Не из столицы: как «Студия Олега Чулакова» повлияла на интернет-бизнес
«Я из Новочеркасска, из небогатой семьи, — рассказывает о себе Чулаков. — В восемь лет мыл в гаражах машины за деньги, в десять собирал металлолом. В старших классах заинтересовался веб-дизайном. С помощью инструкций из интернета освоил азы программирования и научился создавать баннеры. На первом курсе Новочеркасского политехнического зарегистрировался на фриланс-площадках и начал предлагать свои дизайнерские услуги. Баннеры делал сложные, похожие на интерактивные игры в мини-формате. Постепенно повышал цены и дошел до рекорда в 70 000 рублей. Параллельно с учебой ежемесячно я зарабатывал в районе 150 000 рублей».
Тогда же Чулаков нащупал принципы, которые позднее стали сутью его компании: «Я, когда фрилансил, понял: для того чтобы отличаться от 90% подрядчиков, нужно просто делать работу в срок. Второй момент: важно делать больше, чем ожидает клиент. И третье, что нужно, — относиться к клиентам с огромным вниманием. Поэтому я работал в режиме 24/7 и все делал для создания идеальной репутации. Мне клиенты могли звонить, когда им угодно».
Новочеркасский студент смело общался с федеральными компаниями и не смущался, что почти не умел рисовать. Он вставлял в верстку готовые графические объекты, вырезанные из фона, для более сложных работ нанимал опытных иллюстраторов. Конкурентов обыгрывал за счет креатива и бескомпромиссного качества. И когда в 2009 году появилась «Студия Олега Чулакова», одна из прежних работ, посланная на международный конкурс рекламы, сразу же взяла серебро. На памятном баннере, сделанном для страховой компании, были изображены «бесплатный сыр» и мышеловка, которая с шокирующим звуком срабатывала в момент наведения на картинку курсора.
После института Чулаков переехал в Ростов-на-Дону. В 2012 году к нему пришел первый крупный постоянный клиент — мобильный оператор «Теле2». За ним последовали «Папа Джонс», IKEA, «Формула-1» и другие большие бренды, и «Студия Олега Чулакова» начала быстро наращивать обороты. От рекламы и промоматериалов компания перешла к созданию сайтов, мобильных приложений, интернет-сервисов. Коллектив студии вырос до 160 сотрудников, а Tagline и «Рейтинг Рунета» признали ее одной из ведущих дизайн-студий и разработчиков страны.
Проекты для чемпионов
Важнейшей частью личного бренда и бизнеса Чулакова стал новый подход к разработке цифровых продуктов, который предлагает клиентам «больше, чем они ожидают». Предприниматель называет его «эмоциональный дизайн».
«Любой цифровой продукт состоит из трех слоев, — рассказывает Чулаков. — На первом слое функциональность, на втором — удобство. Большинство наших конкурентов считает, что этого достаточно. Но мы, стремясь быть лидерами индустрии, ставим задачу создать третий слой — пытаемся выстроить эмоциональную связь между брендом, интерфейсом и пользователями цифровой услуги. За счет чего? Разных важных деталей и микровзаимодействий, учитывающих психологию людей и отражаемых в дизайне. Например, можно просто разместить на авиасайте функционал, позволяющий купить билет из Дубая в Лондон. Можно дополнительно дать прогноз погоды в аэропорту в день прилета. А можно сделать то же самое с помощью изображения зонтика и текста: «По прилете в Лондоне будет дождливо. Не забудьте взять зонтик». Так посредством интерфейса своего интернет-сервиса бренд проявляет заботу о пользователе, вызывает у него теплые чувства и создает с ним эмоциональную связь».
С 2015 года Чулаков выступает на конференциях веб-разработчиков с лекцией «Дизайн для людей». И самые большие заказы его студия получила после того, как он принял это решение. Его стали приглашать на тендеры компаний, в IT-отделах которых работают разработчики, заинтересовавшиеся эмоциональным дизайном. Дальше нужно было сделать так, чтобы первую победу в тендере превратить в постоянное сотрудничество. И с присущим ему максимализмом Чулаков написал в регламенте выполнения проектов: «Каждый тендер — это чемпионат России по дизайну и веб-разработкам».
«Во время тендеров за две-три недели нередко нужно сделать двухмесячную работу, — говорит предприниматель. — Мы оплачиваем все переработки в соответствии с законодательством, но этого мало. Чтобы сотрудники постарались, важнее нематериальная мотивация. И мы создаем ее, побуждая желание стать чемпионами, создавая поводы для гордости за разработку, которой будут пользоваться миллионы других людей».
Все победы в тендерах в студии отмечаются. В духе эмоционального дизайна названы помещения ростовского офиса: конференц-зал «Восторг», комнаты для переговоров «Блаженство», «Удивление», «Шок», «Ярость». А в кабинете владельца компании висит его огромный портрет, который смотрит в конференц-зал через стеклянную перегородку. И это тоже эмоциональный момент. «Получается, что я всегда вместе с командой, даже когда уезжаю», — улыбается Олег Чулаков.
Правда, сами по себе эти маркетинговые и управленческие фишки не новы. О том, как строить бизнес по ценностям и превращать профессиональную аудиторию в агентов продвижения бренда, написана не одна книга. Но Чулаков не только заявляет, но и делает то, что говорит. Его идеи подтверждены победами на дизайнерских конкурсах, быстрым ростом компании и высокой маржинальностью. Иначе, признает предприниматель, сарафанное радио не работает, а сотрудники не горят желанием участвовать в чемпионатах.
Развитие без границ
В последнее время Олег Чулаков бывает в Ростове нечасто. В 2022 году в Дубае была зарегистрирована компания Chulakov Global, задача которой — продвижение продуктов студии за рубежом. И основатель компании на время переехал в Объединенные Арабские Эмираты.
Появление зарубежного направления — шаг в будущее. Через два-три года в планах сделать миллиард рублей выручки. Но, чтобы расти дальше, нужно выходить за пределы России — на рынки, где в совокупности намного больше потенциальных клиентов.
«Мы нацелены на то, чтобы через десять лет иметь за рубежом оборот до $100 млн (8,9 млрд рублей на январь 2024 года). И нам понятно, что нужно делать для этого, — заявляет Чулаков. — Нам сейчас не хватает сильного международного маркетинга, показывающего миру нашу силу и классный опыт. Поэтому в ближайшие пять лет мы будем формировать международный бренд, организуя в интересующих странах митапы, участвуя в профессиональных конференциях, публикуя интервью наших экспертов с лидерами мнений в отраслях, на которых мы решили фокусироваться, — банкинге, ретейле, недвижимости».
Инструменты, создающие репутацию и продажи, — те же, что использовались в России. Но на этот раз движущей силой развития должна стать большая управленческая команда, которую Чулаков формирует, подбирая людей, разделяющих его ценности.
«Я сторонник мышления без границ, — отмечает он. — Я говорю своим менеджерам: все цели достижимы, если к ним идут люди, верящие в большие результаты и не ставящие ограничений для роста. За рубежом мы также будем продвигать эмоциональный дизайн среди веб-разработчиков. Пока у нас четыре ежемесячно платящих клиента на международном рынке. Это банк в Азербайджане и компании в сфере электронной коммерции из Эмиратов. Но мы смотрим на разные рынки. Сейчас, например, ищем продавца со знанием португальского языка, чтобы попробовать зайти на рынок Бразилии. Есть предположения, что с учетом менталитета пользователей интернета на американском и европейском рынках дела пойдут лучше, чем даже в дружественной нам Средней Азии. Начнем работать со своей командой, но в дальнейшем будем привлекать дизайнеров и разработчиков из стран, где работают клиенты. Без знания языка и культурных особенностей невозможно создать адекватный продукт, вызывающий у пользователей ожидаемые эмоции».
А сам Чулаков налегает на английский язык. Опыт презентаций компании за рубежом показал, что речь должна быть безупречной. И, приступая к решению этой задачи, он поставил планку на самом высоком уровне — поступил на онлайн-курсы, адресованные преподавателям иностранного языка.
Бизнес-марафон
«Я могу долго вынашивать решение. Но всегда предпочитаю попробовать, чем вообще ничего не делать. Если понимаю, что решение не работает, пробую что-то другое. И при этом я не разбрасываюсь, умею концентрироваться на главном. Это моя самая сильная сторона, — описывает он свою предпринимательскую манеру. — Я не верю ни в какое колесо баланса, в котором гармонично сочетаются все сферы жизни. Я считаю: чтобы достичь успеха в предпринимательстве, нужно концентрироваться максимум на двух сферах, и живу по принципу «бизнес плюс что-то еще».
Какое-то время плюсом к бизнесу был спорт. Чулаков решил пробежать марафон и тренировался по два раза в день шесть раз в неделю. «Это был ужас!» — вспоминает он тренировки. Но через год свою первую дистанцию в 42,2 км он преодолел с отличным результатом для новичка — 3 часа 8 минут. Сейчас второй точкой концентрации стал английский язык, а на первом месте по-прежнему цифровой бизнес.
«Я стараюсь не заниматься ничем, что отвлекает внимание — бытом, планированием путешествий и ужинов в ресторанах, — признается предприниматель. — И менеджерам своим я периодически подкидываю мысль о важности тотальной концентрации на одном-двух делах. Если каждый будет лоялен бренду, будет фокусироваться на проектах и на клиентах, успех к нам придет быстрее».