Презентация бизнес-класса: как «достучаться» до инвестора
— Как успешно презентовать свою идею?
— Какой бы замечательной ни была идея, она «не взлетит» без инвестиций. Несколько лет назад меня пригласили в НИИ биофизики читать лекцию о том, как делать презентации.
Руководство НИИ поощряло своих талантливых ученых самостоятельно привлекать инвестиции для прорывных идей. Но возникла проблема: ученые не смогли донести суть инноваций на языке бизнеса. Представляете, сколько полезных идей по этой причине осталось в столах?
Первое, что нужно помнить новаторам и визионерам, — смотреть на свою презентацию глазами потенциального инвестора. Он никогда не будет изучать документ «от корки до корки». Его внимание привлечет лишь то, что может принести выгоду. Поэтому начинайте с вопросов «Как можно сэкономить время читателя?» и «Как привлечь внимание к своему предложению?».
Еще одна ловушка стартаперов и опытных предпринимателей — желание говорить «умными» словами. Отсюда обилие канцеляризмов и профессиональных терминов. Но эффективность — это простота и ясность. Не забывайте совет Эйнштейна: «все нужно упрощать до предела, но не более того».
— Что важнее: слово или картинка?
— Презентация — это система, где важны все составляющие. Текст передает смысл, дизайн управляет вниманием.Если отвечать на вопрос прямо, то, на мой взгляд, важнее текст. Удачную презентацию можно сделать и на белых слайдах. Но в огранке продуманного дизайна она повышает свою ценность в разы.
Ученые Университета Калифорнии измерили, что среднестатистический современный человек обрабатывает до 34 гигабайтов день или 100 500 слов в среднем каждый день. Так что главная задача дизайна — выделить суть на фоне информационного шума, а не быть красивым, как принято думать. Красивое — субъективно, эффективное — измеряемо. Например, суммарная выгода, которую принесло наше агентство клиентам, — свыше $1,5 млрд (138,3 млрд рублей на ноябрь 2023 года).
Один из самых сильных приемов в дизайне — использование визуальных метафор. Причина понятна — они моментально запоминаются. У меня есть кейс на эту тему. Однажды мы делали презентацию для выступления руководителя очень крупного банка. И для того, чтобы передать быстрое сокращение цикла развития компании, придумали метафору гепарда. Прошло пять лет, и на очередном бизнес-форуме нас спросили: «А это вы та самая команда с летящим гепардом?». Железобетонная ассоциация.
— Есть ли «универсальный» рецепт продающей презентации?
— Моя формула идеальной презентации: 70% — убедительный текст, 30% — продуманный дизайн. Это, кстати, и соотношение времени на подготовку. Продающая презентация — это презентация, понятная при беглом пролистывании. Как я упоминал, люди не читают, они сканируют слайды.
Очень важный момент — титульный слайд. От него зависит, будет открыта презентация или нет. Заинтересуйте читателя с первого взгляда, дайте ему вескую причину погрузиться в презентацию.
Маленький совет: не размещайте на обложке логотип компании, которая пока не известна. Лучше подчеркните суть. Например, в презентации стартапа для отправки Павлу Дурову мы написали: «Как пользователю Telegram перевоплотиться в кого угодно?»
— Возможно ли самому сделать качественную презентацию?
— Можно, но довольно сложно. По нескольким причинам.
С одной стороны, из-за опасности переусложнить. Эксперт в определенной области настолько погружен в свою специфику, что не может переложить данные на язык бизнесмена или потенциального клиента. С другой стороны, из-за опасности что-то упустить. Это когнитивное искажение мы называем «понятно мне — понятно всем». Более того, для создания презентации нужно обладать разными компетенциями: одновременно быть и копирайтером, и маркетологом, и дизайнером, и стратегом, и менеджером.
Мы за то, чтобы предприниматели не отвлекались от своей главной миссии: вести компанию к успеху. А выполнение тактических задач поручали командам профессионалов. Для тех же, кто в начале пути или ищет возможности оптимизировать бюджет, мы разрабатываем курс по самостоятельному созданию презентаций.
Это принципиально новый продукт на информационном рынке. Мы подходим к презентации как к эффективному бизнес-инструменту, а не просто как к красивой упаковке. Задача курса — научить создавать презентации, помогающие привлекать инвестиции и новых клиентов. У вас будет пошаговый гайд с простым и понятным алгоритмом действий. Кроме того, эффектные шаблоны и рекомендации, авторские методы и подходы, которые невозможно найти в открытых источниках. Одним словом, все то, что я наработал за 15-летнюю практику в маркетинге.
— Есть ли «срок годности» у хорошей презентации?
— Срок годности презентации — дело растяжимое. Это не продукт в супермаркете.
С одной стороны, она закрывает срочные задачи — привлечение инвестиций. То есть используется, пока эта цель не достигнута. С другой стороны, работает на перспективу. Например, одна из наших презентаций для продажи услуги «Персональный брокер» крупного банка приносит ему деньги до сих пор.
— Как найти хороших исполнителей для создания презентации?
Мой совет: посмотреть людей в деле. Вместо десятков интервью дайте одно тестовое задание.
Хороший дизайнер увидит презентацию, как на рентгеновском снимке. Он расставит правильные визуальные акценты, структурирует информацию, а главное, не будет делать дизайн ради дизайна. Хороший редактор на вес золота. Это человек, который из моря информации вычленит главное, выстроит логичный сторителлинг и подаст идеи на языке целевой аудитории: инвесторов, клиентов и топ-менеджеров.
— Как HOTRED подходит к созданию презентаций?
Одним словом, дотошно. Но в хорошем смысле.
Главное, что отличает нашу команду от конкурентов, — поиск ключевых смыслов, а не просто написание текста и красивая верстка. Начало любого проекта — это глубокое погружение в материал и контекст. Мы не тратим времени клиента и обрабатываем огромный массив данных самостоятельно. Только после этого составляем вопросы для интервью. Кстати, общаться лучше с руководителями, ведь именно у них масштабное видение своего бизнеса.
На своих корпоративных курсах я всегда подчеркиваю, что сбор и анализ данных, а также согласование копирайта занимает больше времени, чем дизайн. Поэтому закладывайте время. Конечно, бывают исключения. Однажды мы уложились в полтора часа на подготовку дизайна презентации для министра промышленности и торговли. Но это скорее рекорд, чем практика.
Следующий этап подготовки презентации — тщательный фактчекинг. Мы отбираем данные, выстраиваем логику повествования, согласовываем каждое слово с клиентом. И только когда все согласны с контентом, переходим к дизайн-концептам. Наконец, дизайн — тот волшебный этап, который собирает все воедино, и получается цельный классный продукт.