Как все начиналось: от геологии до ювелирного дела
В биографии отечественных ювелирных брендов по очевидным историческим причинам не встречаются профессиональные династии. Все современные российские ювелиры пришли в этот бизнес разными путями, и у каждого из них своя, подчас весьма витиеватая личная история. У 46-летнего Ильи Клюева такая история все-таки имеет корни в его семье. Оба его родителя были геологами и геофизиками по профессии, работали в одной партии в Центральной геологоразведочной экспедиции на Урале, привозили домой образцы минералов и поделочные камни — Илья изучал их с детства.
В своей книге Клюев описывает, как отец приходил в школу с саквояжем из разных камней, рассказывал школьникам об их происхождении и добыче. А сын гордился тем фактом, что у отца такая крутая профессия, одна из самых романтических в СССР — он и сам о ней подумывал. Романтика резко закончилась, когда Илье исполнилось 13 лет: отец ушел из жизни, а профессия геолога в реалиях перестройки оказалась ненужной. Чтобы помочь матери, Илья начал зарабатывать первые деньги на всех возможных тогда, в 1987 году, «подростковых» подработках, найденных по объявлениям в газете «Московский комсомолец», от курьера до мойщика окон. По иронии судьбы курьером Илья работал в геологоразведочной компании, уже приватизированной и частной, владелец которой сегодня является преданным клиентом бренда Cluev.
Одним из последних мест, где Илья Клюев работал по найму, была компания, занимавшаяся продажей офисной мебели. Там в 19 лет он познакомился с людьми, которые предложили ему заниматься продажей итальянского хрусталя. Приняв предложение, Клюев, студент Московского авиационного института, открыл свой первый магазин в гостинице «Славянская», центре деловой жизни и торговли той эпохи. Неожиданно в 1999 году ему предложили добавить к итальянскому хрусталю еще и продажу украшений небольшого американского бренда. Его продукция ранга fashion jewellery не произвела впечатления ни на жену Ильи, ни на его постоянных клиентов, зато последние изъявили готовность приобрести нечто серьезное: с драгоценными камнями в 5–10 карат. Клюев увидел перспективу — стал покупать крупные драгоценные камни и заказывать с ними единственные в своем роде украшения. Биографию своего ювелирного бренда Илья сразу начал с категории high jewellery, или высокого ювелирного искусства.
Исполняли первые клиентские заказы в городке Валенца, историческом центре итальянского ювелирного искусства. Тогда Илья был уверен, что в России невозможно ничего создать на высоком уровне, к тому же первые опыты работы с отечественными ювелирными мастерскими оказались негативными: в одной драгоценный камень раскололи, в другой подменили на худший. Поэтому первые 13 лет украшения бренда Cluev создавались вне России.
В России наконец: строительство ювелирного бизнеса на родине
Переломным моментом в реструктуризации ювелирного дела и окончательного его переноса из Италии в Россию стал разговор «по душам» с одним постоянным клиентом Cluev, крупным отечественным промышленником, убежденным патриотом, который решил дотошно разобраться в структуре бизнеса своего друга. Получалось, что драгоценные камни в украшениях Cluev происходили из Шри-Ланки или Колумбии, ювелирная работа реализовывалась в Италии, идеи украшений Илья разрабатывал также с итальянскими дизайнерами. «Что же в твоем бренде российского?» — спросил его клиент и убедил создавать украшения в России, и только в ней. После того разговора Клюев решил рискнуть и предпринял вторую попытку поиска профессиональных мастеров, чтобы в итоге построить производство полного цикла. Помог случай, в конце нулевых с российского рынка уходил бренд «ЮТэ. Ювелирный театр». Клюев пригласил его оставшихся мастеров на работу и купил производство со всем оборудованием. Следом появились свои локальные художники и дизайнеры, и с 2014 года все украшения создаются собственными силами в России.
Сегодня компания Cluev — это 100 сотрудников, из которых на ювелирном производстве занято 50, этими силами в мастерских создается около 150 украшений в год — на заказ и по собственным идеям. «Когда видишь возможность сделать нечто лучше, то необходимо делать лучше!» — так звучит кредо Ильи Клюева. «25 лет назад я превратил свою фамилию в название бренда, то есть поставил на кон собственную репутацию и всю свою жизнь, а значит, не имею права идти на компромисс в качестве украшений».
Основное направление деятельности Cluev — это исполнение частных заказов, порой весьма сложных и экстравагантных. Хотя Илья подчеркивает, что даже в этих случаях бренд направляет клиента и предлагает ему материализацию идеи, а не наоборот. Скажем, к 40-летию семейной жизни родителей один клиент задумал брошь в виде созвучной этой дате сороки, а мастера Cluev «посадили» ее в гнездо с тремя драгоценными камнями — рубином, изумрудом и синим сапфиром — по количеству детей, и с шестью бриллиантами — по количеству внуков. Увлекающаяся бальными танцами клиентка бренда заказала серьги на танцевальный сюжет, невзирая на то, что у нее не были проколоты уши. Ювелиры стали разрабатывать инновационную, подвижную конструкцию серег-каффов: на одной держалась женская фигурка, на другой — мужская, обе в россыпи из бриллиантов и цветных сапфиров. В последнем случае затраченный труд оказался несопоставим с оговоренной ценной изделия, но команда Cluev восприняла заказ как вызов и завершила его, выйдя за пределы суммы, уже за свой счет. Илья Клюев уверен, что порой такие траты оправданны для демонстрации поклонникам бренда, что для него нет ничего невозможного.
Долгие годы Илья Клюев был убежден, что «эпицентром» любого украшения должен быть драгоценный камень. Кстати, именно это убеждение владельца бренда сегодня обернулось для многих клиентов бренда выгодой — редкие цветные камни в принадлежащих им украшениях Cluev ощутимо выросли в цене. При создании украшений команда Cluev идет путем развития дизайна не только вокруг центральных драгоценных камней, но и вокруг отдельной темы, вкладывая смысл в каждое изделие. Так в одной из коллекций в палитре драгоценных камней были выражены полутона работ импрессионистов и фовистов — от Сезанна до Ван Гога.
Украшения — художественная ценность или инвестиция?
Помимо управленческих функций, основная компетенция Клюева внутри бренда — драгоценные камни. Он ездит по миру в их поисках, встречается с проверенными дилерами, находит редкие экземпляры. Четверть века назад одним из самых первых приобретенных Клюевым камней для будущего украшения стал синий сапфир весом 12 карат. Впрочем, сегодня создание колье с сапфиром весом 57 карат из той же Шри-Ланки для бренда — уже привычное дело.
В самом начале карьеры Клюев получил несколько геммологических дипломов в МГУ и в Швейцарии, но сегодня убежден, что научиться разбираться в нюансах цветных драгоценных камней можно только на практике. Многие его партнеры и дилеры камней говорят, что Клюеву дано «видеть» достоинства и недостатки драгоценных камней — способность, которая, возможно, досталась ему от родителей-геологов. Так или иначе, ее можно отнести к сильным сторонам бренда.
За долгие годы через руки Клюева проходили редкие александриты, демантоиды, турмалины параиба, кашмирские сапфиры, розовые и голубые бриллианты весом пять карат и даже самый редкий зеленый бриллиант — инвестиционный камень, приобретенный для частной коллекции именно с этим прицелом. Среди постоянных клиентов Cluev есть категория, которая рассматривает и приобретает украшения как объект инвестиции. Но в этом случае Клюев подходит к их созданию иначе, ведь на ювелирном искусстве невозможно спекулировать так же, как на ценных бумагах.
«Чтобы украшение Cluev в будущем выросло в цене, мы должны сделать нечто яркое и впечатляющее вокруг серьезного драгоценного камня. Или, что еще надежнее, помочь клиенту собирать коллекцию редких драгоценных камней, мы оказываем и такую услугу. Если вы приобретаете редкие драгоценные камни и держите их какое-то время в сейфе с точки зрения сохранения капитала, то да, это инвестиция, которую еще и легко брать с собой, передвигаясь по миру. Мы все-таки хотим создавать красивые вещи, но так, чтобы если клиент решил их продать, то он сделал бы это не за меньшую цену, чем приобрел, и не потерял бы на этом. Если в вашем украшении еще десять лет стоял уникальный камень, то вам очень повезло в финансовом плане. Цена на ювелирном рынке растет на все драгоценные камни, да на то же золото: когда я начинал 25 лет назад, стоимость унции составляла $300 (~ 27 000 рублей — февраль 2024), а сейчас — $1900 (~ 171 000 рублей). Кто бы мог подумать тогда, что цена вырастет в шесть раз?!» — говорит ювелир. По словам Клюева, за прошедшие годы он «подтянул» знание постоянных клиентов Cluev о драгоценных камнях. И многие из них собрали столь серьезную коллекцию, что сегодня Клюев с удовольствием бы вернул себе некоторые экземпляры драгоценных камней, как он сам шутит, хорошо бы по прежней цене. «Когда пятнадцать лет назад меня моментально покорил своим неоновым голубым свечением турмалин параиба, и, почувствовав в нем большой потенциал, я скупал этот драгоценный камень по $5000 (~ 451 000 рублей) за карат, то надо мной смеялись все бриллиантовые дилеры, но я оказался прав. Еще десять лет назад мои клиенты приобретали готовые украшения Cluev с 10-каратной параибой за $120 000 (~ 10,8 млн рублей), а сегодня за один такой камень просят $500 000 (~ 45 млн рублей ), и это уже совершенно заоблачная цена», — рассказывает Клюев.
В последние годы Клюев стал приобретать неограненные камни, которые до совершенства доводит Виктор Тузлуков, известный в профессиональном мире независимый огранщик из России, который живет и работает в Бангкоке. Появился в команде Cluev и свой высококлассный огранщик, бывший сотрудник завода «Кристалл», который занимается огранкой на производстве бренда в Смоленске. Еще 15 специалистов гранят бриллианты весом меньше 5 карат под Архангельском, где остались приобретенные еще в советское время новейшие гранильные станки, не устаревшие и сегодня. «Российские огранщики в принципе не умеют делать плохо, их изначально обучают только классическим безупречным огранкам. Браслет с бриллиантами, ограненными в России, всегда будет сиять ярче, чем такой же итальянский», — рассказывает Илья. Насколько требователен Клюев к выбору драгоценных камней, говорит тот факт, что из партии бриллиантов, которые он закупает у компании «Алроса», крупнейшей алмазодобывающей компании страны, отбраковывается минимум 15%.
Семейные ценности и ювелирное наследие для будущих поколений
«Ювелирные украшения — это рассказ человека, будь то женщина или мужчина, о самом себе для будущих поколений», — уверен Илья Клюев. «Мне самому досталась в наследство от мамы шкатулка с украшениями советского времени, но они имеют только сентиментальную ценность, не больше. Если же дети получают от своих родителей украшения, которые имеют еще и какую-то материальную ценность, то они передаются из поколения в поколение как семейная реликвия», — уверен ювелир.
По мнению Клюева, нынешняя попытка многих россиян выяснить историю своей семьи, вернуть себе историю рода несколько поколений назад, восстановить семейное древо — это естественное и объяснимое желание узнать и понять свои корни. И если это желание подкрепляется фамильными драгоценностями, которые выражают вкус предков и отражают эпоху, в которую те жили, то это особенно ценный момент. Так, один из клиентов Cluev заказал у бренда по кольцу для каждого из своих внуков — с желтым бриллиантом, изумрудом и синим сапфиром, которые он оставит им в наследство, на память о себе.
«Мы стремимся предоставлять нашим клиентам определенную ценность: эстетически совершенное, стильное и созданное на высоком уровне качества ювелирное украшение, которое при этом было бы удобным и носилось бы с удовольствием всю жизнь, ведь Cluev дает пожизненную гарантию на свои украшения. Вместе с этим мы обеспечиваем безупречный сервис, чтобы к нам в бутик всегда хотелось вернуться», — объясняет он.
С декабря 2023 года Илья Клюев будет принимать своих клиентов в новом флагманском бутике на Петровке, в Берлинском Доме. Ювелир признает, что нынешняя историческая ситуация дала его бизнесу новые возможности. Прежде он не смог бы открыть магазин в столь престижном месте, там, где раньше долгие годы располагался бутик ушедшего с рынка известного швейцарского часового бренда. «В воздухе витает ощущение, что именно сейчас можно сделать нечто масштабное. И тот, кто сегодня сделает верные шаги в сторону того, что покупатель привык получать от больших западных ювелирных брендов — продукт, сервис, тот и будет лидером. Но занять на рынке место, освобожденное всемирно известным игроком, — это еще и большая ответственность, и мы подходим к ней со всей серьезностью», — говорит Клюев.
Часть сервиса Cluev — нетипичная, особая для ювелирного рынка услуга. «Если у наших постоянных клиенток в шкатулке имеются украшения Cluev 10–15-летней давности, которые ей не нравились изначально, когда она получила их в подарок, но из деликатности она время от времени их носила, украшения, которые перестали ей нравиться под влиянием эволюции вкуса или попросту надоели за долгие годы, то мы готовы принять их в зачет стоимости уже существующих в коллекции изделий или вообще сделать из них совершенно новую драгоценность. Я не могу допустить, чтобы у какой-то женщины в коллекции была вещь Cluev, которая не вызывает в ней положительных эмоций или, что еще недопустимее, вызывает негативные!» — говорит ювелир. В новом бутике также будет представлена и линия fine jewellery, то есть готовых украшений с бриллиантами и цветными камнями на каждый день. Ее в Cluev запустили в прошлом году и рассматривают как первый шаг к знакомству с брендом для новых клиентов.
«Русский стиль» и особое место на ювелирном рынке
Рассуждая о месте своего бренда-старожила на современном российском рынке, Илья Клюев затрагивает более волнующие его глобальные вопросы. Что такое идентичность в российском ювелирном искусстве? Можно ли о нем говорить, как об отдельном явлении? Какой вклад Cluev может сделать в процесс возрождения российской ювелирной школы и какой подход к украшениям должен способствовать ее формированию? Что нужно сделать, чтобы в России появилось больше узнаваемых ювелирных имен? Эти вопросы Илья Клюев обсуждал даже с Татьяной Мунтян, хранительницей коллекции Faberge в Музеях Московского Кремля, которая уверяет, что такое понятие, разумеется, существует, но вопрос в том, как его переложить на современный язык? Именно этим и занимаются в Cluev — пытаются выразить в отличительных декоративных формах и в сочетании цветов драгоценных камней сильный национальный характер и многовековое культурное наследие.
«В каждой стране есть ювелирный бренд, который олицетворяет собой ее идентичность: в США это Tiffany & Co., в Италии — Bvlgari, во Франции — Cartier, в Китае — Wallace Chan. При взгляде на драгоценности этих домов сразу возникают ассоциации с культурой и историей конкретной страны. Мы стремимся стать таким ювелирным брендом в России», — рассуждает Клюев.