Экономика прекрасного: как цветочный бизнес подстраивается под новые реалии
— Как экономические реалии России последних двух лет отразились на цветочном бизнесе?
— Продвижение усложнилось, так как из страны ушли привычные соцсети. Реклама подорожала, и цветочный бизнес стал не так выгоден, как прежде. А отдельные покупатели начали реже покупать цветы. Думаю, слабые игроки закроются, а сильные останутся.
— Как изменилась рентабельность бизнеса за последние полтора года?
— Маржинальность упала из-за роста оптовых цен. Одновременно подорожала логистика, а нестабильный курс рубля добавил неопределенности. Мы подняли цены, но не настолько, чтобы удержать маржинальность. Конечный потребитель не так сильно это чувствует, так как наибольшие риски мы берем на себя.
— Что вы предприняли, чтобы не допустить оттока покупателей?
— Мы усилили акцент на лояльных клиентах: делаем для них скидки, поздравляем в знаменательные дни, улучшаем качество работы и сервис.
— Какие тренды вы заметили в последнее время?
— Люди стали более требовательны к качеству — россияне больше не готовы покупать цветы на рынке. Вместо этого клиенты ищут брендовые магазины, у которых есть собственная история.
— Цветочный бизнес кажется эталоном малого бизнеса — множество независимых мелких игроков конкурируют друг с другом. Это соответствует действительности?
— Да, в нашей сфере действительно много мелких игроков. Они часто занимаются демпингом, что пагубно влияет на весь бизнес.
— Что вы имеете в виду?
— Сейчас, чтобы запустить цветочный магазин, даже не нужно помещение. Люди открывают онлайн-магазин, арендуют склад и работают от заказа до заказа. А такая крупная компания, как мы, содержит постоянный штат сотрудников, платит налоги и стоимость аренды. Нам тяжелее конкурировать с микроигроками. В таких условиях бизнес не может четко функционировать.
Хочется, чтобы появилось лицензирование тех, кто занимается флористикой, — такой опыт есть в странах Европы, где эту отрасль регулирует уполномоченный орган власти.
— Откуда вы получаете цветы сейчас?
— Как и почти все на рынке, мы закупаем цветы в Нидерландах. Причина проста: там самый широкий ассортимент на планете. Мы также завозим цветы из Эквадора и Колумбии. Конечно, логистика усложнилась, цена поднялась и время доставки увеличилось — но это актуально для всех в отрасли.
— Помимо России, вы работаете в других странах. Насколько традиция дарить цветы отличается в зависимости от страны и ее культурного кода?
— Дарить цветы — часть русской культуры. В странах, где преобладает русскоязычное население, укоренилась эстетика и культура дарения цветов. Если в России женщины привыкли получать цветы вне зависимости от повода и возраста, то в других странах — например, в Эмиратах, — это дань моде.
Мы открыли в Дубае на Палм-Джумейра свой магазин и со временем поняли, что в ОАЭ нет понятия «конфетно-букетный период». И все же там покупают цветы, в том числе четное количество: в Эмиратах нет предрассудков о количестве цветов в букете.
— Видите ли вы будущее у цветочного рынка?
— Да, абсолютно. Женщины хотят получать цветы, а мир принадлежит женщинам. К тому же мы продаем не просто цветы — мы продаем эмоции. В будущем может исчезнуть какая-то часть масс-маркета, но люди, которые ценят цветочное искусство, никогда не будут ограничиваться в цветах, ведь это приятные эмоции.