К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Создать и упростить: как инженеру уйти в бизнес

Дарья Моо, фото из личного архива
Дарья Моо, фото из личного архива
Техническим специалистам не всегда удается проявить в работе свою индивидуальность. Зато их склад ума и знания могут пригодиться в организации бизнеса, который дает массу возможностей для самореализации. Как пройти путь от инженера до предпринимателя, совместив свои интересы и возможности, и как в этом может помочь ГБУ «Малый бизнес Москвы» (МБМ), подведомственное Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы, рассказывает производитель смесей из зеленой гречки для приготовления завтраков.

Выпускница МГТУ им. Баумана Дарья Моо работала сначала в авиастроительном конструкторском бюро, затем в международной компании инженером по оценке рисков аварий на производстве. «Я получила колоссальный опыт и знания о работе больших систем, — рассказывает Дарья. — Но поняла, что мне не по душе занятость, в которую я не привношу свою уникальность. Еще 10 лет у меня ушло на путь к предпринимательству и самой себе».

Из-за особенностей здоровья Дарья Моо увлеклась десертами без глютена и сахара. Настолько, что в 2019 году открыла тематический блог и получила приглашение поделиться опытом в школе полезных десертов. В качестве эксперта по полезной выпечке Дарья Моо проконсультировала с 2019 по 2022 год более 20 000 человек.

Эта деятельность сподвигла Дарью на разработку простой рецептуры блюд из муки зеленой гречки по принципу «просто добавь воды» и создание готовых сухих смесей для теста. «Сначала я думала, что это нереально — создать идеальную сбалансированную мучную смесь без глютена и сахара для приготовления полезного хлеба, оладий, вафель, а сейчас патентую рецептуру, — рассказывает Дарья Моо. — Мышление технолога и стремление к упрощению помогли мне сделать продукт, востребованный в общепите».

Открыть свой цех

В 2022 году Дарья Моо решила вложить собственные 700 000 рублей в запуск бизнеса. Заказала дизайн упаковки для собственного бренда MOOGREEN и выпустила на контрактном производстве 4000 единиц смесей на основе зеленой гречки для выпечки панкейков, блинчиков и вафель.

Открыв продажи на маркетплейсах, предпринимательница поняла, что спрос на продукцию есть. Тогда она купила пищевой смеситель объемом 120 литров и начала экспериментировать прямо в московской квартире. Для снижения уровня шума и вибрации она поставила аппарат на коврик для йоги и начала производить шесть видов смесей. За три месяца проект вышел в ноль.

Через год она перевезла цех на свою малую родину — в Ростовскую область. Арендовала помещение площадью 70 кв. м с отдельным складом. Поставила смеситель, измельчитель, весы и наняла сотрудницу для смешивания и фасовки. Дело шло, но не так масштабно, как хотелось бы Дарье.

Через полгода кузен предложил свой опыт и услуги в качестве начальника производства, а подруга — маркетолога. «С появлением правильных людей у проекта появилась энергия, будто вилку вставили в розетку, — комментирует Моо. —Ребята увидели свое место и возможность применить свои таланты и суперсилы внутри проекта. И это дало мощный эффект». 

Осенью 2023 года MOOGREEN выпускал уже 17 видов продукции, а осенью 2024-го — 26. Расширение ассортимента потребовало новых производственных мощностей. Дарья приобрела профессиональный измельчитель и готовится к покупке полуавтоматического фасовщика.

Предпринимательница вкладывает порядка 90% оборотных средств в развитие, закупку сырья и оборудования. Для решения небольших задач использует заемные средства: «Я регулярно пользуюсь сервисом отсрочки платежей на маркетплейсе, когда мне нужно купить, допустим, 300–500 кг горохового протеина на несколько сотен тысяч рублей, которые я не могу вынуть из оборота».

Наладить продажи на маркетплейсах

С покупателями компания работает через маркетплейсы. В первый год Дарья училась понимать специфику каждой платформы, вовремя делать поставки и составлять привлекательные карточки товара. «Я поняла, что склады маркетплейсов нужно загружать максимально, чтобы товар распределился по всей стране, это очень сильно влияет на продвижение, — делится опытом Моо. — Но самое важное —работа с карточкой товара. Нужно взять лучшее у конкурентов, но при этом выделиться. Если все их карточки зеленые, нужно сделать черно-белую. Если их инфографика перегружена деталями, сделать минималистичную с товаром в центре».

Фото из личного архива Дарьи Моо

Благодаря работе с разными инструментами продвижения и повышению производительности продажи MOOGREEN растут. Так, на одном маркетплейсе в 2023 году оборот составлял 800 000 рублей, а прогнозируемый оборот 2024 года, даже без учета сезонного роста осенью, Моо оценивает в 1,6 млн рублей. На другом маркетплейсе прошлогодний оборот был 500 000 рублей, прогноз на этот год — тоже 1,6 млн рублей. 

Искать клиентов в разных сегментах

Параллельно Дарья Моо решила развивать B2B-продажи. Ее подруга в 2023 году договорилась о поставках смесей MOOGREEN в один из санаториев Кисловодска, где отдыхала. Вскоре появился новый B2B-клиент — сеть кафе полезного питания в Дагестане. Теперь Дарья планирует взять в штат менеджера по B2B-продажам.

Новая аудитория есть и в B2C-сегменте. «Спрос и предложение в нашей нише растут не один год, даже в массмаркете сложно найти супермаркет без отдела здорового питания, — говорит она. — А последние два года у производителей безглютенового питания стало заметно больше клиентов среднего и пожилого возраста. И с ними, конечно, нужно работать».

Фото из личного архива Дарьи Моо

К безглютеновому питанию относят и продукты с высоким содержанием белка. В 2024 году команда Дарьи решила предложить продукты людям на высокобелковых диетах. «Все лето мы готовили к запуску протеиновую линейку MOOGREEN и в начале октября поставили первую партию на маркетплейсы: оладьи, вафли, печенье, шоколадный коктейль и чистый растительный изолят горохового белка», — говорит Моо. Также они работают над линейкой продуктов, которые могут быть востребованы кондитерскими цехами или фабриками-кухнями: кексы, печенья, бисквиты без сахара и без глютена.

Настроить маркетинг с МБМ

Задумав масштабирование в 2023 году, Дарья Моо поняла, что ей не хватает бизнес-экспертизы. Она узнала о бесплатных профильных консультациях МБМ и прошла сразу несколько, чтобы выстроить бизнес-процессы. «Я брала профильные консультации для себя и маркетолога по продвижению в соцсетях, электронных каталогах объявлений, поисковиках, — делится предпринимательница. — Эксперт МБМ помогла нам настроить геотаргетинг, сузить целевую аудиторию рекламной кампании, подсказала идеи для видеоконтента. На повторной консультации мы проанализировали показатели и разобрали ошибки». В результате, например, число подписчиков бренда в соцсети увеличилось в пять раз. И Дарья планирует усилить продвижение. Сейчас каждый месяц у разных блогеров появляется пять-шесть текстов от бренда.

Наиболее полезной стала информация для креатива в рекламных кампаниях. «Меня вдохновило, как можно, оказывается, сочетать текст, картинки и порядок вывода этих картинок, чтобы зацепить потребителя, — говорит Дарья Моо. — Но самым колоссальным результатом я считаю тот факт, что к концу каждой консультации у меня появлялся новый взгляд на процессы, хотелось придумывать, пробовать, подбирать. Рекламные кампании на основе рекомендаций от экспертов МБМ были эффективными».

Следующий этап развития Дарья связывает со сменой помещения и вложениями в маркетинг, на которые планирует потратить до конца 2024 года 3 млн рублей. Предпринимательница не спешит с поиском инвестора, поскольку на примере команды поняла: главное — найти единомышленника, который, как и она, верит в потенциал продукта.

На портале МБМ действует более 35 онлайн-сервисов, с их помощью предприниматели могут решить многие задачи дистанционно. Фото: ГБУ «Малый бизнес Москвы»

На заметку предпринимателю

«Прокачай свой бизнес вместе с наставником» — двухмесячная бесплатная программа, которая помогает предпринимателям вывести бизнес на новый уровень. Под руководством наставника предприниматели смогут определить основные проблемы и пути их решения, изучить возможности для роста и развития своего дела. Программа действует с 2021 года.

«Онлайн-Академия» — платформа с доступом к дистанционному обучению в различных форматах (аудио, видео, текст) от ведущих компаний в сфере бизнес-образования. Контент представлен в четырех рубриках: «Программы и курсы», «Подкасты и аудио», «Вебинары и видео», «Бизнес-библиотека».

Кроме обучающих форматов, на портале МБМ действует более 35 онлайн-сервисов, с их помощью предприниматели могут решить многие задачи дистанционно.

Сервис «Конструктор правовых документов» позволяет грамотно с учетом действующего законодательства составить различные документы с юридически корректными формулировками — от гражданско-правовых договоров до учредительных документов. 

Сервис «Калькуляторы для бизнеса» позволяет быстро рассчитать сумму НДС, взносов ИП, налог по УСН. Кроме того, предпринимателям доступны калькуляторы для расчета выплат по трудовым договорам, отпускным и пени по налогам или гражданско-правовым договорам. 

Сервис «Профильные консультации» — индивидуальные рекомендации по маркетингу, продвижению в соцсетях, настройке рекламных кампаний и работе сайтов от экспертов МБМ. Консультация с экспертом проходит онлайн в удобное для бизнесмена время и длится не более полутора часов.

Онлайн-сервис «Бизнес-боксы» представляет собой бесплатные пакетные предложения от ведущих игроков отечественного рынка цифровых услуг. 

Геоаналитический онлайн-сервис «Оценка потенциала локации» позволяет проанализировать определенное местоположение в пределах города Москвы по ключевым бизнес-показателям: данным по конкурентам, потенциальным покупателям и емкости рынка. Анализ локации доступен для 47 бизнес-отраслей, таких как торговля, общественное питание, бытовые услуги и других.

Реклама
ГБУ «Малый бизнес Москвы»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+