— Ваш бывший партнер говорит, что вы умеете все умножать на сто. Когда вы этому научились и какие качества для этого требуются?
— Наверное, когда первый галстук надел. Первая предпосылка — по лекалам можно тиражировать то, что хорошо организовано. А вторая — нужно иметь природное стремление к масштабированию.
— Многие боятся расти.
— У меня всегда был страх не расти. Конечно, любой бурный рост — это риск, к росту надо быть готовым: бизнес должен быть хорошо структурирован, правильно управляться, все должно быть задокументировано, IT-платформа — быть масштабируемой.
— У вас был банк. Сейчас вы занимаетесь финтехом. Произойдет ли эволюция банков во что-то иное?
— Быстрая трансформация банков маловероятна. Банкиры галстук всерьез носят, а не как я, чтобы выделиться на вашей конференции. У них нет пристрастия к жизни в ситуации повышенных рисков, характерного для предпринимателя. А вот делать что-то новое совместно с финтехом банки будут.
— Если сравнивать бизнес в России с походом в гору, какие инструменты надо взять?
— Терпение, а точнее, настойчивость в достижении цели, и эмоциональный интеллект, чтобы с самим собой бороться.
— Что для вас значат кризисные времена?
— Ничего хорошего в кризисах я не вижу, потому что это всегда стресс. Косты урезаем, самолеты продаем. Все как положено.
— Вы на них реагируете эмоционально?
— Нет, я вообще очень сдержанный руководитель. Есть в восточных единоборствах принцип мидзу-но кокоро — дух как вода. Надо просто созерцать мир как бы через гладь озера своего сознания, которое должно находиться в состоянии стабильности, чтобы волны на поверхности не приводили к искажению восприятия мира.
— Чего вам не хватило, чтобы быть еще успешнее?
— Эмоционального интеллекта. Я уволил в свое время толковых людей, некоторые из них стали потом миллиардерами. Вторая большая ошибка — у меня было слишком много разных проектов.
— Осень 2024 года. Что бы вам хотелось создать еще?
— Я, собственно, и создаю цифровые финансовые бизнесы в разных странах мира. Скорость роста должна быть не меньше 35% в год — она говорит о том, что ты не спишь. Глобально развивать бизнес — это, во-первых, интересно: сложное задание, квест. Во-вторых, диверсификация. В-третьих, у нас есть важное преимущество: компаний нашего уровня в кредитном финтехе мало.
— На какой вопрос, касающийся не бизнеса, а человечества в целом, вам хотелось бы узнать отгадку?
— Меня интересует природа человека и природа Человека 2.0, то есть человек плюс искусственный интеллект. Я считаю, что роботизация — это совершенно нормально. Киборги — наше будущее, не увернуться нам от этого.
— Если бы сегодня вам надо было срочно масштабироваться, в какую страну пошли бы?
— Мы сейчас заходим в Саудовскую Аравию, Египет, Пакистан, Мексику, дальше — Филиппины и Бангладеш. В Индии мы уже есть, и это огромный рынок, 1,6 млрд человек, который растет очень быстро. Там возникают каждый день новые ниши и мало конкуренции.
— Нас там ждут?
— Ждут вас только дома. А во всех остальных странах вас поджидают. В чужой стране бизнес развивать — это всегда квест. Менталитет разный, рынок труда отличается, много нюансов.
У индусов, например, часто возникает «комплекс махараджи»: если у человека есть хотя бы один подчиненный, то он уже зачастую больше ничего сам не делает, все перепоручает. В Мексике с кадрами проблема, потому что там всегда «маньяна» — все завтра, ничего быстро не происходит.
— Чего бы вы пожелали тем, кто хочет масштабировать свой бизнес?
— Найти свою формулу жизни. Потому что самые большие достижения — это все-таки не деньги и даже не проекты, а формула жизни, которая тебя делает счастливым.