К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Артур Мурадян, Space Travel: «Туристы стали рациональнее»

Фото представлены Space Travel
Фото представлены Space Travel
Новый год — новые возможности, и туристической индустрии это тоже касается. Летний сезон 2023 года показал, что рынки внутреннего и выездного туризма выросли одинаково — на 15%, а лидеры по спросу остались теми же. Но при этом меняются потребительские запросы. О перспективах 2024 года мы поговорили с генеральным директором компании Space Travel и вице-президентом Ассоциации туроператоров России по выездному туризму Артуром Мурадяном.
Артур Мурадян
Артур Мурадян
генеральный директор компании Space Travel и вице-президент Ассоциации туроператоров России по выездному туризму

— В каком состоянии сейчас находится российская туристическая отрасль? Кризис продолжается или можно сказать, что мы его преодолели?
— Я бы сказал, что он перешел в затяжное состояние. Нельзя утверждать, что отрасль восстановилась: новых направлений, по сути, не появилось. Операторам приходится конкурировать по одним и тем же направлениям без возможности работать с эксклюзивными предложениями. То есть, проще говоря, мест на всех уже не хватает. И рост конкуренции, разумеется, привел к снижению общей маржинальности бизнеса. Несколько операторов, работавших на недоступных сейчас направлениях, пришли в сегменты, которые ранее не представляли для них интереса: это Ближний Восток, Мальдивы, Юго-Восточная Азия. По сути, возник тренд, при котором все пытаются заниматься всем, но не у всех это одинаково хорошо получается, ведь наработка партнерских отношений занимает довольно много времени. 

Фото представлены Space Travel

— Удается ли в такой ситуации развивать бизнес Space Travel?
— Как любой оператор, успешно переживший пандемию, мы расширили наш портфель предложений — в него попал весь Ближний Восток и экзотические юго-восточные направления: Таиланд, Шри-Ланка. Для состоятельных клиентов особый интерес представляют Мальдивы, Сейшелы и Маврикий.

Визитной карточкой нашей компании можно назвать широкий ассортимент: он максимально разнообразен и включает собственные полетные блочные программы по ряду направлений с региональными вылетами за границу в том числе.

Мы представлены в большинстве городов, из которых можно улететь за границу — из центральной части России, Урала, Сибири. И это позволяет клиентам уверенно планировать свои путешествия по всем доступным с прямым перелетом направлениям. Мы также специализируемся на транзитных направлениях — например, сейчас привлекательность Африки для российского туриста значительно выросла. Плюс остается Европа, например Греция, которая продолжает выдавать туристические визы. В 2023 году мы обслужили на 40% больше туристов, чем в прошлом. Так что цифры говорят сами за себя.

— Что вы можете сказать о тенденциях в туристическом спросе? 
— Ключевой тренд — турист пытается получить максимум от поездки. Он старается не ехать на отдых в пиковые даты: распределение спроса сейчас происходит более равномерно. В этом плане показательны новогодние праздники: вряд ли этот период будет феноменальным по выручке, поскольку на фоне завышенного ценового предложения туристы решили пойти на некоторые компромиссы. Летом мы уже наблюдали аналогичную историю на турецком направлении в августе, который традиционно считался пиковым месяцем. Цены резко повысились, и значительная часть путешественников перенесла свои планы на сентябрь-октябрь. Но те, кто вынужден подстраиваться под график школьных каникул, летают как и прежде. Туристы также предпочитают максимально спланировать путешествие в плане выбора типа питания — это не всегда «все включено», но как минимум завтрак и ужин, чтобы меньше денег тратить на незапланированные расходы. Они начали проявлять больший интерес к экскурсионным турам, что тоже помогает избегать лишних трат на месте. Я бы сказал, что рационализма в поведении туристов стало больше.  

— Расскажите про российский внутренний туризм. Насколько активно он развивается?
— Процесс идет: развивается тренд, который набрал популярность в пандемию, — региональный туризм. Лидером по росту можно назвать Кавказ. Но все больше россиян едут не только на юг страны: география расширяется до Урала и Байкала. А еще стало особо заметным отличие внутреннего туризма от выездного по динамике. Первый находится на подъеме, продолжается развитие крупных инфраструктурных проектов, малое строительство гостиничных и модульных комплексов. Расширяются полетные программы — как раз с заточкой под туристические интересы. Отличный пример — Дагестан, с которым не было бы такого активного авиасообщения, если бы туда летали исключительно местные. Идет всесторонняя поддержка туристических проектов от государства, модернизация дорожной инфраструктуры. На выездном же туризме негативно сказался высокий курс рубля: внутренний не подорожал настолько, насколько девальвировался рубль. Цены на поездки здесь также повышаются год от года, но они скорее корректируются на величину реальной инфляции, чем на высокий спрос.

Фото представлены Space Travel

— Какие российские направления будут наиболее перспективными в ближайшие годы, по вашему мнению?
— Не рассчитываю, что здесь нас ждут какие-то кардинальные изменения. Лидером среди пляжных направлений останется Краснодарский край. Крым продолжает страдать — сложности с логистикой не дают активно использовать потенциал региона. Традиционно будут пользоваться спросом Москва и Санкт-Петербург. 

Мы ожидаем, что приток туристов из Китая приведет к росту конкуренции в Северной столице летом. Из интересных направлений, где по-прежнему наблюдается ажиотажный спрос, — Южная Карелия, поскольку там нет логистических сложностей.

Трасса «Балтия» между Санкт-Петербургом и Карелией существенно сократила время в пути, а гостиничные комплексы строят в регионе с ошеломительной скоростью. 

— Вы упомянули китайских туристов. Насколько сейчас Россия интересна иностранным путешественникам? Из каких стран к нам приезжает больше всего гостей?
— Россия была и остается привлекательной — развитие внутренней инфраструктуры зачастую неотделимо от развития въездного потока. Требования у иностранных туристов те же, что и у наших. Но они сталкиваются с некоторыми сложностями: например, с невозможностью пользоваться безналичными средствами оплаты. Здесь мы ждем, когда Минэкономразвития реализует проект «Карта туриста». Лидером по въездному потоку в 2023 году стал Китай, хотя цифры все еще далеки от показателей 2019 года. Потом идут страны СНГ и, конечно, Ближний Восток: мы видим большой потенциал у электронной визы, которую ввели в 2023 году. В наступающем году ожиданий от въездного туризма, конечно, больше, поскольку география полетов расширилась значительно. Ожидается, что Минэкономразвития выделит средства на продвижение России за рубежом и создание позитивного имиджа нашей страны как туристического направления — это тоже будет способствовать росту данного рынка.

https://t.me/neprotourism

Информационная поддержка

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+