Пленарная сессия была посвящена важнейшим вопросам устойчивого развития в России: сохранению приверженности ESG, несмотря на сложные рыночные условия, новым именам в списке последователей этого направления и новым практикам, которые применяют компании.
Актуальные ценности
Надежда Галактионова, директор по устойчивому развитию розничной сети «Магнит», рассказала, что компания подтвердила корректность выбранных направлений своей стратегии устойчивого развития после исследования, проведенного совместно с учеными-футурологами, экспертами и социологами, посвященного предпочтениям потребителей через 20–30 лет. Было выделено несколько мегатрендов: длительный период социальной активности серебряного поколения (отложенный выход на пенсию), продолжающаяся урбанизация (приток людей в крупные агломерации и, соответственно, необходимость поддержки малых и средних городов), индивидуализация (акцент на себе, на своем благополучии, здоровье), повсеместная цифровизация (персонализация всего: услуг, контента, стиля и т. д.) и трансформация рынка труда и образования (увеличение временной или частичной занятости, конкуренция с искусственным интеллектом в базовых профессиях).
«Выявленные тренды помогли определить, какие модели потребления стоит ожидать в ближайшие десятилетия», — отмечает Надежда Галактионова. Вместе с учеными мы выделили шесть ключевых групп потребителей будущего, у каждой из них свои характеристики. Например, для группы осознанных потребителей очень важно при выборе продукта, как он был произведен, с помощью каких технологий, как производитель поступает с отходами и заботится о планете. Именно эта группа переходит на растительное мясо и соевые продукты. А для группы технологических потребителей важнее скорость — они предпочитают готовую еду, утилитарное питание, которое можно получить как онлайн, так и офлайн.
Проанализировав результаты, «Магнит», по словам Галактионовой, оценил актуальность текущих проектов и планов в рамках стратегии устойчивого развития. Потребность в экологичности, например, означает в том числе корректное и рациональное обращение с продуктами питания, и одним из решений этой задачи выступает проект компании по фудшерингу. Также тренд экологичности находит отражение в работе с упаковкой — сейчас перерабатываемой является уже 68% упаковки продуктов под собственными торговыми марками. В ближайших планах компании — дальнейшее развитие локального производства, работа с фермерами, создание отдельной цифровой платформы для социальных инициатив, новые ЗОЖ-инициативы. «Ценность ESG-повестки никуда не уходит ни для компании, ни для потребителя: он хочет жить нормальной жизнью, в здоровой, чистой, комфортной среде, и наша задача, всем вместе ему в этом помогать», — заключает она.
Владимир Жуков, вице-президент по работе с инвесторами и устойчивому развитию «Норникеля», также считает, что ESG-повестка очень актуальна для российских компаний — для «Норникеля» это часть стратегии. Он отмечает также, что азиатские партнеры «зачастую обгоняют европейских и американских конкурентов с точки зрения требований в области устойчивого развития и экологических стандартов. К примеру, пока в Европе и США обсуждают, надо ли вводить обязательное раскрытие нефинансовой информации, биржи в Шанхае и Шэньчжэне уже постановили, что с 2026 года все местные компании с листингом у них будут обязаны раскрывать нефинансовую отчетность».
Елена Тябутова, генеральный директор Unilever, поделилась опытом сохранения стратегии, которая была принята глобальной Unilever в 2021 году, и ее локализации при автономной бизнес-модели: «Мы определяем локальные приоритеты ESG-повестки. Если раньше больше внимания уделяли букве E — всему, что связано с окружающей средой, углеродным следом, упаковкой, биоразлагаемостью и т. д., то сейчас не деприоритизируем остальные две буквы». Эксперт подробно рассказала о социальном треке и работе с собственными сотрудниками. Например, пересмотрен подход к возрастному составу: помимо программ для юных талантов появились программы по привлечению профессионалов зрелого возраста. «Мы смотрим на гибкие графики труда, мониторим зарплаты, внедряем разные типы мотиваций для разных уровней сотрудников, — перечисляет Тябутова. — И это находит отклик, несмотря на сложные регионы присутствия».
Виктория Хаба, вице-президент по HR и организационному развитию ГК «Аквариус», ведущего российского разработчика, производителя и поставщика компьютерной техники и IT-решений, объяснила, почему компания начала уделять внимание вопросам устойчивого развития в не самое простое время — в 2022 году. Группе почти 35 лет, но только теперь в ней осознали, насколько перекликается тема социальной ответственности с актуальными задачами бизнеса: «Востребованность инженеров сейчас как никогда высока, — уточняет Виктория. — При этом молодые люди, которые приходят на собеседования, говорят не про деньги, а про то, что хотят оставить свой след в реализации интересных и значимых задач. Для них нужны уже другие инструменты стимулирования и удержания».
В «Аквариусе» развернули большую системную программу для детей, школьников и студентов — «Больше, чем старт». Она охватывает четыре ступени работы с российской молодежью. В рамках первой ступени в городах присутствия — Шуе Ивановской области и Твери — открыли две станции юных техников, где детей с шести лет обучают радиоэлектронике и программированию. Последующие 3 ступени охватывают учащихся колледжей и техникумов, студентов и выпускников вузов.
«Нехватка высококвалифицированных специалистов — общая рыночная проблема, — продолжает Виктория Хаба, — Необходимы новые подходы».
Благодаря регулярным опросам сотрудников компания запустила программу «Кафетерий льгот», в рамках которой каждому вне зависимости от должности выделяется одинаковый бюджет и предоставляется право выбрать, куда направить эти деньги. «Это стало нашей фишкой — возможность самому выбирать привилегии, которые больше всего соответствует твоим предпочтениям», — делится опытом Виктория Хаба.
Сергей Кржановский, директор по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти «Росводоканала», поделился взглядом на ESG со стороны компании, оказывающей жилищно-коммунальные услуги населению: «У нас 7 млн потребителей по всей стране, мы работаем в 20 городах и постоянно сталкиваемся с последствиями событий природного или техногенного характера, — поясняет он. — Наша основная задача при этом — обеспечение устойчивого, качественного и безопасного водоснабжения и водоотведения».
На ее решение направлен целый ряд проектов, в первую очередь экологических. Например, вместе с Институтом катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения РАН специалисты «Росводоканала» разработали каталитическую установку сжигания осадков, которая не только перерабатывает отходы канализации, но и сокращает углеродный след. Также компания планирует разработать отраслевой стандарт качества, надежности, энергоэффективности в сфере ЖКХ, который можно будет в дальнейшем использовать при установлении тарифов или при допуске определенных игроков на рынок.
Бизнес и климат
На сессии «О климате и не только: экологические инициативы российских компаний» участники форума обсудили важность и юридические аспекты климатической составляющей в повестке ESG и рассказали о своих ключевых проектах в области экологии, приобщении сотрудников и клиентов к ответственному обращению с природой.
Анатолий Кузнецов, партнер, руководитель практики экологии и промышленной безопасности адвокатского бюро «Бартолиус», обратил внимание участников сессии на то, что аудит должностных инструкций и локальных актов, оценка соответствия и разграничения ответственности позволяют снизить риск расширения круга ответственных лиц, оперативно реагировать на изменение состояния предприятия и на последствия инцидентов в случае возникновения аварий и, соответственно, избежать приостановления деятельности в работе предприятия.
Ольга Калашникова, начальник управления экологией ПАО «Северсталь», рассказала о стратегии по декарбонизации «Вместе к низкоуглеродной металлургии будущего», в которой обозначена цель — снижение углеродной интенсивности на 40–60% к середине столетия. Мероприятия для выполнения первого этапа уже идут. В отношении более далекого будущего специальная группа коллег ищет решения в шести направлениях: инновации в энергетике, металлургии, хранении и улавливании СО2, водороде. Отдельное направление — расширение портфеля «зеленых» продуктов. Это не только традиционные низкоуглеродные продукты, но и продукты, которые способствуют снижению нагрузки на охрану окружающей среды и декарбонизацию смежных отраслей, например, производство стали для водородопроводов, заводов СПГ, различные шпунты, габионы, фортификационные сооружения и пр.
Каждый из 48 000 сотрудников «Северстали», по словам Калашниковой, знает обо всех природно-климатических проектах: во внутренний системе обучения есть курс про климат, на котором слушателям простыми словами рассказывают о существующих проблемах, путях их решения и планах компании в этом направлении.
«Норникель», одна из крупнейших горнометаллургических компаний в мире, по словам руководителя направления адаптации к изменению климата Алихана Аварского, за последние 2 года потратила на цели, связанные с изменением климата, около 14 млрд рублей. В частности, эксперты Института физики атмосферы РАН сделали для «Норникеля» прогноз для региона присутствия компании (Норильск, Кольский полуостров, Забайкальский край), определив приоритетные риск-факторы. Например, в Норильске средняя температура воздуха продолжит расти до полутора градусов в год, что приведет к усилению сезонного протаивания грунтов. «Будет больше гроз, что очень беспокоит наших энергетиков, и в целом разбалансировка режима осадков, — поясняет Аварский. — К этим изменениям необходимо адаптироваться уже сейчас».
У компании «Эн+» много климатических проектов, связанных с энергетикой и металлургией, рассказывает Алексей Спирин, директор департамента по климатическим рискам компании. Самый масштабный — программа «Новая энергия», в рамках которых «Эн+» намерена повысить эффективность выработки энергии на ГЭС Ангарского и Енисейского каскада при том же объеме воды, пропускаемом через гидротурбины. Благодаря модернизации ГЭС и дополнительной «зеленой» энергии, программа поможет значительно уменьшить углеродный след «Эн+» за счет сокращения выбросов парниковых газов угольными станциями компании.
У золотодобывающей компании «Полюс» тоже обширная климатическая повестка, основное направление которой — снижение прямых и косвенных выбросов парниковых газов. Успехи уже ощутимы: в 2021 году за счет прямых договоров с гидроэлектростанциями компании удалось достичь использования стопроцентной электроэнергии из возобновляемых источников, делится начальник управления устойчивого развития «Полюса» Дарья Григорьева.
Объем знаний и инициатив по климатической повестке прогрессирует, поскольку ее важность осознают все компании. Любовь Лукина, руководитель отдела развития «Первого Питомника», познакомила всех участников с мискантусом — растением, из которого можно производить целлюлозу: «Самое главное из его преимуществ — поглощение СО2, — рассказывает эксперт. — Гектар мискантуса собирает около 26 т углерода. Для сравнения, 1 га смешанного леса забирает 4–6 т, хвойнного — 8 т».
«Первый Питомник» выращивает мискантус в нескольких регионах и уже реализует несколько проектов на основе сырья из этого растения. Например, наполнитель для 3D-бетона. Из мискантуса также можно производить топливные пеллеты, биокомпозиты, грубый картон, бумагу, упаковку и многое другое.
Faberlic — компания, которая уделяет особое внимание вопросам, связанным с экологией и окружающей средой. «Мы активно участвуем в социально-экологических проектах, поддерживаем инициативу по раздельному сбору пластиковой упаковки и сохранению ценных ресурсов, а также создаем эколинейки с максимальным использованием натуральных ингредиентов», — отмечает Екатерина Беспятых, PR-директор компании и руководитель социального проекта «Я-МАМА».
Одна из свежих инициатив — выпуск парфюма It’s Clear. Упаковка парфюма подлежит повторной переработке: колпачки флаконов выполнены из пробкового дуба, кора которого самовосстанавливается без вреда для растения, а в пеналы заключены живые семена незабудки, которые могут прорасти в земле.
«Именно такой яркий пример остается в памяти у потребителя, потому что упаковку можно не выкидывать, а посадить, и из нее вырастет что-то полезное, хорошее, красивое», — уточняет Екатерина Беспятых.
Парфюм It’s Clear, как и проект «Экострана» по сбору пластика, который остается после использования косметики и других уходовых средств Faberlic, отражает экологичную философию компании. «Мы уверены, что вести экологичный образ жизни способен каждый. Для нас очень важно поддерживать такие проекты и помогать делать мир красивее и чище!», — говорит эксперт.