Хюгге по-русски: как позаботиться о себе с помощью мебели и аксессуаров
«Хюгге пользуется популярностью в России уже несколько лет, — говорит Юлия Ельцова, контент-продюсер мебельной компании Lazurit. — Быстрый темп жизни, технологическая зависимость, стресс-факторы — со всем этим мы сталкиваемся практически каждый день, и человек нуждается в отдыхе. Концепция хюгге, где фокус как раз на комфорт и уют, является своего рода убежищем от стресса и напряжения».
Хюгге — искусство создания атмосферы и ощущений, а не интерьера как такового, объясняет Майкл Викинг, автор бестселлера «Hygge. Секрет датского счастья». Принципы хюгге распространяются не только на выбор мебели. Одежда должна быть удобной, освещение — в теплом спектре, кружка — любимой, еда — простой и вкусной, даже если это не очень полезная выпечка. К предметам интерьера особые требования. Согласно Викингу, мебель датчане стараются выбрать красивую, удобную и тактильно разнообразную, даже если на каждый предмет приходится копить не один месяц. Материалы предпочитают натуральные. Вещи с историей, даже неказистые, помогают достичь желанных ощущений не хуже мягких пледов и подушек, без которых хюгге уже не тот.
Атмосфера хюгге подталкивает к сложному и важному для современного человека действию: отложить гаджеты и провести день, отключившись от потока информации и социальных сетей, считает бизнес-психолог Елена Частова. «Уютные пространства в стиле хюгге поощряют людей проводить больше времени с семьей и друзьями, а также позволяют расслабиться и перезарядиться эмоционально, наслаждаясь теплом чашки чая, — отмечает Частова. — Так мы можем сосредоточиться на простых моментах в нашей жизни и улучшить эмоциональное состояние».
На негаснущий интерес к хюгге влияет и привлекательная картина быта датчан, которые регулярно оказываются на первых строчках рейтингов по уровню счастья, благополучия и качества жизни. «Любой стиль или тенденция моды подвержены влиянию медиа и социальных сетей, — считает Юлия Ельцова. — Популярность хюгге в России может быть связана с продвижением этого стиля жизни в цифровых пространствах, а также с культурным обменом и глобализацией».
Удобная мебель
Как же сегодня может выглядеть хюгге-пространство в России? Компания Lazurit, которая не только производит, но и продает мебель в более чем 500 салонах по всей России, исследовала этот вопрос, проанализировав продажи за 2023 год. Были выбраны категории, традиционно отвечающие за создание уюта в доме: диваны, кровати, кресла, небольшие предметы мебели и декора. Веб-аналитик компании Елена Позднякова обобщает результат: покупатели выбирают приземистые устойчивые формы, мягкую и приятную на ощупь обивку, универсальный дизайн и природные цвета.
Среди диванов, например, лидирует «Хаген» с прямыми формами и широкими подлокотниками, а среди кресел — велюровый «Холли», в котором продуман правильный угол посадки. В категории кроватей чаще всего продаются модели «Мэдисон» с высоким стеганым изголовьем и «Виттория» в скандинавском стиле с удобным местом для хранения белья.
Популярна мебель, которая «отличается надежностью, простотой, понятностью форм и имеет спокойный дизайн», отмечает Юлия Ельцова. То есть как раз та, что соответствует принципам хюгге.
Причем это актуально для клиентов с разными уровнями дохода. Так, покупатели с уровнем дохода выше среднего чаще выбирают мебель, производящую впечатление надежной и добротной. Например, письменный стол «Кассия» с широкой столешницей и комод «Элеганте» в стиле лофт. Они также предпочитают комплексные решения, а если выбирают отдельные предметы, то с оригинальным дизайном, такие как акцентный журнальный столик «Челси» или кресло-мешок «Авиньон» со спинкой.
Как выявило исследование Lazurit, российские покупатели обращают также внимание на современные материалы, конструкции и технологии, которые повышают комфорт и эргономичность мебели и интерьера в целом. Это не противоречит концепции хюгге. «В мире постоянного стресса люди вынуждены учиться заботиться о себе всеми доступными способами. Мы хотим, чтобы окружающая обстановка помогала не только успокоиться перед встречей, но и почувствовать себя увереннее: в ресторане расслабиться и позволить себе насладиться не только блюдами, но и компанией, напитаться атмосферой заведения, дома настроиться на качественное общение с детьми и семьей, — рассказывает руководитель студии интерьерного дизайна Виктория Киорсак. — Поэтому дизайн и технологии в этой сфере быстро развиваются».
В освещении, например, одного лишь теплого спектра для уюта сегодня недостаточно. В идеале оно должно быть биодинамическим, то есть с регулируемой интенсивностью и температурой света, чтобы подстраиваться под суточные ритмы человека. А диван должен быть комфортным не только визуально и тактильно: необходимо, чтобы на нем можно было удобно и присесть для общения, и прилечь с книгой, и собраться с мыслями.
Экологичный гедонизм
Хюгге-атмосфера перестала ассоциироваться исключительно со скандинавским стилем. «Сейчас хюгге можно увидеть и в шале, и в каменном доме, и в русской избе», — уверен основатель студии «Точка дизайна» Степан Бугаев. Благодаря моде на хюгге многие переняли датские принципы организации уютного пространства и применяют их фактически везде. Тем более, что моду на красивую жизнь с роскошными вечеринками постепенно вытеснил тренд на жизнь для себя с уютными пространствами и прогулками на природе.
«Что способствует хюгге дома? Хорошо накрытый стол с фамильным сервизом и вазой полевых цветов, которые ты собрал сам, или сиренью, которую купил у бабушки, — объясняет Бугаев. — Создавать уют — это еженедельное, ежемесячное, сезонное обновление и декорирование. И в российской среде естественнее смотрится не датский, а дулевский фарфор». Лавка и тканный коврик от локальных мастеров, белье из вологодского льна и шкатулка с палехской росписью, выбранные хозяевами, делают дом по-настоящему своим, уютным.
Людям с жизненным опытом и богатой библиотекой ощущений подбор «своих» мелочей дается почти естественным образом. Но атмосфера хюгге все больше востребована сегодня и среди молодых людей. «Я замечаю, насколько важен красивый сеттинг для коллег 25–30 лет, — говорит Степан Бугаев. — Возможно, это мода, но подозреваю, что происходит смена поколений. Они интровертнее и чувствительнее к ощущению своего места — таким образом они заботятся о себе, и это правильное проявление гедонизма — осознанного и экологичного».
Исследование Lazurit отмечает рост спроса на дополнительные предметы мебели вроде пуфов и банкеток, и аксессуары, которые обеспечивают уют: наборы текстиля и декоративные подушки. Лидер продаж — однотонный сдержанный комплект из покрывала и подушек Instyle, который отличается «природным» вайбом: льняная подкладка, цветовая гамма — от молочного до нежно-салатового. Именно покрывала, подушки и пледы, по словам бизнес-психолога Елены Частовой, помогают ощущать тепло и приятную тактильность, способствующие расслаблению и умиротворению.
В нашем климате, по словам дизайнера Виктории Киорсак, всегда в моде натуральные материалы, комфорт которых не привязан к сезону: лен, шелк, шелковый бархат. А зимой особенно востребованы пледы и покрывала, натуральные ковры и меха. Все то, что окружает нас теплом и заботой.
«Стиль хюгге в России сохраняет базовые принципы этой концепции, но в то же время отличается от датского из-за различий в культуре, климате, образе жизни. Наша страна — многонациональная и многокультурная, поэтому в российском хюгге неизбежно присутствуют элементы национальной культуры, традиций. Это проявляется в выборе определенного декора, цветовой гамме, в использовании аутентичных предметов ремесел. Все эти элементы интегрируются, получается уникальный и гармоничный хюгге по-русски», — констатирует Юлия Ельцова.
Мебельная компания Lazurit производит мебель для любых комнат, от гостиных до детских и кухонь. В ассортименте представлено много коллекций, которые отлично сочетаются друг с другом и транслируют основные принципы хюгге: уют, удобство, экологичность. Мебель Lazurit разработана по модульному принципу, поэтому элементы серий легко трансформируются, дополняются и существуют в нескольких дизайнерских решениях.