— Вы были учителем начальных классов, победили в конкурсе «Учитель года» в Дагестане. Как получилось, что вы стали владелицей сети центров дополнительного детского образования Startum?
— Да, я выпустила один класс в общеобразовательной школе в Махачкале. И хотя, будучи молодым специалистом, я получила непростой класс, все дети стали отличниками и хорошистами, участвовали в олимпиадах. Учебный год еще не закончился, а ко мне уже стояла очередь из будущих первоклашек. Мне очень нравилось преподавать, но в какой-то момент я поняла, что смогу сделать больше, если открою частный образовательный центр.
Предпринимательского опыта у меня не было, но я полагалась на свои организаторские способности и образование — помимо педагогического диплома, у меня дипломы юриста и экономиста. Я решила купить франшизу детского развивающего центра Startum — понравилась их готовая бизнес-модель с быстрой окупаемостью и хорошие обучающие методики. Продала свою недвижимость и в 2018 году открыла первый центр в Махачкале. Дело пошло настолько успешно, что вскоре запустила и второй. Планировала открыть третий, но случилась пандемия. Мы быстро перешли на онлайн-обучение, а потом были первыми, кто открыл двери после снятия ограничений, — мои центры сразу же заполнились детьми. Так что, пока остальные приходили в себя, я открыла третий Startum, а потом выкупила всю сеть.
У предыдущего владельца в то время активно развивался другой бизнес, заниматься детскими центрами ему было уже не так интересно. А я полюбила этот проект. Хотела работать с учеными, педагогами, воспитывать новое поколение. Это скрупулезная работа, но я мечтала ею заниматься. Я заплатила за бизнес 90 млн рублей, пришлось продать действующие центры и некоторую недвижимость, но это того стоило. Конечно, за эти деньги я могла бы упаковать свою франшизу, но хотела работать именно со Startum — у него уже было имя, репутация и команда. Франшиза существует с 2011 года, пережила несколько кризисов и продолжает свое развитие. Когда я стала учредителем и генеральным директором, в сети было 42 центра, сейчас их 110 в нескольких странах, включая Турцию, Казахстан, Египет, Великобританию, ОАЭ. В них занимается более 40 000 детей. Компания процветает.
— Чему в Startum обучают детей? Какие методики используют?
— Сейчас у нас 15 топовых образовательных программ. Самые востребованные — это курсы робототехники, ментальной арифметики и английского языка. Есть также актерское мастерство, раннее развитие для малышей, подготовка к школе, курсы лидерства, этикета, блогинга, ораторского искусства, финансовой грамотности и многое другое. Наш методический отдел, в который входят разные преподаватели, в том числе ученые из МГУ им. М. В. Ломоносова, постоянно обновляет образовательные программы, добавляет в них новые модули, например работу с искусственным интеллектом и управление дронами. Кроме того, мы сотрудничаем с механико-математическим факультетом МГУ, обучаем детей по его программам и участвуем в университетских олимпиадах для школьников. Ученики Startum могут получить дополнительные конкурсные баллы при поступлении в этот вуз, если показывают хорошие результаты и занимают призовые места.
Курсы Startum рассчитаны на самый разный возраст: от 2,5 до 18 лет. Каждое занятие длится один час. И если, например, в детский сад могут прийти максимум 90 детей в день, то в наши центры столько приходит каждый час. Рабочий день длится 9–10 часов. Минимальная площадь — от 150 кв. м. Главные расходы в Startum — это аренда, зарплата преподавателей, электричество, коммуналка. И все. Даже за учебники скоро не придется платить — мы все обучающие материалы переводим в электронный формат, на бумаге оставляем только рабочие тетради.
— А какие у бизнеса есть подводные камни? С какими сложностями сталкиваются франчайзи?
— Мы стараемся делать так, чтобы наши франчайзи никаких сложностей не испытывали — помогаем во всем. Но, как и в любом образовательном бизнесе, главный подводный камень — это поиск педагогов. У нас очень сильный HR-отдел, на который я не жалею денег: его сотрудники ищут и приглашают к нам на работу сильных преподавателей. Ведь хорошие учителя с опытом и репутацией не выкладывают свои резюме на сервисах по поиску работы. Так что нередко мы отправляем HR-специалистов к франчайзи в город, чтобы они на месте зашли в несколько школ и лично пообщались с учителями, о которых много хороших отзывов, — предлагаем им перейти на работу к нам на полный день или в формате частичной занятости, кому как удобнее. Мы уделяем много внимания нашим педагогам: постоянно обучаем, проводим курсы повышения квалификации.
— Кто ваши франчайзи? Почему они открывают Startum?
— Детское образование — это женский бизнес, так что мои франчайзи в основном женщины. Мужчина тоже может купить франшизу Startum, но будет лучше, если он подарит ее своей жене, сестре или маме. Желательно, чтобы у франчайзи был хотя бы небольшой опыт в бизнесе и готовность вкладываться в это дело, в маркетинг, в преподавателей. На старте надо иметь 10–15 млн рублей и финансовую подушку еще на два-три месяца. Только после этого центр начнет зарабатывать, а на окупаемость выйдет через 1,5–2 года. Когда я покупала франшизу Startum, я хотела заниматься любимым делом, вкладывать в него деньги и душу. Сейчас я могу сказать, что благодаря этому бизнесу я исполнила свои мечты. Осознание этого приносит мне огромную радость. Я знаю, что своим примером вдохновляю женщин — ломаю стереотип о мусульманских женщинах, доказываю, что они могут построить крупную компанию. Так что, даже если не у всех, кто хочет стать нашими франчайзи, есть финансовые возможности, я советую им найти инвестора и помогаю с презентацией бизнес-модели.
— Сейчас у Startum 110 центров в разных странах. Какие у вас дальнейшие планы?
— В контактах у многих друзей я записана как «Патимат 3000 центров». Это та глобальная цель, к которой я стремлюсь. Центры Startum уже есть во многих странах, но мы будем открывать еще. Сейчас думаем, в каком формате открыться в Китае, — уже продали франшизу в Гуанчжоу, но еще не запустились: франчайзи пока подбирает помещение, анализирует спрос. За рубежом нашу франшизу покупают в основном бывшие соотечественники, которые видят спрос на дополнительное образование для русскоговорящих детей. Так, в Лондоне франшизу Startum купила русская женщина, в Гуанчжоу тоже.
В планах — продолжать работать над нашими методиками, сотрудничать с другими научными центрами, не только с МГУ, совершенствовать свой образовательный продукт, чтобы занятия в Startum были максимально интересными и продуктивными и чтобы детям хотелось у нас заниматься. Я очень люблю свою работу, очень люблю то, чем занимаюсь. Испытываю невероятную радость и гордость от того, что каждый день в разных городах России в центрах Startum на работу выходят учителя, которые вносят большой вклад в будущее страны — раскрывают потенциал в наших детях. Ведь у каждого человека есть врожденный талант, который надо развивать. Тогда этот талант принесет пользу и человеку, и стране, и миру.