К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Правила и практика: как изменения таможенного регулирования влияют на бизнес

Фото: Вартан Айрапетян. Общее фото участников сессии «О чем участникам ВЭД не стоит забывать»
Фото: Вартан Айрапетян. Общее фото участников сессии «О чем участникам ВЭД не стоит забывать»
Изменения таможенного регулирования деятельности компаний сферы ТЭК происходили за последние два года довольно часто. На что ориентироваться корпоративным юристам? Какие вопросы, вставшие перед отраслью в 2023 году, не утратят актуальности и в 2024 году? Об этом участники саммита «ТЭК и право. Время объединять усилия» поговорили на сессии под названием «О чем участникам ВЭД не стоит забывать». На ней обсудили текущие подходы к определению таможенной стоимости, аудит «рисковых» мест для предприятий ТЭК, а также иные актуальные вопросы, связанные с экспортом углеводородов, рисками для декларантов при отборе проб и возможностью привлечения к ответственности по статье о неуплате таможенных пошлин при отсутствии недоплаты.
Лев Наконечный
Лев Наконечный
Руководитель направления ВЭД «Газпромнефть Экспертные решения»

Модератор сессии Лев Наконечный, руководитель направления ВЭД «Газпромнефть Экспертные решения», в самом начале дискуссии отметил ее актуальность — изменения в сфере таможенного регулирования происходят буквально каждую неделю: «Сначала мы столкнулись с введением таможенных пошлин в отношении невероятно широкого перечня вывозимых товаров, далее ― с ограничениями на вывоз бензинов и дизельного топлива. После этого были изменены подходы к расчету вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, то есть введен новый порядок расчета коэффициента n. Самое последнее ― введение новых правил валютного регулирования в части определения лиц, для которых устанавливается обязательность продажи выручки и ее размер».

Информированности участникам ВЭД явно не хватает. Это признала и Счетная палата РФ, в начале 2021 года определившая, что есть признаки невключения участниками ВЭД лицензионных платежей в структуру таможенной стоимости. Причина — неполное владение информацией о критериях и условиях такого включения. Выводы Счетной палаты РФ повлекли существенное усиление таможенного контроля сведений о таможенной стоимости декларируемых в процедуре ввоза для внутреннего потребления (импорта) товаров и активные мероприятия по довзысканию неуплаченных таможенных пошлин и налогов. В сентябре 2023 года вышло Постановление Правительства РФ №1538, расширившее перечень экспортируемых товаров под условием уплаты вывозной пошлины. Если до этого внимание было направлено на импорт, то расширение перечня пошлинных товаров для экспорта, где лицензионные платежи также включаются в таможенную стоимость, создает новое направление для проверок — количество споров по определению таможенной стоимости очевидно будет расти в данной области.

Расул Фатхутдинов
Расул Фатхутдинов
Старший юрист СИБУРа

«До сих пор стоял вопрос ― добавлять или не добавлять? Судебная практика ранее демонстрировала разнообразие подходов, определяемое учетом значительного количества обстоятельств. Но в целом можно было говорить о положительном векторе ее развития для декларантов, а сейчас тренд наметился на то, чтобы все сомнения толковать в пользу бюджета. Сложный вопрос ― как добавлять, в какой сумме», — конкретизировал тему своего выступления Расул Фатхутдинов, старший юрист СИБУРа. Он напомнил, что до 90-х применялся подход так называемой нормальной стоимости: и таможенные органы, и декларанты ориентировались на среднерыночную стоимость товаров, предполагая, что все необходимые компоненты в ней уже учтены. Затем таможенные органы различных юрисдикций стали применять позитивный подход: таможенная стоимость определялась на базе стоимости инвойса поставщика. И у многих декларантов возникал соблазн занизить таможенную стоимость, от которой зависят таможенные платежи. Один из элементов невключения ― как раз лицензионные платежи (хотя в России Закон о таможенном тарифе, где прописана норма включения лицензионных платежей, действует с 1991 года). Но примерно до 2015 года ни в правоприменительной, ни в судебной практике не было четких ориентиров, как это делать, в каких случаях включать, в каком размере. В 2016 году вышли рекомендации ЕЭКа, которые были первым этапом попытки прояснить, как добавлять лицензионные платежи. Но много вопросов осталось. Например, если по установленным правилам ввозится запчасть к установке, которая ввозилась еще в 2010 году при ином правовом регулировании, как рассчитывать лицензионные платежи для ее таможенной стоимости? Полностью включить в ее стоимость, сформировать основу пропорционального распределения или вообще не добавлять? В судебной практике, как отмечает Расул Фатхутдинов, встречаются разные варианты. Еще одна проблема — это распределение роялти между импортным и российским элементом. Например, когда импортная компонента в итоговой стоимости лицензируемых объектов занимает лишь определенную долю — но этот факт и размер доли нужно документально подтверждать на этапе декларирования ввозимого иностранного товара. Что делать? «Провести аудит старых строек, аудит уже прекративших действие лицензионных соглашений, оценить эти риски по-новому с учетом складывающейся практики», — советует Расул Фатхутдинов.

На фото: участники сессии «О чем участникам ВЭД не стоит забывать»

Лев Наконечный в своем выступлении обратил внимание на актуальные для ТЭК вопросы, связанные с маршрутами вывоза нефти и нефтепродуктов. Это и существование отдельных соглашений с разными странами ЕАЭС, в рамках которых применяются правовые механизмы, которые могут выступать как ограничениями, так и возможностями для российского бизнеса при вывозе российских товаров как в другие страны ЕАЭС, так и на экспорт. Внимательное прочтение соглашений — это путь к открытию новых рынков и «шелковых» путей, но иногда даже таможенные органы не могут выработать единую позицию. Так, например, в рамках действующих соглашений существует разная практика таможенных органов в отношении декларирования припасов. Таможенное декларирование для целей учета? Или подача статистической формы перемещения? «На практике компании могут столкнуться с обоими подходами в разных таможенных органах нашей страны», — отмечает он.

Светлана Султанова
Светлана Султанова
Главный специалист группы правового сопровождения реализации нефти и нефтепродуктов правового управления компании «Татнефть»

А Светлана Султанова, главный специалист группы правового сопровождения реализации нефти и нефтепродуктов правового управления компании «Татнефть», затронула еще одну наболевшую тему — отбор проб. По закону проводить его могут таможенные органы, а также декларанты на основании разрешения таможенного органа. Право декларанта на отбор проб с разрешения таможни закреплено статьей 17 ТК ЕАЭС. «К сожалению, сегодня правоприменительная практика складывается таким образом, что ст. 17 ТК ЕАЭС толкуется так, что отбор проб для декларанта является обязанностью, а не его правом. И отбор проб в зоне таможенного контроля для декларанта обычно проводят сюрвейеры. Но по Кодексу отбор проб и образцов товаров осуществляют «заинтересованные лица», то есть лица, интересы которых в отношении товаров затрагиваются действиями или решениями таможенных органов. То есть сюрвейеры к таким лицам не относятся, следовательно, требования ст. 17 ТК ЕАЭС на сюрвейерские организации не распространяются», — описывает коллизию эксперт. Позиция таможенных органов, подтвержденная судебной практикой, сводится к тому, что получать разрешение на отбор проб и образцов может либо декларант, либо таможенный представитель. Сюрвейер не может, следовательно, процедура отбора проб проведена с нарушением требований таможенного законодательства, и аналитические отчеты, отчеты о результатах испытаний сюрвейера признаются нелегитимными.

Анна Никлонская
Анна Никлонская
Старший юрист «Газпромнефть Экспертные решения»

Еще одну правовую коллизию — возможность привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП в отсутствие недоплаты таможенных пошлин — раскрыла в своем выступлении Анна Никлонская, старший юрист «Газпромнефть Экспертные решения». Основополагающая обязанность декларанта — достоверное декларирование сведений о товаре. Охране этой обязанности и служит ч. 2 ст. 16.2 КоАП. Это самая активная статья о нарушениях в области таможенного регулирования, именно на нее приходится до 20% дел, возбуждаемых таможенными органами по линии административного производства (АП).

На фото: Анна Никлонская, Лев Наконечный, Светлана Султанова

Как отмечает Анна Никлонская, на практике привлечение к ответственности по этой статье часто происходит, когда угрозы для бюджета не было. Например, производится декларирование двух товаров, среди которых пропорционально их весу распределяются транспортные расходы. Но при взвешивании в ходе досмотра товаров таможня установила, что транспортные расходы посчитаны пропорционально весу товаров неверно, и перераспределила их. Общая сумма таможенных платежей по двум товарам не меняется, но по одному возникает увеличение размера таких платежей, а по другому — их уменьшение. Тот факт, что по второму товару получается переплата, в расчет не берется, работает привлечение в связи с пересчетом в большую сторону по одному из товаров. «Подход о возможности привлечения к административной ответственности в условиях отсутствия реального ущерба доходам бюджета или возможности его возникновения не может отражать принцип равновесия частного и публичного интереса»», — отмечает Анна Никлонская. Рекомендации юриста: в случаях декларирования товаров в регионах развития негативной практики (больше всего дел в Московском регионе, Дальневосточном, Северо-Западном, Уральском и Волго-Вятском округах) проводить предварительный осмотр товаров со взвешиванием; при возникновении спорных ситуаций предпринимать действия по судебному обжалованию привлечения с использованием мотивировок и ссылок на судебные акты, в которых привлечение признано неправомерным; мониторить результаты рассмотрения Конституционным судом РФ жалоб на неконституционность положений ч. 2 ст. 16.2 КоАП в той мере, в которой она допускает неопределенность трактовки наступления материальных последствий по неуплате таможенных платежей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+