. «Раньше я не понимала: если ты не развиваешь бизнес, не внедряешь что-то новое, не расширяешься, то неизбежно упадешь, — считает Дарья. — Теперь мне не жалко тратить деньги на оборудование, повышать зарплату сотрудникам. Я вкладываю в себя и в свое дело, а значит — в будущее».

На портале МБМ действует более 35 онлайн-сервисов, с их помощью предприниматели могут решить многие задачи дистанционно. Фото: ГБУ «Малый бизнес Москвы»

На заметку предпринимателю

«Прокачай свой бизнес вместе с наставником» — двухмесячная бесплатная программа, которая помогает предпринимателям вывести бизнес на новый уровень. Под руководством наставника предприниматели смогут определить основные проблемы и пути их решения, изучить возможности для роста и развития своего дела. Программа действует с 2021 года.

«Онлайн-Академия» — платформа с доступом к дистанционному обучению в различных форматах (аудио, видео, текст) от ведущих компаний в сфере бизнес-образования. Контент представлен в четырех рубриках: «Программы и курсы», «Подкасты и аудио», «Вебинары и видео», «Бизнес-библиотека».

Кроме обучающих форматов, на портале МБМ действует более 35 онлайн-сервисов, с их помощью предприниматели могут решить многие задачи дистанционно.

Сервис «Конструктор правовых документов» позволяет грамотно с учетом действующего законодательства составить различные документы с юридически корректными формулировками — от гражданско-правовых договоров до учредительных документов. 

Сервис «Калькуляторы для бизнеса» позволяет быстро рассчитать сумму НДС, взносов ИП, налог по УСН. Кроме того, предпринимателям доступны калькуляторы для расчета выплат по трудовым договорам, отпускным и пени по налогам или гражданско-правовым договорам. 

Сервис «Профильные консультации» — индивидуальные рекомендации по маркетингу, продвижению в соцсетях, настройке рекламных кампаний и работе сайтов от экспертов МБМ. Консультация с экспертом проходит онлайн в удобное для бизнесмена время и длится не более полутора часов.

Онлайн-сервис «Бизнес-боксы» представляет собой бесплатные пакетные предложения от ведущих игроков отечественного рынка цифровых услуг. 

Геоаналитический онлайн-сервис «Оценка потенциала локации» позволяет проанализировать определенное местоположение в пределах города Москвы по ключевым бизнес-показателям: данным по конкурентам, потенциальным покупателям и емкости рынка. Анализ локации доступен для 47 бизнес-отраслей, таких как торговля, общественное питание, бытовые услуги и других.

Реклама: 16+
ГБУ «Малый бизнес Москвы»

123100, город Москва, проезд Шмитовский, 2, стр.1; ОГРН 1127746300550

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+