Технологии благосостояния: как Tinkoff Private развивает WealthTech в России?
Технологии благосостояния
Термин wealthtech происходит от двух английских слов: wealth ― благосостояние, tech ― технологии. Речь идет о технологиях, облегчающих управление активами. Это, например, продвинутая аналитика данных, сервисы мониторинга инвест-портфелей, роботы-советники, системы открытого банкинга, а также платформы для управления альтернативными инвестициями, среди которых недвижимость, предметы искусства, венчурные активы.
«В основе WealthTech лежит прежде всего автоматизация управления капиталом на всех уровнях ― от мобильного интерфейса и скорости исполнения поручений до глубокой аналитики портфелей и рекомендаций», ― рассказывает Дилшод Ибрагимов, директор по развитию премиальных инвестиционных сервисов «Тинькофф».
Речь при этом идет не только об удобстве, но и о надежности. «Tech в инвестициях ― это не только цифровые витрины клиентских капиталов в Tinkoff Private, аналитика и рекомендации в приложении. Это прежде всего безопасность и конфиденциальность. Например, автоматические сценарии возможных действий клиента помогают выявить действия мошенников и предотвратить утечку информации», ― добавляет Ибрагимов.
Причины актуальности WealthTech
Принято думать, что состоятельные клиенты традиционно тяготеют к офлайн-услугам. Особенно если речь идет о клиентах старшего возраста. Но банки понимают, что мир находится на пороге крупнейшей в истории передачи состояния молодым поколениям. По данным Forbes Advisors, порядка 70% наследников уволят инвестиционных консультантов своих родителей. К каким сервисам они обратятся тогда?
Поколение selfmade принципиально не хочет тратить время на офисы. Доверие к цифровым услугам возросло и у беби-бумеров. Во многом этому способствовала пандемия коронавируса. В результате затяжной самоизоляции эта демографическая группа привыкла к онлайн-формату. Теперь она тоже хочет дистанционно управлять пенсионными накоплениями, сбережениями и финансовыми планами.
Это подтверждается и данными свежих исследований. Например, недавно «Технологии Доверия» выявили основные запросы клиентов private-банкинга. Оказалось, что доступность дистанционного обслуживания входит в топ-5 критериев, по которым состоятельные клиенты выбирают банк с private-обслуживанием. Это условие рассматривается клиентами в одной связке с консервативными запросами, такими как качество сервиса, надежность банка или наличие выгодных предложений. Наличие офиса при этом важно лишь для 3% опрошенных.
«85% private-клиентов посещают офис банка не более пяти раз в год, а для проведения большинства банковских операций используют мобильное приложение. 64% опрошенных готовы взаимодействовать с банком через дистанционные каналы», ― рассказывает Николай Белов, партнер по управлению финансовыми рисками «Технологии Доверия».
Есть ли место для WealthTech в России?
Россия входит в топ стран по активности использования финтех-услуг. А вместе с финтехом растет и использование WealthTech.
«Пользователи могут и не замечать отличий WealthTech от обычного онлайн-банкинга. Клиент воспринимает все как данность: открыл приложение, почитал рекомендации, купил. Но «под капотом» этих операций лежит слаженная работа множества систем и технологий, позволяющих непрерывно анализировать большие объемы данных», ― объясняет Дилшод Ибрагимов.
Один из примеров tech-решения для состоятельных людей ― автоследование. Фактически это замена доверительного управления, а управляющими выступают профессиональные инвесторы, которые ведут свои собственные стратегии. Когда клиент подписывается на одну из этих стратегий, его портфель начинает автоматически копировать портфель и сделки более опытного участника. Внутри сервиса — автоматический анализ портфеля каждого клиента в каждом моменте совершения сделок, синхронизация портфеля со стратегией в автоматическом режиме, округление сумм сделок и т. д. Есть также стратегии, созданные специально для управления большими портфелями. Это удобное решение для активных инвесторов, у которых нет времени самостоятельно выбирать бумаги и торговать в течение рабочего дня. В «Тинькофф» развивают и технологию персонализации, которая в скором времени позволит автоматически создавать портфели по параметрам клиента.
«Исторически private-обслуживание было очень зависимо от персонального менеджера. Развитие технологий приводит к повышению доступности информации, важной для принятия решений. Private-клиенты все больше и больше хотят полагаться не только на мнение персональных менеджеров, но и самостоятельно исследовать объекты инвестирования, проводить анализ портфеля. Следовательно, технологии получат свое дальнейшее развитие», ― уверен Николай Белов.
«В России WealthTech исторически определяется сильным финтехом, а его развитие во многом связано с популярностью онлайн-банкинга», ― отмечает Дарья Рыжкова, директор агентства Smart Ranking. «Поэтому в России WealthTech пока не выделяется в отдельный сегмент рынка, а эволюционирует внутри банковского премиального сервиса. К банкам у состоятельных людей изначально больше доверия, поэтому и появление новых tech-решений стоит ожидать именно в этом секторе», ― добавляет Рыжкова.
При этом в других странах активно развиваются небольшие WealthTech-стартапы (например, Wealthfront Corporation, Blooom, Bambu, AutoWealth), а в основе отдельных сервисов все чаще используется AI. Какой же путь лучше?
«С одной стороны, на мировом уровне WealthTech-стартапы могут опережать нас в конкретных точечных технологиях. С другой стороны, мы создаем самое главное ― растим доверие к технологиям. Шаг за шагом мы учим клиента тому, что технологии ― это не только удобно, но еще и безопасно, надежно. Мы создаем стандарты цифрового сервиса, от которых потом сложно отказаться, в том числе и в private banking. И, конечно, мы можем использовать все наработки в области AI и ML, роботизированные технологии, специализированные большие языковые модели и т. д. У нас всегда есть возможность одними из первых забрать в проработку для своих клиентов новейшие технологии нашей группы», ― резюмирует Ибрагимов.