Цифровая эволюция: как вызовы новой реальности меняют бизнес-модели корпораций
В дискуссии приняли участие представители разных отраслей — цифровая трансформация идет во всех бизнесах и с вызовами в 2023 году тоже столкнулись все. Ирина Хворостян, партнер и руководитель технологической практики Kept, отмечает повышенный интерес со стороны бизнеса к теме обеспечения непрерывности деятельности, которая драйвится как регуляторной повесткой, так и внутренней повесткой топ-менеджеров компаний на наличие оценки последствий и четкого плана действий в кризисных ситуациях. Самое сильное регулирование наблюдается со стороны Центрального банка, и финансовые организации уже столкнулись с необходимостью формализовать непрерывность, но в ближайшем будущем эта повестка ждет всех обладателей критической инфраструктуры.
Продуктовая эволюция
Сергей Зудин, управляющий директор SberDevices, напомнил, что технологии распознавания речи появились еще в 1950-х годах, первые технологии виртуальной и дополненной реальности — в 1970-х. «Мы говорим сегодня не про цифровую трансформацию, потому что я не знаю ни одной компании, которая этого не делает. Мы говорим про сильную эволюцию с точки зрения продукта, которая сейчас происходит. Например, те же технологии синтеза и распознавания речи сильно шагнули вперед, тоже самое касается искусственного интеллекта», — отмечает Сергей Зудин.
Он рассказал, что российский бизнес уже активно использует технологии генеративного искусственного интеллекта. Например, сервис GigaChat от Сбера применяется сотрудниками компаний из самых разных направлений. Кроме того, уже есть много промышленных кейсов внедрения этих технологий, и в ближайшем будущем их будет становиться все больше. Эксперт уверен, что мы сейчас находимся на этапе становления рынка, развитие которого неразрывно связано с AI-технологиями.
Железная логика
Дарий Халитов, вице-президент Ростелекома, отмечает, что в области информационно-коммуникационных технологий в 2022 году произошли изменения. Российский софт широко используется во многих классах программного обеспечения. Однако основные изменения произошли в области оборудования. Теперь приходится приобретать оборудование, которое есть в реестре Минпромторга. Это может привести к задержкам, так как в некоторых случаях производители не могут выполнить заказы из-за большого объема. Поэтому возникает необходимость в использовании cloud-инфраструктуры. Также необходимо заменить сетевое телекоммуникационное оборудование на российское. В прошлом году для этой цели были созданы индустриальные центры компетенций мобильной и фиксированной связи, появились форвардные контракты, которые позволяют производителям планировать свои возможности.
Наблюдения поставщика
Экспертиза IT-компании DIS Group, основанной в 2005 году, лежит в сфере дата-менеджмента. Как отмечает Павел Лихницкий, генеральный директор DIS Group, сознательные организации стали заниматься импортозамещением еще в 2014 году, но далеко не все вовремя озаботились этим. «Очень небольшой процент был готов к уходу вендоров. Первую половину 2022 года IT-службы были озадачены тем, чтобы обеспечить эту технологическую устойчивость и не снизить уровень оказываемых сервисов. А потом уже начались инвестиции в импортозамещение, в создание технологий», — делится наблюдениями Павел Лихницкий.
И добавляет, что проблема ухода вендоров, поставщиков, смены цепочек поставок еще и в том, что многим приходилось заново создавать бизнес-модели, искать новые точки роста для бизнеса. Это требует внутренних усилий, корректировки сложившихся процессов. Многие корпорации пошли в собственную разработку, коммерциализацию этих решений. А это совершенно другой бизнес.
«Еще мы как поставщики технологий заметили увеличение сроков рассмотрения решений, так как организации столкнулись с резким ростом числа систем, которые нужно отсмотреть в рамках тендерных процедур. И часто тяжело отличить ежика от жирафа, это вызывает определенные сложности для заказчиков: у всех красивые презентации, все пишут, что все знают, все умеют. Нужно тестировать. Не всегда выбираются те технологии или решения, которые соответствуют масштабу корпорации. Ставка на самое недорогое и не столь зрелое решение может обернуться катастрофой через год, когда все это надо будет еще раз замещать», — рассказывает Павел Лихницкий.
Также среди вызовов импортозамещения он отмечает уход венчурных инвесторов. Многие российские компании с прекрасными решениями и сильными командами с трудом представляют, как будут платить зарплату через шесть месяцев, если нацелены на поставку именно в корпорации. «Даже поддержка Минцифры, Минпромторга, других организаций не всегда спасет такие команды. И тут тоже что-то нужно предпринимать», — резюмирует глава DIS Group.
Спрос выше предложения
Беспилотные комбайны, умный ЖКХ, цифровые двойники в промышленности — технологии IoT крупные российские компании уже используют. «Мы наблюдаем увеличивающийся спрос на внедрение IoT. Это касается и больших производств, и мониторинговых систем, и систем удаленного управления. Но сейчас спрос на IoT-сервисы опережает предложение, которое ограничено доступным оборудованием. Складывается ощущение, что прорыв, с одной стороны, близок, с другой — ограничен набором конкретных устройств, которые сейчас представлены на рынке», — говорит Михаил Матюшин, генеральный директор компании Nexign, российского разработчика высокотехнологичных enterprise-решений для разных отраслей экономики.
Второе ограничение — сети передачи данных и оборудование для них. Пока, по мнению Михаила Матюшина, в этом направлении нет готовых решений и есть определенные ограничения, которые сказываются и на скорости проникновения IoT-устройств. Развертывание локальных сетей связи на территории больших предприятий для взаимодействия с IoT-устройствами напрямую связано с развитием сети 5G. И если, например, тестирование ядра сети может происходить в лабораториях, то готового оборудования для сетей нового поколения сейчас нет. Разработка отечественного — горизонт нескольких лет. «Я уверен, что эти проблемы в любом случае будут решены, и тогда наступит взрывной рост», — говорит Михаил Матюшин.
Оценка целесообразности
Денис Богомолов, вице-президент по финансам, IT и развитию бизнеса компании «Нижфарм», поделился кейсом цифровизации бизнес-процессов фармацевтического предприятия и оценками полученного эффекта. По его словам, на сегодня благодаря автоматизации процессов получается экономить порядка 200 000 рабочих часов в год. «Благодаря цифровизации бизнес-процессов сотрудники теперь могут заниматься гораздо более полезными вещами», — поясняет Денис Богомолов.
Начали с простых решений. Например, по авансовым отчетам — собственное решение работает на любом девайсе, загрузка данных занимает несколько секунд, не нужно крепить чеки на бумагу. Еще один пример — круглые столы с представителями здравоохранения, которые все игроки индустрии часто проводят. Мероприятие может идти 2–3 часа, а оформлением договоров со спикерами и закрывающими документами медицинский представитель раньше занимался значительно дольше. Собственная разработка позволила нам перевести взаимодействие со всеми провайдерами, включая спикеров, в электронный формат.
«Почему многое делаем сами? Есть готовые решения, но, если изучать их с точки зрения интеграции с уже существующими у нас системами, внедрение стороннего продукта часто оказывается нецелесообразным», — объясняет он. При внедрении каждого IT-решения в компании принято оценивать эффект, который может быть от этого получен. Например, IT-команда ходила вместе с медицинскими представителями на визиты, изучая, что можно автоматизировать из их повседневной рутины. За год набрались сотни предложений по оптимизации бизнес-процессов. Однако лишь пять из них сейчас находятся в активной фазе разработки. По оставшимся кейсам было решено, что стоимость разработки не оправдывается тем эффектом, который можно получить от их внедрения. В финансовом отделе из 50 идей по автоматизации работы бухгалтерии руководство одобрило три. Зато результат от внедрения трех идей очевиден: сегодня закрытие происходит на второй рабочий день месяца, и бухгалтерия справилась с выросшим в три раза объемом документов без расширения штата.
Евгений Абакумов отметил, что при выборе отечественного решения Госкорпорация опирается на его зрелость, санкционную устойчивость, соответствие отраслевым требованиям. Это позволяет интегрировать в IТ-ландшафт зрелые отечественные решения с понятной дорожной картой развития, что позволит обеспечить долгосрочное функционирование. Вместе с тем важно понимать, что встраивание готового решения в существующий ландшафт может занять много времени и ресурсов, однако это может обеспечить долгосрочное функционирование.
«Сейчас на рынке сложилась ситуация, когда даже крупные и известные отечественные компании с большим опытом работы и хорошими функциональными возможностями зачастую не могут гарантировать стабильную работу и развитие своих продуктов на перспективу, — отмечает Евгений Абакумов. — Наш опыт показывает, что необходимо иметь собственных разработчиков, которые занимаются не заменой существующих продуктов, а заполнением пробелов в них. Это связано с тем, что рынок постоянно меняется и появляются новые требования к программному обеспечению. В результате компании вынуждены разрабатывать свои собственные решения для удовлетворения этих требований и обеспечения стабильности работы своих систем».