Счастливые люди
Предприниматель Михаил Грачев, сооснователь и гендиректор компании GRASS, производителя автохимии, бытовой химии, средств для клининга и косметики, погрузил слушателей в возможности российского производства. Главный офис компании находится в рабочем поселке Средняя Ахтуба под Волгоградом. Филиалы — в Москве, Праге, Шанхае. Компания запускает более 300 новых продуктов в год. Что нужно для роста?
Совет первый: расширяйте границы. Сейчас компания поставляет свою продукцию во все регионы России и в 43 страны мира.
Совет второй: нанимайте людей с горящими глазами. «Нанимая людей, мы создаем среду. Мы очень много заморачиваемся над внутренней ДНК. Это выгодно отличает нас от других компаний!»
Третье: создавайте самодостаточные команды. «Инструмент взяли в Сан-Франциско, в компании Airbnb. Важная вещь — обучайте и обучайтесь сами. Мы часто ездим в другие компании. Придумали формат «топы на топов» — когда команды садятся и задают друг другу вопросы. В обычном диалоге обмениваемся опытом, как справляемся с той или иной задачей», — перечисляет составляющие успеха Михаил Грачев. В 2007 году сложно было себе представить, что у производителя химии будет 103 agile-команды.
Четвертый лайфхак от успешного волгоградского предпринимателя: руководителю кабинет не нужен. Зато для сотрудников в офисе есть и массажный кабинет, и барбершоп, и ресторан, и бар, и водопады.
«Счастливые люди создают хорошие продукты», — резюмирует предприниматель.
Опережая время
Константин Чайкин, основатель мануфактуры «Константин Чайкин» по производству сложных часов категории люкс с оборотом свыше 220 млн рублей, свое выступление начал с опроса зала: у кого на руках механические часы? Рук было много — сегодня часы уже не главный инструмент для измерения времени, а востребованный аксессуар, одна из ключевых имиджевых составляющих. История мануфактуры началась в 2003 году, когда 21-летний предприниматель загорелся идеей создать турбийон. И за год создал, хотя 19 часовых заводов в России уже не работали. А потом и устройство, которое позволяет автоматически вычислять дату православной Пасхи — потребовалось 27 усложнений, 2506 деталей в механизме. «Мы стремимся всегда делать что-то необычное: каждые созданные в мануфактуре часы оснащены своими изобретениями, не похожи на зарубежные аналоги с точки зрения дизайна или механизма. И это важно для любого маленького бренда, мастера или мануфактуры — отличаться. Когда ты компетентен в своем деле, нужно все время выбирать себе сложные цели», — делится опытом Константин Чайкин. Разработав самые тонкие в мире часы, он не останавливается.
Непрерывные улучшения
86 блинов каждую минуту делают в сети ресторанов быстрого обслуживания «Теремок» по всей стране. С момента основания команда выросла с четырех до 5000 сотрудников. Михаил Гончаров, основатель компании, рассказал о трансформации, которая произошла за 26 лет. На старте — здравый смысл, книги по бизнесу. Но бизнес — это всегда риск. А значит, нужен постоянный анализ процессов, поиск продуктов и услуг, которые пользуются наибольшим спросом, их развитие, корректировка. Принципы, которые показывали себя хорошо в работе, стали частью системы «Теремок 4.0». В основе, как видно из названия, идеи Эдвардса Деминга и кайдзен.
Первый принцип — приверженность руководства делу перемен. «Одно из важных направлений работы именно генерального директора — построение и развитие оргструктуры. Во многих бизнесах просто не хватает каких-то людей или оргструктура построена так, что в принципе развития быть не может», — отмечает Михаил Гончаров.
Следующий принцип — обучение до появления навыка. Обученный таким образом сотрудник уже в «свободном плавании» будет работать качественно и требовать меньше внешнего контроля.
Третий принцип — покончите с зависимостью от массового контроля. «Массовый контроль стоит сумасшедших денег. Чтобы от него отказаться, нужно встроить качество в работу системы. Это можно сделать через внедрение автоматизации и стандартов, обучение сотрудников. Также важно изгонять страхи. Если в компании есть система наказаний за ошибки, рано или поздно это кончится бедой, потому что проблема будет скрываться. А вам, наоборот, нужно знать, что проблемы существуют», — советует предпринимателям Михаил Гончаров. И приводит пример. Лучше пусть бухгалтер скажет, что забыл вовремя что-то отправить, чем компания узнает об этом, получив штраф при проверке.
Еще один важный принцип: отказаться от лозунгов. Гончаров говорит, что такие произвольные цели будут искажать процессы. «Руководство — это работа на улучшение процессов. Если вы знаете, как поднять оборот, как улучшить работу, вот всю свою энергию на это и нужно направить, а не ставить произвольные цели, вроде «хотим роста оборота на 5% или роста прибыли на 10%». И важно помнить, что ограничения есть в любой системе. Только сняв главное из них, можно сдвинуть процесс. Осознав это, мы в какой-то момент просто изменили формат ресторанов. Потому что можно было вводить какие угодно блины и давать дорогую рекламу, сам формат точки на фудкорте был ограничением. Сделав апгрейд, мы его сняли, и это дало мощный прирост», — рассказывает Михаил Гончаров.
Свой формат
Создатель и генеральный директор телеканала «Пятница!» Николай Картозия рассказал, как в себя влюблять. Вот несколько его советов по созданию и раскрутке личного бренда. «Мы с вами должны четко понимать, что предприниматель в России не является национальным героем. Мы с вами не должны рассчитывать на то, что сериалы и кино будут другими. Но мы можем изменить это впечатление через огромное количество шоу, телевизионных или платформенных. А для этого нам нужен формат: то, что мы имеем сегодня, — будто телевидение 30-летней давности, когда все друг у друга берут интервью», — сразу перешел к делу гендиректор «Пятницы».
И привел в пример Дональда Трампа, который 14 лет вел шоу The Apprentice, делая это очень ярко: «Ведущий и формат совпали настолько, что вся страна поверила: он может всем рулить. Вот как важно иметь формат, который бы подходил лично вам. Он может изменять вашу жизнь и стать ракетой-носителем, которая вынесет вас вперед».
У бизнесменов, по мнению эксперта, два глобальных пути. Первый — инфоцыганский: блеснуть ролексом, скупить все, что можно в Дубае, полететь на личном джете на Мальдивы. «Если вы продаете массовый товар, этого и достаточно: вы разжигаете финансовую похоть ваших бедных подписчиков, и это, безусловно, работает», — констатирует Николай Картозия. Второй путь — визионерский: бизнесмены становятся своего рода проповедниками, которые несут не столько бизнес-секреты, сколько определенные правила жизни. «Я, конечно, за второй вариант развития. Мне интересно работать с людьми, которые продвигаются как эксперты, хотят стать эталонным бизнесменом и поменять отношение людей к бизнесу, — признается Картозия. — Вы можете делать что угодно. Ваша экспертиза как бизнесмена бесценна. Но ваши знания нужно завернуть в правильный развлекательный формат. Сейчас время смыслов, время выбора. Нужны люди живые — не похожие на всех, не соответствующие стандартам».
Дневник предпринимателя
Предприниматели, которые понимают ценность личного бренда, в зале как раз были. Денис Кутергин, один из основателей сервиса YouDo, рассказал, что сейчас развивает три новых направления: ведет подкаст «Основатели», запустил свой инвестфонд и акселератор, готовится анонсировать бизнес-клуб. Он поделился с предпринимателями, насколько полезной вещью оказалось ведение дневника: «За 15 лет у меня много подтвержденных фактов, что все вещи, о которых в дневнике ноешь и которых боишься, — это просто обычные задачи, которые мы как предприниматели так или иначе разрулим». Еще один инсайт: если бизнес неотделим от владельца, надо честно признаться себе, что ты самозанятый, а не бизнесмен. Бизнес — это товар, который можно продать. «Хотя большую часть моего предпринимательского опыта интересы бизнеса были гораздо выше моих личных. Я собой чаще жертвовал, чем интересами компании», — признает он и свою ошибку. Важно не полагаться только на себя, иметь партнеров, инвесторов, советников.
Стратегическое мышление
Сергей Горьков, председатель Российско-Эмиратского делового совета, рассказал предпринимателям о том, чему учит игра в го. С игрой в го он познакомился по совету Генри Киссинджера, который признался, что учиться понимать Китай лучше не по его книге, а через игру. «Взаимодействие с китайцами построено в первую очередь на глубинном понимании конструкции, как они мыслят. Главный принцип го — мультимодальность. Есть огромное количество тенденций, disruptive technologies, которые нас с вами окружают. Мир не устроен линейно. И китайцы понимают это очень хорошо», — делится Сергей Горьков.
Мультимодальная стратегия — та, в которой заложено сразу много векторов. И важно не угадать, а точно знать, как переключиться. И это особенно ценное умение при освоении новых рынков.