Шанс с Альфой: как стипендиаты банка учат незрячих детей и бросают вызов Маску
Как участники узнали о программе Альфа-Шанс
Программа Альфа-Шанс существует уже 29 лет, и за это время она успела превратиться из московской инициативы в федеральный проект. Ежегодно члены экспертного совета определяют студентов, которые лучше всех презентовали себя и рассказали не только о своей научной деятельности, но и о жизненных целях. Принять участие в программе может любой студент российского государственного вуза с 3, 4 или 5 курса бакалавриата или последних курсов специалитета.
Данил Косихин
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, 3 курс. Разрабатывает портативную нейрогарнитуру для считывания сигналов головного мозга.
— Я участвую второй год подряд, несмотря на то, что сейчас я на третьем курсе. В первый раз подавался вместе со своим университетским товарищем, который учится на том же направлении, но на год старше. В социальных сетях увидели объявление и решили вместе податься. В этом году я уже решил попробовать свои силы самостоятельно, и у меня получилось, чему я очень рад. Мне нравится то, что я делаю, нравятся инженерные задачи, которые нужно решать в рамках проекта. Я понимал, что если я по пути куда-то подамся и выиграю — отлично, не выиграю — значит, опыт будет.
Карина Смирнова
Московский городской педагогический университет, Самарский филиал, 3 курс. Хочет пройти обучение в российской кинологической федерации по танцам с собаками и продолжить популяризацию кинологического спорта в стране.
— О конкурсе узнала в одной из самарских групп в ВК, еще на втором курсе, и точно настроилась подавать заявку в будущем. Уверенности придавали мои разносторонние увлечения и успехи в них. А еще именно на третьем курсе благодаря аккредитации Самарской региональной федерации кинологического спорта я смогла официально участвовать на всероссийских соревнованиях и получить звание мастера спорта! И это именно наши заслуги — мои и моих собак.
Евгения Тягушева
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, 4 курс. Занимается исследованиями в области определения нарушения сердечно-сосудистой системы у младенцев.
— О конкурсе Альфа-Шанс я узнала совершенно случайно. Как обычно и бывает в таких историях, за три дня до окончания подачи документов. Был поздний декабрьский вечер, когда я вдруг решила перед сном поискать информацию с ключевым словами «гранты, медицина, 2024». И на третьей странице нашла ссылку на стипендиальную программу. Ознакомилась и поняла, что, скорее всего, студенту медицинского института здесь не совсем место, и благополучно закрыла вкладку. Но на следующий день мне все же не давало покоя прочитанное. Уверенности именно в победе, конечно, не было. В связи с этим изначально двигало олимпийское правило — «главное не победа, а участие». А еще опыт и возможность быть оцененным компетентными членами жюри.
Что было сложного при подаче заявки на Альфа-Шанс
Чтобы стать участником программы, достаточно подать онлайн-заявку с мотивационным письмом или небольшим видео. Студенту нужно в свободной форме рассказать о себе, своих проектах и увлечениях, а также приложить любые подтверждения своих успехов, например, грамоты или сертификаты. Впрочем, одна сложность все же есть. Победители отмечают, что иногда невозможно уместить все свои достижения в пару минут.
Евгения Тягушева
— Больше всего меня интересовало и волновало видео для визитки. Необходимо было вставить как можно больше визуализации деятельности, которой ты живешь, — учеба, наука, педиатрия. Единственное, не смогла запечатлеть на видео, — маленькие отрывки игры моей волейбольной команды, не хватило времени.
Булат Минуллин
Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова, 3 курс. Занимается продвижением инклюзивного образования, обучает нотной грамоте незрячих, планирует приобрести необходимые материалы и инструменты для обучения.
— При подаче заявки сложнее всего было уложиться в определенные параметры, но мы с этим справились. Хотя о каких-то достижениях я все же не успел рассказать. Например, в 2016 году я выступал с Казанским камерным оркестром La Primavera, играл концерт Баха для клавира с оркестром, для меня это важное и знаковое событие. Также много достижений связано с ансамблем «НеЗаМи», в составе которого я выступаю и которому исполнилось уже 11 лет. В 2019 году при поддержке благотворительного фонда, созданного нашими родителями, открыли студию, где я преподаю сольфеджио, фортепиано и нотную грамоту по Брайлю. Сейчас ее посещают около 50 человек.
У меня не было какой-то уверенности в победе. Я просто хотел, чтобы больше людей знали об этой проблеме. Хотелось, чтобы люди понимали, что незрячим детям также нужно заниматься музыкой, а для этого надо овладеть нотной грамотой по Брайлю.
Ярослав Смирнов
Новосибирский государственный университет, 3 курс. Работает над устройством, решающим проблемы адаптации существующих моделей искусственного сердца под размеры грудной клетки детей.
— Сам процесс составления заявки нельзя назвать трудоемким, это большой плюс. Наверное, больше всего времени я потратил на монтаж ролика-визитки. Одной из своих сильных сторон я считаю многозадачность — ведение нескольких проектов, учеба, работа, наука. Это закаляет.
Данил Косихин
— Наверное, главная трудность для меня — донести информацию о том, что я делаю, объяснить, почему это важно. Поэтому самое сложное — это понятно сформулировать, чем я в принципе занимаюсь и почему мое устройство (портативная нейрогарнитура для считывания сигналов головного мозга) может быть полезно миру.
Какими проектами и исследованиями занимаются участники
Никаких ограничений по специализации в программе нет: в этом году заявки подавали программисты, математики, экономисты, юристы, биологи, психологи, физики, музыканты и многие другие. Все они достаточно давно занимаются своими проектами, периодически сталкиваясь с трудностями в процессе своей научной или творческой деятельности, и стипендия Альфа-Банка может помочь в их разрешении.
Карина Смирнова
— С самого детства я любила животных, всегда ходила с маленьким белым игрушечным пуделем в обнимку. Долго упрашивала родителей завести собаку, и в 2013 году случилось чудо — папа шел из магазина и увидел маленького щеночка под балконом, мы с мамой пошли его покормить и вернулись вместе с ним. Сейчас этому щенку почти 11 лет! Это Жужа, моя первая собака, с которой я начала свой путь в спорте и кинологии.
Самое сложное, как ни странно, — это погода и отсутствие в Самаре специализированных манежей. Дождь, снег, ветер, палящее солнце — все то, с чем приходится бороться в тренировочном процессе. Кинологические центры в помещениях, как правило, совсем небольшие, но мы рады и такому.
Идея моего проекта — образовательные мероприятия, в процессе которых мы вместе с моей собакой Денди рассказываем школьникам и детям о танцах с собаками, основах бытового обучения собак и взаимодействия с ними, акцентируем внимание на ответственном отношении к своим питомцам. Дети в восторге от умений Денди, их восторженные глаза и высказывания — вот то, ради чего все это!
Евгения Тягушева
— Научный интерес к определению нарушений сердечно-сосудистой системы проявлялся у меня еще с первого курса. Над этой темой в разных ее аспектах работают многие ведущие ученые нашей страны. Сейчас мы занимаемся поиском маркеров, которые могли бы послужить прогностическим критерием развития нарушений сердечной деятельности у детей. Теперь я могу с уверенностью рассчитывать возможности выполнения определенного этапа работы. Верю, что благодаря именно этой победе мы будем на один шаг ближе к цели и сможем внести частицу наших знаний в огромный пласт современной науки!
Булат Минуллин
— В ноябре 2022 года мы были с концертом в Набережных Челнах в специализированной школе №75, где познакомились с педагогом Татьяной Садыковой. Ребята, которые там обучались, устроили импровизированную творческую встречу, концерт, где пели песни, играли произведения на фортепиано, и Татьяна Владимировна поведала нам о проблеме. В Набережных Челнах нет педагогов по нотной системе Брайля, и детям автоматически становится недоступно поступление в высшие и средние учебные заведения. Мы увидели очень много одаренных ребят, которые действительно стремятся заниматься музыкой. Я сам знаю, что проблема с педагогом может решаться не один год, и хочу поделиться своими знаниями, чтобы они смогли продолжать обучение. Моя мама меня поддержала, и с января прошлого года мы стали ездить в Набережные Челны. Приходилось преодолевать по 500 километров в день туда и обратно, это очень тяжело. Для первого группового занятия я заготовил нотные материалы, и когда дети смогли их прочитать, это у них вызвало большой восторг.
Совместная работа незрячего и зрячего педагога приносит очень хорошие результаты, особенно если зрячий педагог — музыкант. Но нам не хватает учебного материала. Кроме того, в нашей республике за пределами столицы нет зрячих или нормотипичных педагогов, которые владели бы нотной грамотой по Брайлю.
Данил Косихин
— Я только в самом начале пути, хотя у меня есть опыт прототипирования. С детства я занимался в технопарке «Кванториум» в своем регионе. Мне была интересна тема киберпанка, но отправной точкой можно назвать историю с Илоном Максом и чипом Neuralink. Я подумал — а может быть, есть решение, где не надо что-то встраивать в голову, чтобы можно было также пользоваться подобной технологией.
Изначально идея была связана с восполнением утраченных человеческих функций, но такие решения уже существуют. Тестируя гипотезы, мы пришли к тому, чтобы помогать нейропсихологам в терапии, а именно — работать над повышением концентрации внимания у детей с СДВГ, улучшением их обучаемости и общего самочувствия. Впрочем, пока это тоже гипотеза.
Чтобы заниматься этой темой, нужно учить много всего — это электроника, бизнес, биология и нейробиология. Одному это сделать было бы нереально, благо у меня есть небольшая команда из четырех человек, включая меня. С распределенными ролями как-то попроще. Для нас это первый опыт разработки с нуля, поэтому весь процесс тоже нельзя назвать простым.
Что изменится в жизни, учебе и работе победителей конкурса
Победители Альфа-Шанса сами определяют, на что потратить стипендию. Это может быть инвестиция как в дальнейшее обучение, разработку инновационного проекта или исследовательскую деятельность, так и в саморазвитие, творческие увлечения, путешествия или покупку техники, которой не хватает для более комфортной жизни и учебы.
Булат Минуллин
— Изначально я планировал выпустить сборник, который будет состоять из простых песенок: «В лесу родилась елочка», «Маленькой елочке холодно зимой» и так далее. Но со временем у нас в Набережных Челнах стали проводиться интересные уроки, где ребята на стихи одной из учениц написали музыку, и песни, которые получились, войдут в этот сборник. Также, помимо ребят из Набережных Челнов, я хочу подключить своих учеников из студии, и, я думаю, у нас получится очень хорошая совместная работа.
За год работы с ребятами мы достигли хороших результатов: они закрепляют и изучают новые темы по нотной системе Брайля с помощью композиций, песенок, своих сочинений. Поддерживает мама, педагог и фонд, команда ансамбля «НеЗаМи». К освещению проблемы присоединилась Казанская консерватория, в которой я учусь, и Министерство культуры Республики Татарстан.
Карина Смирнова
— С победой в конкурсе у меня появилась уверенность в себе и своих силах. Победа позволит мне получить кинологическое образование, пройти обучающие тренинги и семинары. После них я смогу применить эти знания в тренировочном процессе моих спортсменов, во время проведения образовательных дог-уроков и показательных мероприятий, которые помогут привлечь желающих на занятия.
Данил Косихин
— С получением нового финансирования мы начнем разрабатывать улучшенную версию нашей гарнитуры, отрабатывать недостатки предыдущего образца. И да, эти деньги позволят обрести определенный план действий. В идеале это оплата аутсорса для разработки нескольких блоков в устройстве, покупка компонентов и, возможно, сырья для наших датчиков, какого-то оборудования для тестирования, чтобы понять, правильные ли мы сигналы в принципе ловим.
Ярослав Смирнов
— Проблема лечения сердечной недостаточности очень актуальна, так как до сих пор не предложено оптимального лечения таких пациентов. Большое число осложнений и трудностей заставляет думать над их решением. После победы я смогу использовать средства для создания лабораторной модели и проведения экспериментов, что позволит оценить устройство в действии и внести необходимые корректировки.
Участие в программе Альфа-Шанс — это не только денежные гранты, но еще и возможность присоединиться к сообществу с доступом к дополнительным образовательным возможностям и нетворкингу. Узнать больше о программе можно на официальном сайте.