К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Александр Вибе, «Росатом»: «Цифровая индустрия даст новое качество экономике»

Александр Вибе, генеральный директор компании-интегратора цифровых решений «Росатома»
Александр Вибе, генеральный директор компании-интегратора цифровых решений «Росатома»
Генеральный директор компании-интегратора цифровых решений «Росатома» Александр Вибе — о развитии цифрового бизнеса «Росатома», цифровых продуктов, конкуренции и сотрудничестве, а также о том, какие технологии ждут корпоративных заказчиков «цифры» в будущем.

— В течение последних лет эволюционное развитие российского цифрового рынка сменилось кампанией по импортозамещению. Как это отразилось и на нем, и на цифровом бизнесе «Росатома»? 

— Я бы предложил избегать термина «кампания» применительно к переходу на отечественные цифровые решения и продукты. «Кампаниями», все-таки, принято именовать временные, тактические мероприятия, ограниченные во времени и степени влияния, здесь же речь идет о долгосрочной стратегии государства, о стратегии технологического суверенитета. Поэтому это не «кампания» — а наша новая реальность. 

В результате за прошедшие два года мы практически не используем термин «импортозамещение» — для нас это пространство для развития цифрового бизнеса.

Не все идет гладко. К моменту ухода западных IТ-компаний из страны в целом ряде направлений на нашем рынке имело место технологическое отставание. С отдельными трудностями столкнулись как отрасли-потребители (финтех, ретейл, телеком и другие), так и сектор ИКТ: электроника, сфера корпоративного ПО для бизнеса, промышленности и научных исследований. 

Но возникшее пространство возможностей позволило «Росатому» не только состояться как цифровой бизнес на российском рынке, но и задуматься о системном выходе на международный рынок. Сегодня мы — один из лидеров мирового рынка по основному бизнесу в атомной отрасли, что является для нас солидным фундаментом для дальнейшего развития. 

— На рынке известны решения «Росатома» в области САЕ и PLM, в области инфраструктуры. Расскажите подробнее о ключевых направлениях цифрового бизнеса госкорпорации — какие новые продуктовые направления цифрового бизнеса вы развиваете?

— Продолжу свою мысль о том, что «Росатом» стал значимым игроком IТ-рынка России. Этому помог ряд стратегических партнерств с наиболее перспективными рыночными компаниями. Теперь благодаря АТ Консалтинг можно сказать, что «Росатом» входит в число лидеров рынка системной интеграции и заказной разработки. Партнерство с «Кодом Безопасности» и развитие собственных компетенций в сфере защиты КИИ сделали «Росатом» серьезным игроком рынка сетевой кибербезопасности. Кроме того, «Росатом» занимает существенную долю рынка ЦОД. 

В результате мы смогли консолидировать недостающие нам компетенции как для развития основного бизнеса, так и для создания задела для ускорения развития и имеющихся продуктов, и выхода на новые рынки.

Сегодня мы продолжаем развивать якорные цифровые продукты — пакет программ для математического моделирования и инженерного анализа и PLM-систему «САРУС». Есть также целый ряд других продуктовых и сервисных направлений, в том числе постоянно ищем и развиваем партнерства с IТ-рынком.

Один из наиболее актуальных и значимых проектов, над которым прямо сейчас работает «Росатом», — это создание систем ТИМ, технологии информационного моделирования в строительстве. Такое решение крайне необходимо атомной отрасли, поэтому мы точно это будем делать, но при этом видим и серьезные перспективы на российском рынке.

Учитывая, что наши продуктовые направления и цели — это серьезные продукты корпоративного уровня, создание которых требует серьезных инвестиций, — мы понимаем и тесно взаимодействуем с Правительством России для того, чтобы качество таких продуктов отвечало потребностям отраслей российской экономики и достигло коммерческого паритета с ушедшими иностранными игроками.

— Можно ли сказать, что сегодня на цифровом рынке страны и в цифровом бизнесе «Росатома» появляются новые подходы к представлению продуктов на рынке? 

— Одна из первых задач, которую мы решали, — это изменение менталитета при работе с цифрой. «Росатом» — компания глобального уровня, которая не имеет конкурентов на российском рынке. И когда ты выходишь с многолетних практически монопольных позиций в остроконкурентный рынок, приходится очень сильно менять ценности — и прежде всего построить клиентоориентированный бизнес. 

Наша компания отвечает за коммерциализацию цифровых продуктов «Росатома», и следующий шаг, который мы сделали, — создали классическую рыночную модель дистрибьюции. В состав нашей дистрибьюторской сети сегодня входит уже 11 компаний-участников. Это внедренцы системы математического моделирования и инженерного анализа, а также партнеры, продающие решения на RPA-платформе (инструментарий для разработки программных роботов) «Атом.РИТА». 

После решения этих задач мы приступили к тому, что стали в некотором роде методологом для работы цифрового бизнеса на внешнем рынке: сегодня мы задаем те правила и стандарты работы, которые наш цифровой бизнес должен соблюдать для успешной работы с внешними заказчиками. Кроме того, мы очень критично подходим к своим продуктам: если что-то идеально подходит к атомной отрасли, не обязательно придется «ко двору» в нефтегазовой. А даже если и придется, то доказать это — отдельная задача.

Что касается совсем новых подходов — тут делаем ставку на разработку комплексных цифровых решений или продуктов, которые могли бы закрыть весь стек потребностей в цифровой трансформации предприятий в различных отраслях.

Существенной опорой таких комплексных продуктов станет наше новое направление, которое поручено Госкорпорации «Росатом», — критическая информационная инфраструктура (КИИ). В рамках этого направления ведется профильная работа по созданию технологически независимых аппаратных решений. 

Стране нужны доверенные программно-аппаратные комплексы, и отрасль активно работает в этом направлении. В том числе благодаря стратегическому партнерству с российским производителем Kraftway и рядом других компаний. 

— В «Росатоме» появилось новое направление работы — робототехника. Можете ли рассказать о нем немного подробнее? 

— Напрямую это направление работы цифровым бизнесом не является, но технологически не работает без цифровых решений. Одна из наших компаний вышла на рынок робототехники и планирует к 2030 г. локализовать полный технологический цикл производства роботов в России. В сентябре компания открыла площадку, на которой демонстрируются промышленные роботы-манипуляторы «Росатома». 

Продукты КИИ, робототехники и цифрового бизнеса позволят обеспечить для наших клиентов поставку решений «под ключ», закрывающих потребности цифровой трансформации по всем уровням — инфраструктура, безопасность, прикладные промышленные сервисы, решения для корпоративного управления. 

В создании таких комплексных решений в различных конфигурациях в соответствии с потребностями клиентов видим дальнейшую стратегию развития российского цифрового бизнеса.

Очевидно, что именно комплексный подход — цифровые двойники, роботизация, AI/ML-решения, работа с большими данными — будет позволять расти и создавать дополнительную стоимость бизнеса. Одновременно он способен формировать спрос на IТ-инфраструктуру: высокопроизводительные вычисления, облачные решения, ЦОДы и т. д. Весь этот пакет решений представлен в портфеле Госкорпорации «Росатом».

— Какие технологии в ближайшее время будут определять тренды российского рынка цифровых продуктов? На что делает ставку «Росатом»?

— На мой взгляд, важно учитывать один из «общечеловеческих» трендов, который начинает отражаться на цифровом бизнесе. Дефицит кадров требует от нас массового внедрения роботов (причем самых разных — промышленных и программных, просто автоматических систем или ИИ-решений) в осуществлении рутинных функций, чтобы компенсировать нехватку рабочей силы и освободить себя для творческих, социальных и других интересных задач. 

Поэтому мы видим хорошую перспективу на рынке RPA (технологии автоматизации бизнес-процессов) как в одном из ключевых сегментов, позволяющих преодолеть демографическую и квалификационную «яму». 

По мере усложнения и накопления компетенций роботизированные системы будут все в большей степени объединяться с физической роботизацией. Это в свою очередь позволит добиться массового внедрения киберфизических систем, дающих реальный бизнес-эффект. 

За «квантами» — будущее

— Существует ли уникальное цифровое предложение «Росатома», которое не может быть реализовано вне рамок атомной отрасли?

— Экспоненциальный рост количества и сложности обработки данных, взрывное развитие технологий ИИ в ближайшие годы приведут к тому, что энергия для ЦОД станет критичным ресурсом. И АЭС могут удовлетворить растущую потребность в энергии благодаря своей высокой мощности и эффективности. Уже сейчас мировые игроки объявляют о строительстве малых АЭС при ЦОД.

Кроме того, будут усиливаться требования по снижению углеродного следа. И АЭС выделяют минимальное количество углеродных выбросов по сравнению с традиционными ископаемыми источниками энергии. 

Атомные электростанции способны обеспечивать постоянное и стабильное энергоснабжение, что крайне важно для ЦОД, которые требуют бесперебойной работы 24/7. Стоимость производства энергии на АЭС менее подвержена колебаниям по сравнению с ценами на нефть и газ. Это позволяет более точно прогнозировать и контролировать затраты на электроэнергию для ЦОД.

Учитывая географию работы «Росатома», ЦОДы могут стать фундаментом комплексных продуктов «Росатома» не только на российском, но и на международном рынке. 

— А если посмотреть вперед на несколько шагов — что будет «после-после-послезавтра» определять развитие цифрового рынка? Сегодня много говорят о цифровой науке — как она «стыкуется» с рынком?

В рамках соглашения с Правительством РФ «Росатом», как координатор национальной дорожной карты, отвечает за развитие квантовых вычислений в стране. Благодаря усилиям российских ученых уже создан 50-кубитный ионный квантовый компьютер. Это означает, что Россия вошла в число лидеров глобальной квантовой гонки. Ведь только шесть стран, включая Россию, обладают квантовым компьютером в 50 кубит и более. До 2030 года «Росатом» будет стремиться построить в стране экосистему квантовых технологий: от развития научных, инженерных кадров и производственной базы — до создания рыночных квантовых продуктов.


Квантовые вычисления — прорывное направление, которое очень многое поменяет в нашем мире и станет основой нового витка технологического развития. Как минимум оно повлияет на финансовое и климатическое моделирование, криптографию, создание новых лекарств и материалов. Поэтому важно работать в этой сфере уже сегодня, чтобы получить преимущества «первопроходцев». Об этом мы говорили в начале интервью. 


Наверное, выскажу общее понимание. За «квантами» — будущее. Поэтому «Росатом» приглашает к сотрудничеству всех потенциальных потребителей квантовых вычислений, чтобы прорабатывать контуры практически полезных задач. Эту работу нужно начинать уже сегодня — создание цифровой индустрии придаст новое качество нашей экономике.


Официальные аккаунты «Цифровой Росатом»

ВКонтакте

Telegram

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+