Цифровые блага: новые технологии и инструменты благотворительности
Разговоры о цифровизации некоммерческого сектора идут уже давно, новым технологиям посвящают конференции и исследования, поэтому сессии на Форуме благотворителей и меценатов стали логичным продолжением прошлых дискуссий.
Ирина Ефремова-Гарт, директор по устойчивому развитию компании «Мобиус Технологии», модератор одной сессии форума, уверена, что не только финансовая поддержка, но опыт и практика управления изменениями, которые есть у российского бизнеса, достигшего заметного прогресса в области цифровой трансформации, будут полезны некоммерческим организациям, для которых цифровизация пока еще остается серьезным вызовом.
«Денежные ресурсы, распределяемые донорами на конкурсной основе, не являются определяющим фактором успешной цифровой трансформации НКО, — говорит Ирина Ефремова-Гарт. — Если мы рассчитываем на успех, необходимо использовать комплексный подход: помогать трансформировать бизнес-процессы, формировать культуру работы с данными, повышать цифровую грамотность, чтобы понимать тот потенциал, который есть у технологий для повышения качества услуг, найма и удержания сотрудников или роста эффективности проектов. Цифровая зрелость не измеряется только присутствием организации в интернете или способностью заниматься фандрайзингом на онлайн-платформах. Критически важно осознавать необходимость автоматизации, быть готовыми инвестировать в эту трансформацию и иметь представление о том, к каким результатам это должно привести».
В некоторых организациях процесс уже идет. Так, эндаумент-фонд «Истоки» уже три года развивает акселератор цифровых коммуникаций НКО «Стань заметным», за это время выделено более 16 млн рублей на поддержку разных проектов. «Мы видим по заявкам, что у тех НКО, которые подают на грант, цифровые потребности встроены в стратегию развития», — говорит Кирилл Ольгинский, директор по коммуникациям фонда целевого капитала «Истоки». Елена Осипова, учредитель, генеральный директор благотворительного фонда помощи детям и их семьям «Провидение», рассказала, что НКО уже полгода пользуется искусственным интеллектом, с его помощью организация создает стратегии, планы, корректирует схему управления и развивает фандрайзинг.
В организации «Детские деревни SOS» также есть опыт использования искусственного интеллекта. 1 июня 2023 года, в День защиты детей, организация запустила всероссийскую социальную кампанию «Детство без жестокости!» в поддержку защиты детей от жестокого обращения. Изображения сложных ситуаций в семье создала нейросеть Midjourney. «Картинки, созданные искусственным интеллектом, пугающие, неправдоподобные и даже отталкивающие — как и тот опыт, который приходится переживать ребенку. Самое страшное, что реальность бывает гораздо хуже иллюстраций», — рассказывает Елена Важенкова, директор департамента фандрайзинга и коммуникаций «Детских деревень SOS». За несколько дней более 1300 человек поддержало кампанию, на программы помощи детям было собрано 1,6 млн рублей.
Однако не искусственный интеллект был главной темой обсуждений. Одной из самых важных вещей в цифровом мире, как обсудили эксперты, становится кибербезопасность. Тема актуальна не только для бизнеса, но и для НКО.
Елена Бочерова, исполнительный директор компании «Киберпротект», рассказала, что законодательство в области защиты персональных данных ужесточилось уже в 2023 году, поэтому всем НКО важно быть в курсе новых изменений и войти в перечень операторов персональных данных. По словам экспертов, Россия входит в пятерку стран с самым большим количеством хакерских атак. «И сейчас самое время, чтобы повысить уровень своего цифрового образования, устранить цифровое неравенство с бизнесом», — уверена Елена Бочерова.
Платформы говорят
И хотя участники форума говорили, что НКО очевидно отстают в области цифровизации от бизнеса, многие современные решения уже реализуются.
Так, Александр Белоцерковский, технологический евангелист VK Tеch, рассказал, что один из самых актуальных трендов, в том числе для НКО, — это платформизация. И как пример привел платформу «VK Добро», инструменты которой помогают более чем 270 российским НКО упростить процесс сбора пожертвований.
Еще одна платформа — «Благо.ру» — рассказала про другой вид партнерства — софинансирование пожертвований со стороны бизнеса. Лилия Мударисова, директор фонда «Культура благотворительности» и руководитель «Благо.ру», рассказала о проектах софинансирования, которые регулярно проводит «Благо.ру» с 2008 года. «Мэтчинг — это проект софинансирования, в котором чаще бизнес, реже частное лицо, становится полноценным партнером проекта. Все пожертвования физических лиц, клиентов либо сотрудников бизнеса соразмерно кратно увеличиваются, чаще всего в два раза. Для бизнеса это не просто возможность вложить свои деньги в решение социальной проблемы, это возможность также сделать свои деньги эффективным рычагом, решающим социальные проблемы», — уверена Лилия Мударисова. В мэтчинговых кампаниях и сами сотрудники участвуют более активно, чем в обычных фандрайзинговых акциях, и, по данным исследований, это дает положительный пиар-эффект. В прошлом году благодаря двум партнерским мэтчам на платформе было дополнительно собрано более 7,5 млн рублей.
Многие бизнес-спикеры форума предлагали НКО партнерские отношения и помощь своих компаний в восполнении пробелов в области цифровизации.
«Действительно, равноправное взаимодействие между бизнесом и НКО имеет ключевое значение для развития общества и решения социальных проблем, — подчеркивает Елена Осипова. — Важно отходить от иерархических представлений и строить диалог на основе взаимного уважения и понимания. Развитие культуры общения и правильных коммуникаций между этими секторами способствует созданию более эффективных и долгосрочных партнерств, которые могут привести к значительным социальным изменениям».
Александр Устинов, PR-директор компании Fonbet, привел пример подобного партнерства. Так, фонд «Искусство, наука и спорт» разработал приложение для тифлокомментирования, чтобы незрячие люди могли ходить в кинотеатры, смотреть спортивные соревнования. «Компания Fonbet помогла фонду с поддержкой и экспертизой: привлекли комментатора Владимира Стогниенко на матч сборной России, чьим партнером мы являемся, против команды Сербии, — говорит Александр Устинов. — Обсуждаем внедрение этой технологии на играх Кубка. Также компания помогает организации «Лиза Алерт», в том числе обсуждаем создание мультфильма про правила поведения в городе и на природе. Его планируют показывать в школах. К нам приходят со своими идеями, и мы как бизнес рады поддержать такие проекты своими ресурсами. Наверное, в такой синергии и есть будущее развитие».
Второй совет для НКО и бизнеса дала Анна Морозова, эксперт и основатель проекта LemonPie: «Цифровые технологии — это инструмент, статья не расхода, а дохода для организации. Именно это понимание нужно изменить многим руководителям НКО. Вы вкладываете деньги и получаете результат. И надо обязательно посчитать этот результат».