Надежда есть: ласточки на деловом форуме благотворителей и меценатов
В предыдущие годы чаще обращались к западноевропейской живописи: «Семь деяний милосердия», Charity, Caritas. Для нынешнего форума искали картину русскую по духу, светлую и сильную по эмоциональному воздействию на аудиторию — чтобы, оторвав взгляд от айфона и увидев картину, больше уже в айфон не смотреть. Нашли работу «Теплый вечер. Ласточки» Екатерины Чернышевой (1935–2022). Ее отец Николай Чернышев стоял у истоков советского монументального искусства. Картина была написана в 1985 году, на ней изображен реальный сюжет — ребятня из деревень Дуброво и Липовец, что под Вышним Волочком.
Картина попала тогда в частную коллекцию в Москве. А второй ее вариант поехал в Киев — в те годы шло формирование коллекции русской живописи в киевском Музее русского искусства. История, как у Николая Дубовского с картиной «Притихло»: ее сразу же выкупил Третьяков, а затем царь Александр III потребовал написать повтор для Русского музея.
На картине, где дети летним вечером собрались пощебетать на деревянном мостике (тоже как бы конференция), мы нашли все, что в повестке форума: всем нам хочется вернуться в безмятежное детство, сделать детей счастливыми — это как раз то, с чем работают многие благотворительные фонды, и перспектива — впереди целая жизнь, свет, солнце, лето, тепло.
С выбором картины мы угадали. Вот что увидели в ней участники конференции.
«Изюминка» ежегодного форума благотворителей и меценатов — это искусство. Каждый раз, открывая анонс мероприятия, я с интересом жду оригинальную идею организаторов. Что будет на этот раз: живопись, музыка, балет? Этот подход отзывается во мне, потому что нам всем нужны источники стабильности. Благотворительность и искусство как раз и могут стать для каждого основами устойчивости и постоянства. Мне это помогает.
Взгляд детей с картины, которая стала центром форума в этот раз, заставил меня задуматься, все ли я делаю правильно? Я верю в подход, что научить детей ценностям и жизненным ориентирам можно только своим примером. Дети легко отделяют честность от лукавства, помнят обещания и несдержанные слова. И этот детский взгляд — призма, сквозь которую стоит порой взглянуть и на себя. Поэтому хочется делать только верные поступки перед этими добрыми и любопытными зрителями».
«Картина написана в 1985 году. Этим беззаботным девочкам на вид лет по семь-восемь. Пока они пребывают в безмятежном состоянии, в ожидании неизбежного светлого и лучшего будущего (именно в 1985 году состоялась премьера фильма «Гостья из будущего» с песней «Прекрасное далеко»). Сейчас этим девочкам, если живы, лет по 46–47, и на их полвека многое пришлось. Времена действительно не выбирают… Но все же хочется приложить усилия и способствовать тому, чтобы российские дети могли бы вот так вновь беззаботно сидеть на жердочке, а впереди их действительно ждало пусть не на сто процентов светлое, но предсказуемое, мирное и, по мере возможностей, доброе, созидательное будущее.
Очень верно, что для баннера выбрана картина — очень русская по духу, национальная. Все же важно, чтобы основные (и визуальные тоже) нарративы черпались из родных культурных кодов и корней. Такие баннеры и образы очень согревают».
«Полотно почти безмятежное! Даль, река, просторы бескрайние. Девочки, девчушки — какие-то очень... русские. Все — душевное. Вот ради этого и работают наши НКО. Чтобы было мирно и спокойно. И, конечно, нельзя было не заметить, что все спикеры сидели на фоне стройных девчачьих ножек».
«Я впервые участвовала в этом году в Форуме благотворителей и меценатов. Пришла заранее, немного, как водится, волновалась. Войдя в зал, где должно было проводиться пленарное заседание, на экране во всю стену увидела картину «Ласточки». От изображения из мультимедиапроектора веяло спокойствием, легкостью, чистотой, умиротворением, летней теплотой и свежестью. Как-то это не совсем соотносилось с серьезной темой и шумом утренней зимней Москвы за окном. Я совсем успокоилась. Мой доклад стоял в программе в середине дня, и, слушая спикеров и участников, все пыталась понять, зачем здесь эти безмятежные девочки с картины, сидящие, словно ласточки, на перилах деревенского моста? И неожиданно поняла, что в них, в этих девочках на этой картине, кроется ответ на мотивирующий призыв форума: «Времена не выбирают — выбирают, как действовать!» В наше нестабильное, турбулентное время точно так же, как эти девочки сидят на тонких перилах моста, важно уметь найти опору, сохранять себя, свою внутреннюю стабильность, человечность, легкость, безмятежность, открытость всему новому, видеть перспективы и просто радоваться жизни в каждый ее момент».
«В зале, где звучали речи о будущем технологий и благотворительности, картина, несомненно, добавляла светлые краски. Изображение девочек, задумчиво взирающих на пейзаж, напомнило участникам конференции, что все мы когда-то были детьми, полными мечтаний и надежд. Так же, как эти девочки, мы смотрим в будущее, надеясь на теплые ветры перемен.
Картина стала своего рода метафорой нашего стремления к инновациям: взгляд вдаль представлял собой не только мечту о лучшей жизни, но и легкую иронию над нашими собственными попытками предсказать, куда нас завтра приведет наша «ветка» в виде новейших технологий.
Нельзя было не улыбнуться, представляя, как мы, взрослые, облаченные в деловые костюмы, сидим вместе с этими девочками, ожидая, когда же наконец научимся «летать» на крыльях ИИ. Ведь иногда технологии кажутся нам столь же загадочными, как детские мечты.
«Ласточки», без сомнения, создавали в зале атмосферу удивления и воодушевления, напоминая всем присутствующим, что стоит только растянуть руки — и можно обнять весь мир. И если ИИ — это будущее благотворительности, то, возможно, именно так и будем собирать пожертвования: просто раскрывая объятия для новых возможностей и говоря: «Давайте обнимем этот вызов вместе».
«Древнекитайский философ Вэй Дэ-Хань сказал как-то: «Без чудес здесь делать нечего. А чудеса — это состояние духа, на поле которого пробегают волны обстоятельств». Мне кажется, чтобы эффективно действовать в поле благотворительности и социальной ответственности, особенно в непростые времена, очень важно верное состояние. Такое, как у героев картины Екатерины Чернышевой, — в детстве, когда весь красивый мир перед тобой и ты его часть, сомнений нет, а есть птица-надежда, что все сложится и все получится. Надо только продолжать действовать и творить изо дня в день маленькие и большие чудеса на поле тех обстоятельств, которые выпали нам».
«На картине Чернышевой — портрет будущего, которое, как она хотела верить, будет прекрасным. Участники третьего сектора действуют сегодня, чтобы завтра было ясным, как отражение летнего неба в глазах девочек, — красивая аллегория! Только в прошлом надежда была конструктом для управления массами, а сейчас окружена ореолом «сейфмейда». Поэтому мы выбираем, как действовать, но романтизировать последствия нет никаких сил».
«Название (да и сюжет) картины для меня в первую очередь перекликается с атмосферой конференции. Она была действительно теплой, дружеской, партнерской, располагающей. Не каждое профессиональное собрание может похвастаться именно такой, правильной, обстановкой».