«95% успеха инвестора — это не тысячи решений, а всего три-четыре»
1. Инвестиции — самая конкурентная игра в мире. По разным подсчетам, 800 млн человек инвестируют с целью обеспечить семью и стать состоятельным человеком — пока ты спишь, кто-то другой работает. Как член совета директоров биржи, могу со 100%-ной уверенностью сказать: чем больше ты пытаешься угадать, чем больше у тебя сделок, тем меньше будет твоя годовая доходность, тебя будут всегда обыгрывать профессиональные трейдеры. На эти игры можно тратить уйму времени. Единственное, что работает — я узнал это еще в университете, — долгосрочные инвестиции: купить долю в определенной компании и ждать, когда она вырастет.
2. Доходность Уоррена Баффета, самого успешного в мире инвестора, за последние 60 лет составляет 20% в год. Потеряв в 1974 году половину своего капитала, Баффет сказал, что главное в инвестировании — количество лет в игре, но важно никогда не обнуляться, чтобы не пришлось начинать заново. Когда говорят о сверхдоходах, я всегда понимаю, что за этим стоят скрытые риски. Стремление к сверхдоходности всегда заканчивается потерями, поэтому моя целевая доходность — те же 20%, что у Баффета.
3. 95% успеха инвестора — это не тысячи решений, а всего три-четыре, и обычно их надо принимать быстро и на основе неполной информации. Если твоя «нейронка» на это не натренирована — у тебя нет шансов: в нужный момент ты не будешь готов к решительным действиям. Поэтому постоянно тренируйте мозг, следите за информационным потоком, изучайте опыт практиков.
Скорость решает. Когда в 2016 году я инвестировал в быструю доставку продуктов питания Flushing Post, перспективы этого сервиса были совсем не очевидны. Но коронавирус посадил всех по домам, и оборот Flushing Post вырос в три раза. Уже в конце года крупнейший в Германии производитель пива пришел с предложением выкупить компанию за €1 млрд. Так и создаются большие капиталы. Могли мы знать в 2016 году о грядущей пандемии и взлете сервисов доставки? Но тренд роста спроса на доставку проявлялся.
4. Прибыль аккумулируется у небольшого числа бизнесов: в 2023 году 80% всей мировой прибыли пришлось на 500 компаний и только 20% — на миллионы других. Нужно стремиться к покупке долей в крупных компаниях. Я, например, покупаю «единорогов» на зрелых стадиях. Сейчас в мире порядка 1500 таких компаний, в моем личном хит-листе 150 — это те, где я в этом году купил долю. «Единороги» часто вырастают с $1 млрд капитализации до $10 млрд, до $100 млрд, появились даже «триллионные» компании.
5. Новые ценности создаются в компаниях, но паркуются в недвижимости: там сейчас почти 60% мирового капитала. Вывод такой же, как в случае с вложениями в «единорогов»: мои деньги должны быть там, где аккумулируются деньги всего мира.
6. Как сделать прорыв, если у тебя низкий капитал? Строить компании, добавляя к капиталу свой труд. В Европе самый быстрый способ стать миллионером — найти команду, разработать идею и заложить 10 лет на ее реализацию.
7. Инвестировать надо с установкой на улучшение мира — иначе в чем тогда смысл вложений? Когда я собирался создавать онлайн-магазин обуви в России, мне говорили, что женщины здесь никогда не будут покупать обувь по интернету. Если бы я с этим согласился, у меня бы здесь ничего не было. Я инвестирую в Нигерию, Танзанию, Бразилию — в страны, которые сейчас отстают, но завтра будут догонять.