Рынок возвращается к жизни
В 2020 году в общественном дискурсе не раз звучало мнение, что туристическая сфера нескоро оправится от последствий пандемии коронавируса. Долгие карантины и осложнившаяся процедура пересечения границ могли поставить крест на путешествиях. Второй вызов последовал практически сразу — вместе с событиями начала 2022 года. Однако туризм в России не только пережил испытания, но и вышел на докризисные позиции.
По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), число отправленных в туры российских туристов по итогам 2022 года составило 11,7 млн человек. В 2019 году этот показатель был равен 11,8 млн человек — разница составила менее 1%. В первом полугодии 2023 года интерес россиян к поездкам усилился. Согласно статистике группы компаний «Слетать.ру», количество проданных туров за шесть месяцев 2023 года возросло на 33% в сравнении с тем же периодом предшествующего года. Число туристов увеличилось на 32%. Эти данные подтверждают стремительное восстановление сферы путешествий, которая на треть нарастила объемы сразу по двум параметрам. «Туристическая индустрия — одна из самых адаптируемых к переменам. В последние годы мы часто слышим мнение о том, что сфера путешествий не выдержит еще одного потрясения. Но это не так, ведь люди слишком любят путешествовать. Новые места, новые знакомства помогают нам отдыхать и восстанавливаться, поэтому туризм не исчезнет никогда. А игроки этого рынка будут подстраиваться под новые условия: открывать новые направления, исследовать необычные форматы», — считает управляющий директор «Слетать.ру» Евгений Данилович.
Спрос и предпочтения туристов
За 2022 год россиянам продали более 5,2 млн турпакетов на 442,8 млн рублей. 57% от всех продаж пришлось на туры по России. В 2022 году многие путешественники сделали выбор в пользу внутреннего туризма, за счет чего доля туров по стране выросла на 17% в сравнении с 2019 годом.
Однако в 2023-м ситуация начала меняться. По данным «Слетать.ру», за первое полугодие доля продаж туров по России сократилась на 22% по сравнению с первыми шестью месяцами прошлого года. При этом за границу россияне стали ездить чаще: на 7% возросли продажи туров в Турцию и ОАЭ, на 10% — в другие страны. Снижение востребованности внутренних туров в «Слетать.ру» связали с перераспределением турпотока. Если в 2022 году россияне реже рассматривали зарубежные направления для отдыха, то в 2023-м спрос на туры в другие страны начал восстанавливаться.
Наибольшей популярностью у организованных туристов в первом полугодии 2023 года пользовалась Турция. Ее выбрало 29% путешественников, говорится в отчете «Слетать.ру». Второе место занял Египет с 20%, третье — Россия с 18%. Россияне также путешествовали в ОАЭ (12%), Таиланд (9%), на Шри-Ланку (2%), Кубу (2%), Мальдивы (1%) и в Индию (1%).
Годом ранее рейтинг востребованных стран выглядел иначе. В первой половине 2022 года 41% россиян путеше- ствовал внутри страны. Турция и Египет занимали второе и третье места с 22% и 21% соответственно. За ними следовали ОАЭ (6%), Доминиканская Республика (3%), Куба (1%) и Мальдивы (1%).
Внутри России два года подряд лидирующие позиции по востребованности среди туристов занимают Краснодарский край и Санкт-Петербург. Поездку на побережье Черного моря в первом полугодии 2022 года выбрали 73,6% путешественников, в 2023 году — 61,1%. В Северную столицу в прошлом году отправились 4,8% туристов, в текущем — 8,1%. В пятерку самых популярных направлений этого года также входят Кавказские Минеральные Воды (7,3%), Калининградская область (3,3%) и Дагестан (1,8%).
Среди других изменений в предпочтениях туристов аналитики отметили расширение географии отдыха. В 2022 году бронирования клиентов «Слетать.ру» распределились по 30 странам, к лету 2023 года — по 39. Рост интереса туристов к пятизвездочным отелям вырос на 2,8% в первой половине 2023 года по сравнению с тем же периодом 2022 года. Четырехзвездочные отели стали выбирать на 4,2% чаще, чем в прошлом году. Стремление путешественников к комфорту отразилось не только на классе отелей, но и на типе питания. Россияне на 3,3% чаще выбирают формат «все включено», а тип «ультра все включено» стал популярнее на 4,2%.
Как живется турагентам
Индекс потребительских цен Росстата подтверждает наблюдения туристов: цены на путевки заметно прибавили. В первом полугодии 2023 года стоимость зарубежного туризма увеличилась на 45,7%. По информации «Слетать.ру», средний чек на покупку тура по всем направлениям вырос на 43% и составил 150 000 рублей.
Самое драматичное подорожание произошло среди путевок в Египет. Цена тура увеличилась на 67% по сравнению с 2022 годом. Заметно подорожали в первом полугодии 2023 года поездки в Таиланд и ОАЭ — на 38% и 22% в сравнении с первым полугодием прошлого года; турецкое направление выросло в цене на 6%, средняя стоимость тура внутри России прибавила 7%, достигнув 56 500 рублей.
Восстановление спроса на рынке туризма, расширение географии поездок и увеличение стоимости путешествий позитивно отразились на заработке турагентов. В 2019 году, который называют эталонным для туристической отрасли, среднемесячная начисленная заработная плата работников туриндустрии составила 54 100 рублей. По итогам 2022 года этот показатель равнялся 66 тыс. четыремстам рублям, а за пять месяцев 2023 года достиг 70 500 рублей. Доходы турагентов складываются из комиссионного вознаграждения, сумма которого растет с ростом цен на путешествия.
Новички предпочитают туризм
За последние годы количество турагентств в России стабильно растет. По подсчетам Росстата, к концу 2022 года в стране работало 13 600 туристических фирм. В 2021 году функционировало 13 000 таких компаний, в 2019 году — 12 600. Возросший интерес к сфере путешествий в «Слетать.ру» наблюдают и среди предпринимателей без опыта, которые начали все чаще открывать собственные турагентства. Их привлекает возможность совмещать запуск турагентства с основной профессией.
Это относительно новый формат, получивший развитие в последние два года, заметили в «Слетать.ру». Если прежде люди легче расставались с привычной работой по найму и пробовали себя в туристическом бизнесе, то в 2022–2023 годах, на фоне нестабильной экономической ситуации в стране, многие предпочитают осторожный переход к предпринимательству и постепенный выход на туристический рынок с переходным периодом в виде совмещения работы по найму и бизнеса, рассказал управляющий директор «Слетать.ру» Евгений Данилович.
Второй популярный среди новичков сценарий — открытие агентства по франшизе. Выбирая такой формат, предприниматель получает готовый бренд и отработанную в разных регионах стратегию развития бизнеса. Этот способ выхода на рынок в «Слетать.ру» считают малорисковым, так как он не требует от начинающего бизнесмена разработки и запуска собственной концепции.
Как выбрать франшизу в сфере туризма
Готовая база
Зачастую предприниматели без практических навыков или с малым опытом в бизнесе не решаются пробовать силы в новой сфере. При этом статистика «Слетать.ру» показывает, что формат франшизы позволяет запустить бизнес за 14 дней. В срок до двух недель входит весь процесс обучения с нуля до директора турагентства.
Сократить период открытия бизнеса позволяет проработанный механизм запуска нового офиса. К примеру, «Слетать.ру» предоставляет партнерам обкатанные бизнес-процессы и выработанные стандарты работы. Собственник и персонал получают подробные материалы для обучения и экспертное сопровождение, за счет чего вход в новую сферу становится легче. Это привлекает многих: только за первое полугодие 2023 года открытые по франшизе турагентства «Слетать.ру» получили более 25 000 заявок от туристов.
Собственный IT-ландшафт
Начинающим франчайзи также следует обращать внимание на проникновение в работу компании высоких технологий. Сегодня индустрия путешествий испытывает серьезную конкуренцию. Турагентства соперничают не только друг с другом, но и с цифровыми решениями, позволяющими туристам путешествовать самостоятельно. Турагентства, которые не автоматизируют свою работу и не внедряют цифровые решения, рискуют заметно отстать от конкурентов и оказаться на обочине индустрии.
Готовую IT-инфраструктуру для ежедневной работы получают партнеры «Слетать.ру». Компания самостоятельно разработала программное обеспечение для работы турагента. Программа функционирует по принципу единого окна, что ускоряет процессы, минимизирует ошибки переноса данных, делает бизнес более контролируемым и финансово прозрачным для собственника. Такой подход к работе привлекает новых партнеров: в середине 2023 года всероссийская сеть «Слетать.ру» насчитывала 337 офисов в 255 городах страны.
«Франшиза в сфере туризма, если к ее развитию подходят ответственно, — это не только узнаваемая вывеска. Франчайзер открывает доступ к целому комплексу технологических платформ, материалов, наработок. Никто не обещает франчайзи огромный заработок в короткий срок без каких-либо усилий, но готовая база помогает делать первые шаги в новом бизнесе и прокладывать собственный путь к успеху», — рассказал Евгений Данилович.
Мультибрендовость
Ограничивающим фактором в туристическом деле часто становится работа с одним туроператором. Несмотря на отдельные преимущества, такое партнерство сужает возможности продаж, сводя их исключительно к предложениям конкретного туроператора. Из-за этого турагентство не может расширить географию своей работы и лишается потенциальной прибыли.
Решением становится выбор в пользу мультибрендовой франшизы турагентства. Такие компании предоставляют партнерам возможность работать с несколькими операторами. Так, франчайзи «Слетать.ру» получают повышенное агентское вознаграждение сразу более чем от ста туроператоров с первого дня работы. Это делает бизнес более маржинальным.
Бизнес-модель
Одной из распространенных ошибок начинающих франчайзи аналитики «Слетать.ру» назвали невнимательное изучение рынка своего региона. Предприниматели-новички ориентируются на успех франчайзи из других городов, рассчитывая повторить их опыт. Однако рынки заметно отличаются друг от друга в зависимости от местоположения, поэтому в компании рекомендуют запросить у потенциального франчайзера финансовый план турагентства с подробными расчетами для конкретного города.
«Бизнес-модель должна учитывать, что доход турагентства складывается не только из комиссии за продажу тура. В него входит продажа дополнительных услуг, авиабилетов, проживания в отеле, экскурсий. Также разумно запросить у франчайзера оценку более выгодных локаций города для размещения офиса. Верно выбранная локация на пути целевого трафика — это половина успеха», — утверждает Евгений Данилович.