Успехи vs стереотипы: что меняется в восприятии и самореализации женщин в бизнесе
Профессор бизнес-практики, проректор по операционной деятельности и цифровому развитию Школы управления «Сколково» Светлана Миронюк поделилась статистикой: если в 2019 году доля женщин, обучающихся на разных программах «Сколково», составляла от 5% до 15%, то сегодня зачастую она доходит до 40–50%. Среди выпускников программы по запуску бизнеса «Стартап Академия» почти треть — женщины. «Еще одна очень интересная вещь: женщины старшего поколения начали менять свои стереотипы, они больше не хотят из зрелости переходить в старость и не боятся что-то начинать», — отметила Миронюк.
В топ-3 самых популярных направлений бизнеса у предпринимательниц входит е-commerce, розничная торговля и услуги для физических лиц (по данным исследования «Т-Банка»). Цифровая революция, по словам Светланы Миронюк, перевернула рынок труда и сгладила гендерное неравенство: «Мы исследовали, как женщины в 2024 году начинают свой бизнес, и обнаружили, что декрет сегодня стал не временем отложенной карьеры, а наоборот, стартом собственного бизнеса. Цифровая экономика позволила, сидя дома, запустить приложение, выйти на маркетплейс с каким-либо продуктом».
Среди категорий офлайн-бизнеса самые популярные у женщин — продуктовые магазины, кафе и рестораны, салоны красоты, магазины одежды. Рост женского предпринимательства в России как устойчивый тренд последних десяти лет эксперты связывают с тем, что российские женщины накопили огромный образовательный и интеллектуальный потенциал, активно пользовались программами поддержки малого предпринимательства и быстро освоили новые финансовые инструменты.
Если активность женщин в бизнесе растет, то стереотипы гендерных ролей все еще сохраняются. А стереотипы зачастую влияют на жизнь сильнее любой повестки и политических решений. Светлана Миронюк привела в пример бизнес-школу Стелленбосского университета (Кейптаун, ЮАР): первая чернокожая женщина-профессор появилась там в 2019 году, через 25 лет после окончания апартеида. «Мне кажется, что мы сейчас тоже проживаем этап, когда внешних правил, ограничений нет, — говорит Миронюк. — Но они остаются в головах. Лет 40, наверное, еще нужно, чтобы ушли стереотипы поведения и восприятия».
Ольга Белявцева, частный инвестор, акционер компаний «Прогресс» и «Эверест», входящая в двадцатку самых богатых женщин России, рассказала, как непросто ей было бороться со стереотипами — как чужими, так и собственными. «Когда я стала молодым руководителем, это была абсолютная случайность. Я ничего в этом не понимала, — вспоминала Белявцева. — Но когда ты садишься в кресло и осознаешь, где находишься и что происходит, то запускается трансформация. Мне тогда говорили, что у меня сложный характер, я не переговороспособная. Но у меня была своя цель. Это, наверное, вопрос идентичности — ты принимаешь вызов и начинаешь идти вперед».
По опыту Светланы Можаевой, генерального директора сети офф-прайс-магазинов Familia, гендерные стереотипы могут усложнять карьерный путь, особенно, если женщина их принимает. «Когда-то мне казались нормой вопросы о том, кто мой папа или муж, — поделилась Можаева, — Или мне говорили: «Я не могу тебе сделать это предложение: как я положу бизнес на твои хрупкие плечи?» Подобные слова однозначно влияли на мою самооценку, на мою уверенность в будущем. Я никогда не думала, что я хочу быть генеральным директором крупной компании, просто много работала. Хотя у меня и тогда был интуитивный интерес к жизни руководителей других компаний».
Через преодоление стереотипов, по мнению участниц сессии, формируется новое понимание лидерства. Кроме традиционных критериев вроде денег и должностей, оно подразумевает смыслы, кооперацию, социальную ответственность, импакт. Концепция нового лидерства получила распространение в мире с пониманием ограниченности природных ресурсов и необходимости менять жизнь вокруг себя.
Светлана Можаева пришла к этой концепции, когда получила предложение возглавить сеть Familia: «Это произошло в марте 2020 года, когда наши магазины закрылись на локдаун, а у меня был месячный ребенок. Мне было страшно, но я решила, что, несмотря на вызовы, не прощу себе отказ. В волатильные времена женщины обычно спокойнее и эффективнее, потому что готовы успокоить окружающих, направить и мотивировать, используя мягкую силу. Хуже всего, на мой взгляд, пытаться копировать мужчин, чтобы завоевать их авторитет. Надо быть собой и использовать то, что дано природой».
Такие изменения приводят к обсуждению новых ролевых моделей для женщин. По мнению Ольги Белявцевой, сегодня работа неотделима от материнства: «Мне не мешали ни дети, ни муж, ни пространство, ни гендеры. Мне должно было быть интересно. И вот когда тебе интересно, все начинает гармонизировать. Гендер уже не имеет значения. Тебя начинают уважать за те решения, которые ты принимаешь, за то, что происходит, за то, что люди в тебя верят. При этом женщина, конечно, должна оставаться женщиной — и выглядеть хорошо, и давать энергию своей семье».
Переход к новой ролевой модели возможен через ощущение большей внутренней свободы, считает Ольга Наумова, старший партнер консалтинговой компании Transformational Partners, экс-генеральный директор «Пятерочки», «Магнита» и Русской рыбопромышленной компании. «Есть шутка: в семье все решает папа, а кто папа, решает мама. То есть подспудные институты женской свободы в России существуют, но в целом женщине пока отведена роль, в лучшем случае, серого кардинала, — поделилась своим видением Наумова. — Лично я человек большой внутренней свободы, но заниженное чувство страха — это скорее девиация. Зато это позволяет мне не думать о барьерах».
Для предпринимательниц в России разработаны и продолжают появляться множество государственных и коммерческих программ, курсов, платформ. Растет, хотя и, можно сказать, медленно, вовлеченность женщин в управление компаниями и корпорациями. «У мужчин и женщин есть разные плюсы и разные минусы. Мужчина хорош, когда нужно вскочить на коня с шашкой. Женщина в этом не очень сильна, и это нормально, — напомнила Светлана Можаева. — Зато когда вокруг хаос, ничего не понятно и ни конь, ни шашка никак не помогут, женщина может всех спокойно рассадить, задачи поставить, тут прибрать, там поправить. В волатильной среде с непонятными перспективами эти женские качества имеют ряд преимуществ. Именно поэтому мы видим, что в последнее время все увеличивается количество женщин на лидерских позициях».
Есть еще и демографический фактор. Выросло поколение, воспитанное на новых ценностях: 43% женского бизнеса приходится на возраст до 35 лет (по данным Минэкономразвития России). Какими могут быть перспективы? «Сейчас при всем многообразии женского запроса важно в рамках профессиональных комьюнити переходить к диалогу, способному монетизировать этот запрос, — предложила Ольга Белявцева. — Мы должны понимать, что способны дать, и люди должны формулировать, чего они ждут. Существует огромный запрос на изменение мышления, потому что старое уже не работает. Поэтому, конечно, нужен диалог и изменение мышления людей. И не только мужчин — женщин тоже. Когда этот диалог возникает, люди понимают, что им нужно, что важно».
Женщины могут внести свой вклад и на таком важнейшем направлении для экономики и общества, как устойчивое развитие. На площадке форума прошел мастер-класс «Осознанное потребление как баланс между потребностями и ценностями», который организовала Лирия Холдина — основательница пространства Dress To Impress, международный имиджмейкер, колумнист и автор статей в онлайн фэшн-изданиях Umagazine (ex-InStyle), Marie Claire, Voice (ex-Cosmopolitan), L’Officiel, Robb Report, Shape, посол мира Федерации за всеобщий мир при ЭКОСОС ООН. «Наш мир стал похож на фуд-корт с посредственным фастфудом, — отметила она. — Мы торопливо готовим еду или перекусываем набегу, на конвейере создаем примитивную музыку, которая быстро устаревает и забывается, что-то печатаем и лепим, выдавая это за современное искусство. Мы шьем безликую одежду сомнительного качества, стремясь за высокими показателями реализованных единиц товара. Это приводит к потере индивидуальности». По мнению Холдиной, важно осознанно подходить ко всему, что мы впускаем в свою жизнь — от одежды до окружения и образа жизни: «Давайте сделаем выбор остановиться, перестать импульсивно потреблять и начать осознанно выбирать каждый раз. Это касается всего: от кофточки для свидания до книги для вечернего чтения. Я верю, что именно осознанное потребление может изменить мир к лучшему».