Время объединять усилия: почему общие этические ценности важны инхаус-юристам ТЭК
Виктория Ненадышина, исполнительный директор по правовому сопровождению и корпоративному управлению компании «Газпром нефть», отметила, что цель саммита — сломать лед между юридическими инхаус-командами. «Вызовы и задачи очень схожи. Совместными усилиями мы можем лучше и быстрее реализовать многие инициативы и выработать эффективное решение с меньшими потерями», — подчеркнула Виктория Ненадышина.
Своим опытом создания сообщества, продвигающего важные для целой индустрии инициативы, поделилась Ольга Слуцкер, основательница одной из первых в России сетей фитнес-клубов World Class. «Профессиональное объединение, площадки, где можно поделиться проблематикой и выработать индустриальную «дорожную карту», очень нужны. Разъединение никогда к прогрессу не приводит», — констатировала Ольга Слуцкер.
«Задачи, которые сейчас в работе, требуют коллективного разума в самом широком смысле этого слова. Когда стандарты не работают и никто не знает, как правильно, нужно принять профессиональную смелость на себя. Вместе это сделать, безусловно, проще. Люди с разными идеями, разными профилями обогащают друг друга и помогают найти правильные решения», — аргументировала важность формирования отраслевого сообщества Алла Генералова, руководитель юридической функции компании СИБУР. И добавила, что любит «такую сложную конкуренцию».
Внутренние особенности
Одна из веток дискуссии была посвящена особенностям работы корпоративных юристов. Александра Нестеренко, президент Ассоциации «НП ОКЮР», профессионального объединения руководителей внутренних юридических подразделений, обратила внимание на разницу между консультантами и инхаус-юристами, которые видят проблему изнутри. И отметила, что столь крупная встреча юристов одной отрасли состоялась впервые: «Это действительно событие, потому что у сидящих в зале есть вопросы и свои проблемы, которые, может быть, юристам других индустрий неактуальны». Виктория Ненадышина подробнее остановилась на отличиях инхаус-юристов от консалтинга — у них всегда есть внутренняя мотивация и сильная связь с компанией: «Это беспокойность, ответственность, ощущение, что свои интересы и интересы компании тебе одинаково важны. Ты глубоко интегрируешься в бизнес-процессы, это важно. Я знаю бизнес, знаю, как он регулируется».
Алла Генералова из СИБУРа отметила, что общение с юристами из другой сферы тоже обогащает. И что наметился новый тренд — консультанты также начали делиться секретами успеха с инхаус-юристами. «Мы хотели развить компетенцию по международному арбитражу инхаус. И меня очень порадовала открытость юридических фирм — мы получили обратную связь, нам предложили семинары. Почему они не боятся делиться знаниями? Подход простой: «наша экспертиза останется с нами все равно, когда будут кейсы должного калибра и сложнее, вы будете нас нанимать». Любые формы объединения экспертизы дают большой бенефит», — отмечает Алла Генералова.
Вопросы этики
Затронули на сессии и вопрос этики. Специально к мероприятию «Газпромнефть Экспертные решения» провела исследование «Ценность этики в работе инхаус-юриста». В ходе исследования были проинтервьюированы руководители юридических служб СИБУРа, «Газпром нефти», «РусГидро», «Т Плюс», крупнейших нефтесервисных компаний России. Цель — формирование понимания, готовы ли юристы ТЭК к объединению в профессиональное сообщество и может ли данное сообщество строиться на единых этических началах. Результаты исследования были представлены на пленарной сессии саммита.
Большинство респондентов положительно восприняли идею создания единого этического кодекса корпоративных юристов, отметив в то же время, что в текущий момент с формированием поведения юристов справляются корпоративные кодексы этики. При этом некоторые респонденты отметили достаточность корпоративных ценностей и кодексов этики компании только в случае, если они официально обнародованы, публично доступны и на них можно сослаться в случае некорректного поведения со стороны юриста, представляющего в споре противоположную сторону.
Как выяснилось в ходе исследования, отдельных внутренних кодексов этики юристов в компаниях нет, однако у некоторых существуют регламенты взаимодействия юридических служб с бизнес-подразделениями, содержащие в том числе и этические нормы. Отмечено также, что при выходе инхаус-юристов на внешний рынок юридических услуг (т. е. при оказании услуг третьим лицам, не входящим в группу компаний сопровождаемого бизнеса) приобретает значимость разработка документа, регулирующего конфликт интересов юриста. И этот документ также должен базироваться на нормах этики.
В число важных качеств, необходимых корпоративному юристу, помимо профессионализма и компетентности, вошли такие общечеловеческие ценности, как честность, открытость для общения, вовлеченность, независимость (объективность), добросовестность, партнерство, верность своему слову, целеустремленность и дисциплинированность. Выделены и специальные аспекты. Например, для компании «Газпром нефть» в действиях юристов крайне важна этическая настойчивость — умение доводить дело до конца, несмотря на все сложности, всеми доступными инструментами и средствами, не выходя при этом за установленные законом границы.
Большинство опрошенных выделили в качестве примеров недопустимого поведения ложь, вызывающее поведение в угоду своим интересам, формализм и безразличие при выполнении своей задачи, утечку конфиденциальной информации, заносчивость, действие в своих интересах, высокомерие, грубость, бестактность, а также недостойное поведение в социальных сетях. Некоторые респонденты отметили недопустимость выполнения корпоративным юристом личных задач руководителя. Кроме того, именно этика названа некой гранью между формализмом и безразличием, желанием помочь и пообещать невыполнимое.
Отвечая на вопрос, существует ли градация этических норм и требований к разным категориям юристов, все респонденты пришли к однозначному выводу о единообразии принципов и подходов к юристу, какой бы работой он ни занимался.
Дискуссия о том, нужен ли корпоративным юристам ТЭК отдельный этический кодекс, поднятая исследованием, продолжилась на пленарной сессии. Часть участников высказалась за то, что отдельный кодекс не нужен — ценности общечеловеческие. Часть — что прописанные правила полезны в том числе и при коммуникации с сотрудниками, начиная с этапа собеседования.
Прозвучало и мнение, что само по себе коллективное обсуждение кодекса может быть для отрасли даже полезнее, чем его написание. Константин Арановский, доктор юридических наук, заслуженный юрист России, судья в отставке Конституционного Суда РФ, рассуждая на эту тему, отметил, что пока не сложились личные отношения и есть дефицит общих целей, сообщество может объединять «общность дела и общность правил, общность должного». «Этика — это самое необходимое основание, от которого нельзя отступить, если люди рассчитывают на что-то внятное в своей судьбе, в своем деле, в отношениях между собой. Это самая что ни на есть витальная необходимость социального человека», — подытожил он.