Тертые калачи, церкви XVII века и псевдоготика: зачем ехать в Муром
Купеческий центр
Земляные работы в центре Мурома не обходятся без археологических находок. Вырыли яму у городской администрации — наткнулись на старинную систему подземных ходов и складов. Начали реконструкцию купеческого дома — нашли монеты и булаву XVII века. А недавно возле бара раскопали захоронение женщины начала XI века. Скорее всего, она была из финно-угорского племени мурома.
Без археологов в городе сложно понять, что жизнь здесь кипела и в начале I тысячелетия до н. э., и в 862 году, к которому относится первое летописное упоминание Мурома, и в X веке, когда на горе у Оки вырос деревянный кремль. Самое старое здание в городе — небольшая Космодамианская церковь 1565 года, одна из нескольких построенных здесь Иваном Грозным в честь успешного похода на Казань.
Историческая застройка Мурома — это в основном двухэтажные купеческие дома XIX века на Московской и соседних улицах. Сегодня в них магазины и кафе, бизнес-инкубатор и выставочный центр Муромского историко-художественного музея. Даже полиция — и та в купеческом доме, правда, начала XX века: с пилястрами, коваными решетками и забавным куполом-луковкой. Некоторые исторические объекты сохранили свое назначение. Так, из фонтана в водонапорной башне 1864 года и сегодня можно попить воды. Только не речной, как раньше, а артезианской.
Ближе к Оке — живописный овраг и Окский парк, набережная и смотровые площадки. На одной стоит огромный Илья Муромец из бронзы. Он поднял меч «за веру православную» и высматривает врагов по другую сторону Оки — в Нижегородской области.
Прогулка по городу может занять не один час. Особенно с экскурсоводом, который расскажет, где именно лежал на печи 33 года былинный герой и православный святой Илья Муромец, на какие нужды муромчан тратил в 1860-е личные деньги градоначальник Алексей Ермаков и как выходец из купеческой семьи Владимир Зворыкин оказался после революции американским изобретателем и пионером телевидения. Главное — надеть на прогулку ботинки покрепче: здесь не везде хороший тротуар.
Грибная икра и «Муромская вишня»
Остановиться можно в отеле «Муром» — он расположен в самом центре, на Московской улице. Это не купеческий дом, а современное пространство с камерной гостиной и гастрокафе. Отель открылся осенью 2022 года после реконструкции четырехэтажной советской гостиницы. Благоустроенный сквер перед ним сразу стал популярной локацией для фотосессий — с качелями для взрослых, дизайнерскими светильниками и оригинальными клумбами со злаками и елями.
В «Муроме» 38 номеров, от одноместного стандарта до двухкомнатного люкса с панорамными окнами. В каждом есть все для комфортного отдыха: анатомические матрасы, вафельные халаты, шторы blackout, премиальная косметика LIA LAB, чайные станции с травяными сборами и гладильные комплекты. В люксах и номерах улучшенной категории есть колонки Marshall, и скоро во всех номерах появятся «Яндекс.Станции».
«Муром» устроен как открытое пространство, где приятно провести время не только гостям отеля, но и другим туристам и горожанам. На это работает в первую очередь гастрокафе «УтроВечер» со светлым интерьером и ботаническим рельефом ручной работы на стене. В авторском меню много блюд с локальными сезонными продуктами. Среди них, например, блины с грибной икрой, хрустящие баклажаны со страчателлой, котлеты из окуня и судака, салат из тыквы с зеленью, халуми и козьим сыром. 11 видов сыра на итальянской закваске в кафе поставляет тамбовская сыроварня, которая вместе с «Муромом» входит в ресторанно-гостиничный холдинг WeFamilyGroup. У кафе есть свои пекарня и кондитерская, так что в ассортименте всегда свежайшие тартины и торты. Популярностью пользуются фирменные супы — борщ с салом и кислые щи с уткой.
Обеды и ужины сопровождает винная карта Simple Wine и коктейли, созданные столичным бартендером и лауреатом многих премий Василием Жегловым. Он разработал специальную коллекцию, связанную с городами присутствия WeFamilyGroup: сладкий «Тамбовский мед», терпкую «Муромскую вишню» и освежающее «Мичуринское яблоко».
Кроме еды и напитков «УтроВечер» предлагает гостям мастер-классы по изготовлению символа города, изображенного на гербе, — муромского калача. В старые времена тесто долго мяли и терли, отчего появилось выражение «тертый калач». Если готовить не хочется, можно купить калач в фирменном магазине на центральной площади, в хлебнице «Муромский пекарь» или в Спасо-Преображенском монастыре.
Монастырский Муром
Спасо-Преображенский мужской монастырь — самый большой и старый из четырех муромских. Он появился на рубеже X–XI веков, но с тех пор сохранился разве что холмистый ландшафт. Главный собор возведен в 1552 году, но сначала он оброс пристройками, а в XX веке был сильно разрушен.
Восстановленный монастырь привлекает и православных паломников, и неверующих туристов. Здесь хороший вид на Оку, пруд, птичник и отдаленная звонница, где любой может пройтись молоточками по билам (или клепалам) — плоским пластинам-колоколам из металла. В одной из часовен стоит шкаф-костница: за стеклянными стенами хранятся черепа с кладбища, которое в советское время было разрушено и использовалось как военный плац.
В главном соборе находится часть мощей Ильи Муромца, привезенная из Киево-Печерской лавры. Рака с мощами выглядит необычно: на постаменте лежит деревянная фигура Ильи Муромца, его левая рука с металлической кистью покоится на груди. В кисти два окошка, через которые виден средний палец и фрагмент кожи с порезом от стрелы, которая, похоже, проткнула руку насквозь и попала святому прямо в сердце.
Еще два монастыря, построенных стена в стену в XVII веке в стиле русское узорочье, хранят мощи местных святых. В главном соборе Свято-Троицкого женского монастыря с аутентичными изразцами на фасаде стоит рака с мощами святых Петра и Февронии. День их памяти стал в России праздником семьи, любви и верности.
Мощи крестившего местную мурому в XII веке князя Константина и двух его сыновей находятся в главном соборе Благовещенского мужского монастыря. Храм фактически не закрывался в советское время и сохранил барочный иконостас, волнистую надгробную плиту с могилы святых князей и иконы XVI–XVII веков, в том числе чудотворный образ Богоматери Иверской.
На развалинах замка
Отдельного выезда или прогулки на обратной дороге стоит усадьба в Муромцеве. Ее построил в конце XIX — начале XX века последний предводитель владимирского дворянства Владимир Храповицкий. Будучи наследником не очень прибыльного хозяйства, в 1880-е он занялся продажей и разведением леса, построил несколько деревообрабатывающих предприятий и провел к ним железную дорогу. Храповицкий путешествовал по европейским странам, а зиму проводил в Петербурге. Когда пришло время перестраивать обветшалый главный дом, он решил возвести шато, которое органично смотрелось бы в долине реки Луары. Фасад и интерьеры были выдержаны в духе поздней готики и раннего Ренессанса. Когда у Храповицкого появились политические амбиции, главное здание пришлось расширять для приема гостей. Так появилась вторая половина дома, напоминающая массивный шотландский замок с донжоном.
Сегодня живописные развалины интересно рассматривать и из парка, окружающего дом с трех сторон. Но лучшее место — у главного входа, откуда спускался каскад прудов. Сейчас это несколько сухих площадок к сохранившемуся нижнему пруду с остатками оркестровой беседки на другом берегу. Руины прошлой роскошной жизни величественно прорезают живые улицы современной деревни. Жизнь в усадьбе продолжается, как ни странно, на скотном дворе, тоже напоминающем дворец. Правда, живут здесь давно не кони и не птицы. В одной башне сохранились две квартиры, вторую занимает музей. Лучше заранее заказать экскурсию, чтобы сотрудник музея провел по всем интересным постройкам усадьбы, включая церковь в псевдорусском стиле. Это несложно сделать самому, но в принципе всю программу уикенда можно доверить консьерж-службе отеля «Муром», которая организует не только мероприятия, но и трансфер на микроавтобусах Mercedes. Возможно, после этого захочется снова приехать и в Муром, и в Муромцево.