К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Презентация бизнес-класса: как «достучаться» до инвестора

Основатель агентства визуальных коммуникаций HOTRED Антон Григорьев, фото: HOTRED
Основатель агентства визуальных коммуникаций HOTRED Антон Григорьев, фото: HOTRED
В 2022 году объем финансирования стартапов снизился почти на 70%, и в 2023 году этот тренд сохраняется. Тем не менее откладывать реализацию идей не стоит. Ведь любой кризис — это новые возможности. Хотите заинтересовать инвестора? Используйте всю силу презентации — простого и эффективного инструмента бизнес-коммуникации. Она важна не только для стартапов, но и для крупных компаний, убежден Антон Григорьев, основатель агентства визуальных коммуникаций HOTRED.

— Как успешно презентовать свою идею? 

— Какой бы замечательной ни была идея, она «не взлетит» без инвестиций. Несколько лет назад меня пригласили в НИИ биофизики читать лекцию о том, как делать презентации. 

Руководство НИИ поощряло своих талантливых ученых самостоятельно привлекать инвестиции для прорывных идей. Но возникла проблема: ученые не смогли донести суть инноваций на языке бизнеса. Представляете, сколько полезных идей по этой причине осталось в столах?

Первое, что нужно помнить новаторам и визионерам, — смотреть на свою презентацию глазами потенциального инвестора. Он никогда не будет изучать документ «от корки до корки». Его внимание привлечет лишь то, что может принести выгоду. Поэтому начинайте с вопросов «Как можно сэкономить время читателя?» и «Как привлечь внимание к своему предложению?».

Еще одна ловушка стартаперов и опытных предпринимателей — желание говорить «умными» словами. Отсюда обилие канцеляризмов и профессиональных терминов. Но эффективность — это простота и ясность. Не забывайте совет Эйнштейна: «все нужно упрощать до предела, но не более того».

— Что важнее: слово или картинка?

— Презентация — это система, где важны все составляющие. Текст передает смысл, дизайн управляет вниманием.Если отвечать на вопрос прямо, то, на мой взгляд, важнее текст. Удачную презентацию можно сделать и на белых слайдах. Но в огранке продуманного дизайна она повышает свою ценность в разы. 

Ученые Университета Калифорнии измерили, что среднестатистический современный человек обрабатывает до 34 гигабайтов день или  100 500 слов в среднем каждый день. Так что главная задача дизайна — выделить суть на фоне информационного шума, а не быть красивым, как принято думать. Красивое — субъективно, эффективное — измеряемо. Например, суммарная выгода, которую принесло наше агентство клиентам, — свыше $1,5 млрд (138,3 млрд рублей на ноябрь 2023 года). 

Один из самых сильных приемов в дизайне — использование визуальных метафор. Причина понятна — они моментально запоминаются. У меня есть кейс на эту тему. Однажды мы делали презентацию для выступления руководителя очень крупного банка. И для того, чтобы передать быстрое сокращение цикла развития компании, придумали метафору гепарда. Прошло пять лет, и на очередном бизнес-форуме нас спросили: «А это вы та самая команда с летящим гепардом?». Железобетонная ассоциация. 

Пример визуальных коммуникаций HOTRED, фото: HOTRED

— Есть ли «универсальный» рецепт продающей презентации?

— Моя формула идеальной презентации: 70% — убедительный текст, 30% — продуманный дизайн. Это, кстати, и соотношение времени на подготовку. Продающая презентация — это презентация, понятная при беглом пролистывании. Как я упоминал, люди не читают, они сканируют слайды.

Очень важный момент — титульный слайд. От него зависит, будет открыта презентация или нет. Заинтересуйте читателя с первого взгляда, дайте ему вескую причину погрузиться в презентацию. 

Маленький совет: не размещайте на обложке логотип компании, которая пока не известна. Лучше подчеркните суть. Например, в презентации стартапа для отправки Павлу Дурову мы написали: «Как пользователю Telegram перевоплотиться в кого угодно?»

— Возможно ли самому сделать качественную презентацию? 

— Можно, но довольно сложно. По нескольким причинам.

С одной стороны, из-за опасности переусложнить. Эксперт в определенной области настолько погружен в свою специфику, что не может переложить данные на язык бизнесмена или потенциального клиента. С другой стороны, из-за опасности что-то упустить. Это когнитивное искажение мы называем «понятно мне — понятно всем». Более того, для создания презентации нужно обладать разными компетенциями: одновременно быть и копирайтером, и маркетологом, и дизайнером, и стратегом, и менеджером. 

Мы за то, чтобы предприниматели не отвлекались от своей главной миссии: вести компанию к успеху. А выполнение тактических задач поручали командам профессионалов. Для тех же, кто в начале пути или ищет возможности оптимизировать бюджет, мы разрабатываем курс по самостоятельному созданию презентаций.

Это принципиально новый продукт на информационном рынке. Мы подходим к презентации как к эффективному бизнес-инструменту, а не просто как к красивой упаковке. Задача курса — научить создавать презентации, помогающие привлекать инвестиции и новых клиентов. У вас будет пошаговый гайд с простым и понятным алгоритмом действий. Кроме того, эффектные шаблоны и рекомендации, авторские методы и подходы, которые невозможно найти в открытых источниках. Одним словом, все то, что я наработал за 15-летнюю практику в маркетинге

Пример визуальных коммуникаций HOTRED·фото: HOTRED
Пример визуальных коммуникаций HOTRED·фото: HOTRED
Пример визуальных коммуникаций HOTRED·фото: HOTRED
Пример визуальных коммуникаций HOTRED·фото: HOTRED
Пример визуальных коммуникаций HOTRED·фото: HOTRED
Пример визуальных коммуникаций HOTRED·фото: HOTRED

— Есть ли «срок годности» у хорошей презентации? 

— Срок годности презентации — дело растяжимое. Это не продукт в супермаркете. 

С одной стороны, она закрывает срочные задачи — привлечение инвестиций. То есть используется, пока эта цель не достигнута. С другой стороны, работает на перспективу. Например, одна из наших презентаций для продажи услуги «Персональный брокер» крупного банка приносит ему деньги до сих пор. 

— Как найти хороших исполнителей для создания презентации?

Мой совет: посмотреть людей в деле. Вместо десятков интервью дайте одно тестовое задание. 

Хороший дизайнер увидит презентацию, как на рентгеновском снимке. Он расставит правильные визуальные акценты, структурирует информацию, а главное, не будет делать дизайн ради дизайна. Хороший редактор на вес золота. Это человек, который из моря информации вычленит главное, выстроит логичный сторителлинг и подаст идеи на языке целевой аудитории: инвесторов, клиентов и топ-менеджеров.

— Как HOTRED подходит к созданию презентаций?

Одним словом, дотошно. Но в хорошем смысле. 

Главное, что отличает нашу команду от конкурентов, — поиск ключевых смыслов, а не просто написание текста и красивая верстка. Начало любого проекта — это глубокое погружение в материал и контекст. Мы не тратим времени клиента и обрабатываем огромный массив данных самостоятельно. Только после этого составляем вопросы для интервью. Кстати, общаться лучше с руководителями, ведь именно у них масштабное видение своего бизнеса.

На своих корпоративных курсах я всегда подчеркиваю, что сбор и анализ данных, а также согласование копирайта занимает больше времени, чем дизайн. Поэтому закладывайте время. Конечно, бывают исключения. Однажды мы уложились в полтора часа на подготовку дизайна презентации для министра промышленности и торговли. Но это скорее рекорд, чем практика.

Следующий этап подготовки презентации — тщательный фактчекинг. Мы отбираем данные, выстраиваем логику повествования, согласовываем каждое слово с клиентом. И только когда все согласны с контентом, переходим к дизайн-концептам. Наконец, дизайн — тот волшебный этап, который собирает все воедино, и получается цельный классный продукт.  

Информационная поддержка


Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+