Карта помощи: кто развивает благотворительность в регионах России
Изучить и оценить работу всех некоммерческих организаций во всех регионах страны — непростая задача. Однако с 2020 года именно ее взяло на себя рейтинговое агентство «РАЭКС-Аналитика», которое четыре года подряд делает региональный рейтинг третьего сектора «Регион-НКО». Фокус рейтинга — социально ориентированные НКО в 85 субъектах РФ, всего таких организаций в 2023 году более 150 000. Рейтинг учитывает 164 метрики по регионам из 21 источника, и, по словам Дмитрия Гришанкова, генерального директора «РАЭКС», рейтинг выявил огромные диспропорции в развитии третьего сектора в регионах.
Среди лучших регионов на первом месте предсказуемо находится Москва. Кроме того, среди лидеров прошлого года — Республика Татарстан и Вологодская область. «Благотворительные организации выбирают те регионы, в которых им комфортно работать», — комментирует итоги Дмитрий Гришанков.
По данным рейтинга, в российские регионы приходит все больше корпоративных жертвователей. Кроме государства, именно корпорации начинают все активнее помогать некоммерческим организациям. Корпоративный сектор, по словам Дмитрия Гришанкова, меняется: если раньше, по оценкам РАЭКС, 80% социальных инвестиций на территориях шло через программы КСО, то сейчас заметен переток бюджетов в фонды, работающие на местности.
Поддержка корпораций
Одним из примеров может стать Белгородская и Курская области, где компания «Металлинвест» реализует стратегию устойчивого развития территорий в партнерстве с региональными и городскими органами власти, местными жителями и НКО.
«Наша ключевая задача — это повышение качества жизни наших работников, их семей и горожан, — говорит Кирилл Цикун, директор департамента устойчивого развития компании «Металлинвест». — Ежегодно мы инвестируем порядка 5 млрд рублей на пул проектов в области социальных инвестиций и благотворительности. Для нас важно развивать все сферы жизни в городе комплексно, поэтому компания реализует проекты в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры, искусства, спорта, конечно же, городской инфраструктуры и развития городских пространств, поддержки незащищенных слоев населения». Цикун отмечает одни из ключевых трендов — партнерство и кооперация. «Это объяснимо, потому что масштабные задачи, которые стоят перед нами и перед органами власти, эффективнее решать в партнерстве», — добавляет Цикун.
Еще один пример масштабной корпоративной поддержки региональной благотворительности — кейс Норильска и территорий, которые развивает компания «Норильский никель». «Норникель» проводит грантовые конкурсы, поддерживает социальных предпринимателей, малый и средний бизнес. Компания выдает беспроцентные займы. Активно занимается образовательными программами для детей. В 2017 году при поддержке «Норникеля» открылись Агентства развития территории — сначала в Норильске, потом в Никеле и Мончегорске Мурманской области. «Это уже совершенно другой уровень системной работы. Мы, как компания, понимаем, что необходимо разделять ответственность за те города, в которых находятся наши предприятия, с администрациями городов, с другим бизнесом на территории, активно вовлекать население в обсуждение городских изменений», — говорит Ирина Жуйкова, директор департамента социальной политики «Норильского никеля». Компания в 2018–1019 годах провела в городах исследование «Социальный портрет горожанина», в результате было получено более 33 000 рекомендаций от местных жителей о том, как развивать их территории. Все предложения были сгруппированы в 11 направлений развития городов. Через несколько лет, по словам Жуйковой, оказалось, что почти все проекты реализованы. В городах открываются медицинские и спортивные центры, строятся жилые дома, развивается туристический и креативный бизнес.
Опробуются и новые форматы устойчивой благотворительности. Мончегорск в центре Кольского полуострова стал одним из городов, где социальная активность финансируется эндаумент-фондом «Кольский». Год назад эндаумент-фонд распределил свой первый доход между НКО. Было поддержано 19 проектов на общую сумму 81 млн рублей. В этом году фонд изменил принцип распределения средств, и теперь по одному из направлений поддержку могут получить НКО, у которых есть долгосрочная стратегия развития. Такая поддержка возможна в течение пяти лет, при этом средства выделяют ежегодно. Такие изменения в поддержке НКО стали возможны благодаря постоянной обратной связи и исследованиям, которые проводит фонд. «Нам очень важна оценка импакта, ведь мы занимаемся развитием сектора НКО. То есть нам нужно измерять не только, скольким людям мы помогли и насколько они стали счастливее, но и как меняется само сообщество НКО, как они перемешиваются между собой, насколько более профессиональными становятся, насколько хорошо коммуницируют друг с другом», — говорит Мария Соловьева, исполнительный директор фонда «Кольский».
Сила местных сообществ
В Нижегородской области НКО давно и активно работают и общаются с бизнесом, особенно заметно партнерство в городе Выксе, где 13 лет фонд «ОМК-Участие» проводит «Выкса-фестиваль» (экс-«Арт-Овраг»). По словам Юлии Мишиной, генерального директора благотворительного фонда «ОМК-Участие», влияние фестиваля на городскую среду оказалось отложенным, но очень масштабным.
«Оказывается, треть людей в городе готова вовлекаться в волонтерство, 66% готовы посещать фестиваль. 40% видят в этом фестивале возможности для развития предпринимательства в городе», — делится итогами опросов Юлия Мишина.
По ее словам, главная причина успеха в партнерстве с НКО и государством: «Только вместе с городом, с администрацией, с региональными властями, с обществом можно реализовать мероприятия подобного масштаба». А второй важный момент для работы в регионах — вовлечение сообщества. «Если ты не работаешь с местным сообществом, если их не знаешь, то тоже ничего не изменишь глобально. Иногда эти сообщества надо не просто поддерживать, а создавать», — говорит Мишина.
Через сообщество меняет регион и Музейное объединение Ненецкого автономного округа. Оно было создано в 2020 году, сейчас получает и бюджетную поддержку, и грантовую, и корпоративную. Кроме того, является одним из центров развития местного сообщества.
Елена Меньшакова, директор Музейного объединения Ненецкого автономного округа, уверена, что для регионов крайне важно уметь показать свою идентичность. «Проекты, которые не откликаются, не важны, не ценны для местной аудитории, для местных жителей, не будут развиваться, каких бы вы экспертов туда ни приводили, — говорит Меньшакова. — Поэтому так важно работать с разными людьми. Без опоры на местное сообщество сделать проект невозможно».
В Архангельской области с 1996 года работает Межрегиональная благотворительная общественная организация Архангельский «Центр социальных технологий «Гарант». Он работает как ресурсный центр для НКО, активно занимается созданием и масштабированием инструментов и социальных технологий на территории Архангельской области и в других регионах. Марина Михайлова, директор центра «Гарант», рассказывает, что часто корпоративные благотворители слишком рано перестают поддерживать проектные инициативы, уходят до того, как проект обрел устойчивость. «Чтобы инициатива стала устойчивой, чтобы появившиеся результаты укрепились и проект мог дальше жить самостоятельно, нужно три года. Это минимум», — уверена Марина Михайлова. Хорошо, что все больше корпоративных меценатов и на региональном уровне приходят к этому пониманию.