К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как и зачем регулировать сферу франчайзинга

Как и зачем регулировать сферу франчайзинга
Российский рынок франчайзинга долгое время был стихийным. Покупатели франшиз часто оказывались в уязвимом положении из-за недобросовестных партнеров. Франчайзеры тоже не всегда довольны ситуацией: отзывы франшизы у контрагентов случаются. Глава рабочей группы по франчайзингу при уполномоченном по защите прав предпринимателей Москвы и председатель Общероссийского профессионального союза участников рынка франчайзинга Галина Радаева рассказала о том, как изменить регулирование рынка и зачем бизнесу кодекс этики.

— Как сегодня регулируется рынок франшиз и регулируется ли он вообще?
— Рынок регулирует гражданский кодекс, и для базовых вещей его достаточно. Но с момента последней редакции кодекса в 2014 году франшизы в России сделали огромный шаг вперед. Для начала, выросло само количество франчайзеров и франчайзи. Помимо этого, расширились сферы использования франшиз, а на рынке накопился критический объем проблем и пожеланий. Стало понятно, что регулирования хватает не всегда.

В то же время, если прописывать все нюансы в гражданском кодексе, то он распухнет в два раза — это никому не нужно. Тем более что некоторые нюансы характерны исключительно для тех, кто работает по франшизе: вносить такие моменты в Гражданский кодекс контрпродуктивно. Чтобы выработать единые правила для всех, мы написали Этический кодекс.

Фото: gpointstudio на Freepik; из архива пресс -службы

— Кто именно его написал?
— Рабочая группа из 80 человек, куда вошли собственники различных сетей и франчайзи, эксперты бизнес-ассоциаций и деловых сообществ, таких как «Деловая Россия», «Опора России», а также Российской ассоциации франчайзинга, Торгово-промышленной палаты и Агентства Стратегических Инициатив.

— Судя по названию, Этический кодекс будет добровольным.
— Да. Мы будем предлагать участникам рынка включать кодекс в состав договора между франчайзером и франчайзи в качестве приложения — чтобы каждая сторона сделки знала, что действует по единым правилам. Кодекс не будет иметь силу закона, но это и не нужно: мы стремимся сделать рынок франчайзинга по-настоящему взрослым — а для этого ему необходимо саморегулирование. Этический кодекс создает такую возможность.

— Что он будет регулировать?
— Правила игры. Этический кодекс станет набором правил с прописанными условиями в ключе «в такой ситуации поступаем так, а в такой — по-другому».

— На основе чего вы написали эти правила?
— На базе многолетнего опыта франчайзеров и франчайзи, которые на своем опыте столкнулись с серыми зонами, остающимися после подписания договора концессии. К примеру, как быть, если один франчайзи начал переманивать сотрудников у другого франчайзи той же самой сети? Закон не может и не должен отвечать на этот вопрос: люди имеют право работать там, где захотят, а бизнес вправе приглашать сотрудников откуда угодно. Но на рынок франчайзинга такая практика влияет негативно: никому не хочется терять работников, на обучение которых бизнес успел потратить деньги. С точки зрения франчайзера ситуация и вовсе дикая: его партнеры ожесточенно соперничают друг с другом за специалистов, а сам франчайзер вынужден стоять и смотреть — хотя заинтересован в успехе каждого из партнеров.

— Этический кодекс поможет с этим справиться?
— Да. В нем содержится условие, по которому франчайзи нужно будет согласовывать с франчайзером переход сотрудников из другой компании-франчайзи и воздерживаться от переманивания работников. Так у франчайзера появится возможность заранее узнать о потенциально конфликтной ситуации и успеть принять меры. Например, сообщить своему партнеру, что у его сотрудников растет недовольство, — кому-то это поможет задуматься о бизнес-модели и, возможно, поднять зарплату персоналу.

— Для чего еще нужен Этический кодекс?
— Для защиты начинающих участников рынка. Сейчас законодательство отлично учитывает интересы франчайзеров, но мало заботится об их партнерах-франчайзи. В случае конфликтных ситуаций суды часто встают на стороны больших компаний-франчайзеров, что создает нездоровый перекос. Этический кодекс поможет исправить диспропорцию. Пожалуй, малый бизнес — главный выгодоприобретатель этого проекта.

Помимо этого, Этический кодекс вводит единую для всех терминологию — это поможет сторонам лучше понимать друг друга и устранит существенную часть проблем, которые завязаны исключительно на том, что франчайзер и франчайзи по-разному трактуют одни и те же слова.

Наконец, Этический кодекс сделает более прозрачной саму модель франчайзинга. Просто прочитав этот документ, предприниматели, законодатели и кто угодно еще поймут, как работает этот инструмент и на что важно обращать внимание при работе с франшизами. Это здорово укрепит репутацию самой франчайзинговой модели в глазах бизнеса и государства.

Галина Радаева, руководитель «Центра развития франшиз и нематериальных активов» московского регионального отделения «Деловая Россия», глава рабочей группы по франчайзингу при уполномоченном по защите прав предпринимателей Москвы, председатель Общероссийского профессионального союза участников рынка франчайзинга. Совладелец компании по созданию франшиз и управлению сетями «Профраншизы»

— Можете привести пример?
— Условия выкупа бизнеса франчайзи компанией-правообладателем. Не секрет, что многие компании запускают франшизу только для того, чтобы быстрее закрепиться в новых для себя странах и регионах, а когда их партнеры-франчайзи налаживают бизнес-процессы, начинают выкупать их компании, чтобы укрупниться.

Сейчас в договорах между франчайзерами и франчайзи крайне редко прописывается возможность такого сценария, что создает вероятность враждебного поглощения, невыгодного франчайзи. Чтобы этого не допустить, достаточно в самом начале работы в договоре прописать, что бизнес франчайзи может быть выкуплен только по рыночной оценке на момент выставления предложения. А саму рыночность цены определяет профессиональный оценщик, независимый как от франчайзера, так и от франчайзи. Именно этот стандарт мы закрепили в Этическом кодексе.

— Кодекс готов?
— Да. Мы работали над ним на протяжении первого полугодия 2023 года. Этический кодекс состоит из семи разделов. Мы в рабочей группе рассчитываем, что оператором кодекса станет Профессиональный союз участников франчайзингового рынка.

— Кто войдет в состав этого союза?
— Правообладатели, то есть франчайзеры, их партнеры-франчайзи, а также сервисные компании, среди которых разработчики франшиз, юристы, патентные поверенные, разработчики IT-сервисов и поставщики.

— Что будет делать Профессиональный союз?
— Защищать интересы всех сторон, системно проводить образовательные программы в отраслевых сегментах, устраивать целевые встречи как для действующих игроков рынка, так и для тех, кто только раздумывает о покупке франшизы. Профессиональный союз также сможет разрешать споры, то есть выполнять функции медиатора. А еще привлекать финансирование для бизнеса у банков и госструктур — например, через разработку и продвижение целевых госпрограмм, направленных на помощь малому и среднему бизнесу. Наконец, он сможет помочь внедрить единые стандарты в отрасли и помочь государству в создании правового поля в сфере франшиз.

— Разве государству не хватит для этого уже существующих структур?
— Имеющиеся ведомства заточены под решение другого типа задач. Инициатива снизу — от самих участников рынка — будет намного эффективнее, так как сможет учитывать сразу интересы и бизнеса, и государства.

Но ведь на государственном уровне уже действовали программы, ориентированные ровно на этот сегмент. Например, существовала госпрограмма по «упаковке франшиз», в рамках которой потенциальный франчайзер мог получить 300 000 рублей.

И это была большая ошибка. На выделенные деньги предприниматели рисовали маркетинговые предложения о продаже франшиз, а глубины и устойчивости бизнес-модели не было — эти параметры никто не проверял. В результате программа породила рисковые и сырые франшизы.

— Что еще не нужно субсидировать?
— Оплату паушального взноса. Этой мерой пользуются слабые по бизнес-модели франчайзеры и франчайзи. Такой бизнес не проживет и пары лет и не принесет налоговые отчисления в бюджет. Не нужно помогать слабым — они все равно разорятся.

Что по-настоящему помогло, так это внесение изменений в кредитные программы крупных банков, благодаря которым предпринимателям начали выдавать кредиты на старт бизнеса в течение трех-шести месяцев с момента появления компании. До 2020 года во всей банковской системе стоял формальный признак, ограничивающий выдачу кредитов тем, кто ведет бизнес меньше года.

Сотрудники тех банков, которые смягчили правила и позволили начинающим предпринимателям претендовать на заемные средства, посещали наши рабочие группы по франчайзингу с 2019 года. Профильные работники банков общались с бизнесом, поняли, как работают франшизы, и с началом пандемии ввели действительно работающие механизмы по поддержке бизнеса. Эту работу можно продолжить и без пандемии.

Фото: gpointstudio на Freepik; из архива пресс -службы

— Как?
— Предпринимателям нужна поддержка в первый год работы. Например, в виде компенсации затрат на аренду федерального и муниципального имущества, а также на коммунальные затраты в первые два года становления. Еще одно полезное направление — компенсация процентной ставки на оборудование. Это можно реализовать по системе кешбэка, когда предприниматель сначала оплачивает соответствующие услуги, а затем государство компенсирует ему понесенные затраты.

То есть как только бизнес начал давать налоговые отчисления в бюджет, бюджет частично возмещает расходы на развитие социально-экономической инфраструктуры.

— Есть ли примеры?
— Да. В Москве с 2020 года успешно работает субсидия до 1 млн рублей на развитие франшизы. Ее запустили в Департаменте предпринимательства и инновационного развития. Мы вместе с экспертами нашей рабочей группы по франчайзингу, которая действует при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Москве, внесли большую часть в запуск поддерживающей программы.

Различные программы для франшиз — субсидии и льготные кредиты — также работают в Московской и Ленинградской областях, Мурманске, Ульяновске, Екатеринбурге, Иркутске и других регионах. В феврале 2022 года на встрече «Деловой России» с президентом страны мы объяснили важность развития финансирования франшиз. Теперь у нас есть надежда, что программы поддержки будут появляться и в других регионах. А с недавнего времени о программах поддержки можно узнать на мсп.рф — официальной платформе государственной Корпорации МСП.

— Насколько вообще разумно тратить ресурсы государства на поддержку франчайзингового бизнеса?
— Фактическую долю предприятий, открытых по франшизе, в общей массе МСП (малого и среднего предпринимательства) я бы оценила в 2–3%. При корректной государственной политике по поддержке таких игроков возможен рост до 10% — а это новые поступления в бюджет в виде налогов, рост занятости и развитие малого предпринимательства. В таком ключе бизнес по франшизе оказывается максимально выгодным для государства.

Но важно не забывать, что должна быть экосистема рынка, на котором франчайзеры и франчайзи следуют кодексу этики, придерживаются стандартов работы, открыто дают данные о своей деятельности в Реестр франшиз. В этой системе есть независимые профессиональные эксперты, помогающие новым франшизам встать на рельсы, есть системная работа по инвестиционным потокам, есть объединяющие события, где делятся опытом и поддержкой, есть системное образование для начинающих предпринимателей и их ведение наставниками до финансовых результатов через Профессиональный союз.

Информационная поддержка

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+