К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Цифровые блага: новые технологии и инструменты благотворительности

Фото: Вартан Айрапетян. На фото: участники конференции
Фото: Вартан Айрапетян. На фото: участники конференции
На Форуме благотворителей и меценатов, организованном FCongress, сразу несколько сессий было посвящено новым технологиям и их роли в развитии благотворительности. Сотрудники IT-компаний и представители НКО рассказали, как «цифра» помогает решать аналоговые социальные проблемы.

Разговоры о цифровизации некоммерческого сектора идут уже давно, новым технологиям посвящают конференции и исследования, поэтому сессии на Форуме благотворителей и меценатов стали логичным продолжением прошлых дискуссий.

Ирина Ефремова-Гарт, директор по устойчивому развитию компании «Мобиус Технологии», модератор одной сессии форума, уверена, что не только финансовая поддержка, но опыт и практика управления изменениями, которые есть у российского бизнеса, достигшего заметного прогресса в области цифровой трансформации, будут полезны некоммерческим организациям, для которых цифровизация пока еще остается серьезным вызовом.

На фото: Ирина Ефремова-Гарт, директор по устойчивому развитию компании «Мобиус Технологии»

«Денежные ресурсы, распределяемые донорами на конкурсной основе, не являются определяющим фактором успешной цифровой трансформации НКО, — говорит Ирина Ефремова-Гарт. — Если мы рассчитываем на успех, необходимо использовать комплексный подход: помогать трансформировать бизнес-процессы, формировать культуру работы с данными, повышать цифровую грамотность, чтобы понимать тот потенциал, который есть у технологий для повышения качества услуг, найма и удержания сотрудников или роста эффективности проектов. Цифровая зрелость не измеряется только присутствием организации в интернете или способностью заниматься фандрайзингом на онлайн-платформах. Критически важно осознавать необходимость автоматизации, быть готовыми инвестировать в эту трансформацию и иметь представление о том, к каким результатам это должно привести».

На фото: Кирилл Ольгинский, директор по коммуникациям фонда целевого капитала «Истоки»

В некоторых организациях процесс уже идет. Так, эндаумент-фонд «Истоки» уже три года развивает акселератор цифровых коммуникаций НКО «Стань заметным», за это время выделено более 16 млн рублей на поддержку разных проектов. «Мы видим по заявкам, что у тех НКО, которые подают на грант, цифровые потребности встроены в стратегию развития», — говорит Кирилл Ольгинский, директор по коммуникациям фонда целевого капитала «Истоки». Елена Осипова, учредитель, генеральный директор благотворительного фонда помощи детям и их семьям «Провидение», рассказала, что НКО уже полгода пользуется искусственным интеллектом, с его помощью организация создает стратегии, планы, корректирует схему управления и развивает фандрайзинг.

Елена Осипова, учредитель, генеральный директор благотворительного фонда помощи детям и их семьям «Провидение»

В организации «Детские деревни SOS» также есть опыт использования искусственного интеллекта. 1 июня 2023 года, в День защиты детей, организация запустила всероссийскую социальную кампанию «Детство без жестокости!» в поддержку защиты детей от жестокого обращения. Изображения сложных ситуаций в семье создала нейросеть Midjourney. «Картинки, созданные искусственным интеллектом, пугающие, неправдоподобные и даже отталкивающие — как и тот опыт, который приходится переживать ребенку. Самое страшное, что реальность бывает гораздо хуже иллюстраций», — рассказывает Елена Важенкова, директор департамента фандрайзинга и коммуникаций «Детских деревень SOS». За несколько дней более 1300 человек поддержало кампанию, на программы помощи детям было собрано 1,6 млн рублей.

На фото: Елена Важенкова, директор департамента фандрайзинга и коммуникаций «Детских деревень SOS»

Однако не искусственный интеллект был главной темой обсуждений. Одной из самых важных вещей в цифровом мире, как обсудили эксперты, становится кибербезопасность. Тема актуальна не только для бизнеса, но и для НКО.

Елена Бочерова, исполнительный директор компании «Киберпротект», рассказала, что законодательство в области защиты персональных данных ужесточилось уже в 2023 году, поэтому всем НКО важно быть в курсе новых изменений и войти в перечень операторов персональных данных. По словам экспертов, Россия входит в пятерку стран с самым большим количеством хакерских атак. «И сейчас самое время, чтобы повысить уровень своего цифрового образования, устранить цифровое неравенство с бизнесом», — уверена Елена Бочерова.

На фото: Елена Бочерова, исполнительный директор компании «Киберпротект» и Александр Белоцерковский, технологический евангелист VK Tеch

Платформы говорят

И хотя участники форума говорили, что НКО очевидно отстают в области цифровизации от бизнеса, многие современные решения уже реализуются.

Так, Александр Белоцерковский, технологический евангелист VK Tеch, рассказал, что один из самых актуальных трендов, в том числе для НКО, — это платформизация. И как пример привел платформу «VK Добро», инструменты которой помогают более чем 270 российским НКО упростить процесс сбора пожертвований.

Лилия Мударисова, директор фонда «Культура благотворительности» и руководитель «Благо.ру»

Еще одна платформа — «Благо.ру» — рассказала про другой вид партнерства — софинансирование пожертвований со стороны бизнеса. Лилия Мударисова, директор фонда «Культура благотворительности» и руководитель «Благо.ру», рассказала о проектах софинансирования, которые регулярно проводит «Благо.ру» с 2008 года. «Мэтчинг — это проект софинансирования, в котором чаще бизнес, реже частное лицо, становится полноценным партнером проекта. Все пожертвования физических лиц, клиентов либо сотрудников бизнеса соразмерно кратно увеличиваются, чаще всего в два раза. Для бизнеса это не просто возможность вложить свои деньги в решение социальной проблемы, это возможность также сделать свои деньги эффективным рычагом, решающим социальные проблемы», — уверена Лилия Мударисова. В мэтчинговых кампаниях и сами сотрудники участвуют более активно, чем в обычных фандрайзинговых акциях, и, по данным исследований, это дает положительный пиар-эффект. В прошлом году благодаря двум партнерским мэтчам на платформе было дополнительно собрано более 7,5 млн рублей.

Многие бизнес-спикеры форума предлагали НКО партнерские отношения и помощь своих компаний в восполнении пробелов в области цифровизации.

«Действительно, равноправное взаимодействие между бизнесом и НКО имеет ключевое значение для развития общества и решения социальных проблем, — подчеркивает Елена Осипова. — Важно отходить от иерархических представлений и строить диалог на основе взаимного уважения и понимания. Развитие культуры общения и правильных коммуникаций между этими секторами способствует созданию более эффективных и долгосрочных партнерств, которые могут привести к значительным социальным изменениям».

На фото: Анна Морозова, эксперт и основатель проекта LemonPie и Александр Устинов, PR-директор компании Fonbet

Александр Устинов, PR-директор компании Fonbet, привел пример подобного партнерства. Так, фонд «Искусство, наука и спорт» разработал приложение для тифлокомментирования, чтобы незрячие люди могли ходить в кинотеатры, смотреть спортивные соревнования. «Компания Fonbet помогла фонду с поддержкой и экспертизой: привлекли комментатора Владимира Стогниенко на матч сборной России, чьим партнером мы являемся, против команды Сербии, — говорит Александр Устинов. — Обсуждаем внедрение этой технологии на играх Кубка. Также компания помогает организации «Лиза Алерт», в том числе обсуждаем создание мультфильма про правила поведения в городе и на природе. Его планируют показывать в школах. К нам приходят со своими идеями, и мы как бизнес рады поддержать такие проекты своими ресурсами. Наверное, в такой синергии и есть будущее развитие».

Второй совет для НКО и бизнеса дала Анна Морозова, эксперт и основатель проекта LemonPie: «Цифровые технологии — это инструмент, статья не расхода, а дохода для организации. Именно это понимание нужно изменить многим руководителям НКО. Вы вкладываете деньги и получаете результат. И надо обязательно посчитать этот результат».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+