Сегодня почти каждая сеть или ретейл-компания — по сути, IT-компания. Отрасль конкурентная, поэтому ретейлеры первыми применяют новейшие технологии, многие занимаются собственной разработкой и внедряют передовые решения быстрее других игроков FMCG. Именно технологии определяют качество, непрерывность бизнес-процессов, маршрутизацию, логистику, клиентский опыт.
Собравшиеся на бизнес-завтрак представители передовых в технологическом отношении ретейл-компаний обсуждали текущую ситуацию на рынке, сверяли часы и вместе размышляли над тем, какие риски грозят рынку и как к ним можно подготовиться.
Что осталось
Никита Горбачевский, директор направления «Торговля» компании Cloud.ru, заметил, что мир быстро меняется и сам цикл изменений тоже ускорился: «Уже два года мы живем в реальности, где официально нет основных мировых производителей, где слово «импортозамещение» слышится отовсюду».
Как ретейлеры действуют в ситуации ухода привычных вендоров? «В 2022 году Магнит переходил на SAP, — поделилась Татьяна Коваль, директор по архитектуре и инфраструктуре компании «Магнит». — Мы достаточно быстро поняли, что в историю с импортозамещением заходим надолго. Поэтому работу на SAP мы остановили и продолжили использовать те продукты, которые должен был заместить SAP — продукты собственной разработки и российские решения». Параллельно в компании шла работа, которую нельзя назвать импортозамещением: скорее это отказ от вендорских продуктов в случаях, когда их использование предполагало возможность работы только с одним вендором и переход на иного подрядчика был дорогим и проблемным. «Это мировая тенденция. Эта работа и у нас шла, импортозамещение ее просто ускорило», — добавляет Татьяна Коваль. Программа импортозамещения у «Магнита» основывается на модели оценки риска использования определенных технологий. По этой программе у ретейлера каждый год замещается некоторое количество самых высокорискованных продуктов.
В облачных технологиях «Магнит» тоже перестроился, заместив зарубежных облачных провайдеров на российских.
Свои решения
Остальные участники дискуссии тоже отметили, что переход на новые рельсы прошел довольно гладко. «У нас не было привязок к облачным решениям, все было on premise (ПО или приложения устанавливаются и функционируют на собственных серверах и инфраструктуре компании-заказчика. — Прим. ред.). И поэтому каких-то глобальных отключений не случилось. Мы постепенно производим импортозамещение. Но при этом основная ERP у нас по-прежнему SAP, потому что мы на ней уже работали. Пока рассматриваем другие варианты. Это вопрос серьезный и точно небыстрый. В то же время, например, в е-commerce мы пошли в сторону импортозамещения. Все три наши сети работают на собственном решении. Мы перешли с SAP Hybris и на Open Source сделали фактически масштабируемую систему для е-commerce по интернет-заказам, получению, выдаче и так далее», — рассказал Николай Ермаков, технический директор, член правления ГК DM Group.
А вот Wildberries и «Авито» перестраиваться не понадобилось, потому что их стратегия изначально была построена на собственных разработках. «У нас, по определению Нассима Талеба, максимально антихрупкая компания, — отметил Павел Сапогов, директор по инновациям Wildberries. — У нас много сервисов, которые задублированы или даже в тройном количестве существуют. Внутри есть конкурирующие команды. Если есть что-то интересное, то у нас должно быть такое же свое. Например, Zoom прикольный, но давайте сделаем WB-стрим. Оглядываясь назад, видим, что по факту мы делали правильные ходы».
Многие ретейлеры сегодня предлагают в рынок решения, которые изначально разрабатывали для себя. В ГК DM Group, например, появилась своя IT-компания — «ДМ Tech», которую намерены развивать как продуктовую компанию.
IT-решения для рынка в целом есть и у «Магнита», и у Hoff. «Все выходят сейчас на внешний рынок со своими решениями, — заметил Никита Горбачевский. — Похоже, нам скоро нужен будет отдельный маркетплейс для IT-решений ретейлеров. У нас, кстати, тоже есть свой маркетплейс, и мы готовы такой платформой стать».
Наращивая компетенции
Российские ретейлеры накопили много компетенций и в сегодняшней ситуации готовы и дальше их наращивать, внедрять инновации. «У всех техкомпаний фокус на то, чтобы компетенция была внутри. Конечно, она может быть приобретена. Это всегда вопрос стоимости и доступности компетенции, — заметил Константин Пешехонов, CEO Hoff Tech. — Когда компетенция внутри, она доступна постоянно. Это управление риском. Кроме того, есть какие-то фундаментальные компетенции, а есть компетенции в привязке к бизнесу. И важно привязку к бизнесу поддерживать».
Николай Ермаков уверен, что вдолгую создавать внутреннюю компетенцию — выигрышная позиция, потому что в противном случае приходится полагаться на отдельных людей и на отдельных вендоров, что делает компанию уязвимой. А Татьяна Коваль заметила, что переход на другие технологии и приобретение новых компетенций создают большие возможности для сотрудников внутри компаний.
Все в онлайн
Доля онлайн-торговли постоянно растет как в общем товарообороте, так и у отдельных игроков. Дмитрий Гавриленко, директор по связям с государственными организациями компании «Авито», самого большого классифайда в мире, поделился своим видением развития трендов. У платформы огромная аудитория — 60 млн уникальных пользователей в месяц, за 2023 год было заключено более 200 млн успешных сделок. «Такой большой объем информации нам позволяет ее анализировать и какие-то тренды формулировать. Первый тренд — социальная коммерция, у пользователей растет запрос на интерактив. Примерно 70% пользователей перед покупкой хотят пообщаться с продавцом, обсудить детали, параметры сделки. Сложился целый сегмент пользователей, которые заходят на «Авито» просто для развлечения: скролят ленту рекомендаций, смотрят какие-то прикольные товары и таким образом проводят время. Второй тренд — цифровизация торговли, тут темпы ускоряются. Следующий тренд — запрос на безопасность и удобство. На втором и третьем месте после цены по важности для пользователей — удобство и безопасность», — перечисляет Дмитрий Гавриленко.
Wildberries — самый большой маркетплейс в России. Здесь на складах хранится примерно 500 млн товаров, в день оформляется примерно 10 млн заказов. Продолжая разговор о трендах, Павел Сапогов отметил важность скорости доставки товара. Тут Wildberries ориентируется на опыт своих китайских партнеров — JD-логистик, дочерней компании JD.com, одного из крупнейших интернет-магазинов в Китае. Образцом считают их программу «2-11»: в рамках которой если товар заказан до 11 часов утра, его доставляют в тот же день, если после 11 часов утра, то на следующий день.
Ретейлеры, у которых онлайн-продажи дополняют продажи в традиционных магазинах, стремятся создать бесшовное пространство между онлайном и офлайном. Константин Пешехонов поделился опытом Hoff: «Мебель, казалось бы, важно пощупать, потрогать. Но мы давно играем в онлайн, чуть ли ни с самого основания. В Hoff доля онлайна — 30%, а доля маркетплейса — порядка 8%. Это нишевой маркетплейс, мы его называем «домашний». Его классическая задача — расширить ассортимент, дать возможность клиенту купить то, что в основном ассортименте не содержится. В то же время это своего рода площадка для тестирования ассортимента».
То, что парадигма традиционного ретейла после пандемии поменялась, отмечают все. На волне этого явления «Магнит» в 2023 году купил онлайн-площадку KazanExpress, чтобы запустить собственный маркетплейс. Аудитория KazanExpress на момент покупки превышала 5 млн человек в месяц. «Пандемия закончилась, а привычка покупать все онлайн, включая свежие продукты, осталась», — говорит Татьяна Коваль. По ее словам, покупка онлайн-площадки была логичным решением, которое позволит «Магниту» укрепить и расширить омниканальность. На базе KazanExpress «Магнит» будет строить свой маркетплейс «Магнит Маркет», ПВЗ которого откроются в 30 000 магазинах сети.
Новые условия стимулируют ретейлеров вместе искать оптимальные решения. Так, Hoff стал сооснователем Retail Innovation Tech Alliance (RITA). Компания вместе с Х5, «Рольфом», «Билайном», «М.Видео», «Лентой» и другими партнерами занимается скаутингом инноваций. Программа работает третий год. «Например, через воронку инноваций в Hoff прошли аудиобейджи. Мы трех подрядчиков поменяли и выбрали идеального. И партнеры по RITA, учитывая наш опыт, не теряли времени на путь, который мы прошли, — выбрали его же и растиражировали», — рассказал Константин Пешехонов.
Платформами для партнерств могут становиться и поставщики технологий. «Мы готовы не только делиться своей экспертизой и компетенциями с нашими клиентами, но и помогать ретейлерам находить новые инновационные решения. Стать мостом, который соединит ретейлеров, с одной стороны, и передовые компании и стартапы, пользующиеся нашим облаком, с другой», — резюмирует Никита Горбачевский из Cloud.ru.