Грузия вместо Италии: что происходит на российском рынке вина
— В каком состоянии сегодня сфера импорта вина в Россию?
— Многие импортеры, особенно самые крупные, запустили собственные проекты в российском виноделии и активно в них инвестируют. Это говорит о том, что компании сами до конца не уверены, что импорт наладится, и пытаются диверсифицировать свой бизнес. Возможно, некоторые торговцы вином уйдут с российского рынка, но, скорее всего, это коснется мелких компаний в низком ценовом сегменте.
Однако надо учитывать, что у импортеров еще остались большие запасы вина, купленного до введения пошлин, возникновения логистических сложностей и последних скачков курса валют. Показательным для рынка станут первый и второй кварталы 2024 года.
— Из каких стран в Россию привозили вино в прошлые годы? И из каких привозят сегодня?
— Исторически 50% импорта вина в Россию приходилось на Италию и Испанию, где-то рядом была Франция. За первое полугодие 2023-го Грузия увеличила поставки вина больше чем на 60% — до 24 млн литров — и заняла уверенное первое место.
Возможно, со временем ситуация изменится и на рынке появятся неожиданные игроки. Например, Китай сейчас занимает второе место в мире по площади виноградников. С учетом дружеских отношений между Китаем и Россией не будет сюрпризом, если доля китайского вина у нас будет расти.
— В чем причина лидерства грузинских вин сегодня?
— Среди причин — нулевая пошлина и территориальная близость, устраняющая трудности с логистикой. К тому же в России всегда ценили грузинские вина. Россияне традиционно демонстрируют высокий уровень доверия к напиткам из этого региона из-за устойчивого убеждения, что только грузинские сладкие и полусладкие вина по-настоящему натуральны. Поэтому потребители часто не дают шанса другим винам в этой категории, в том числе и российским.
— Что насчет местных производителей?
— Они тоже рванули вперед. За последние годы в отрасль пришла критическая масса молодых энтузиастов, которые привнесли новые подходы. Они внедрили технологии из стран с более развитой винодельческой культурой и смогли вывести отечественное вино на новый уровень. Сейчас реально найти достойное российское вино как в массовом, так и в премиальном сегменте.
— При этом и о российских винах наверняка есть мифы и стереотипы?
— Конечно. Существует миф, что в России не научились делать хорошее вино. Это неправда. Советская школа уходит в прошлое, ситуация в индустрии кардинально меняется. Растет мастерство виноделов, приглашаются зарубежные эксперты. Повышению качества российских вин также способствует растущая конкуренция.
Еще один стереотип — в России нет земель, подходящих под выращивание винограда для премиального вина. Это тоже ошибка, ведь российское вино еще в царские времена поражало своим качеством иностранных критиков. Земля, на которой тогда рос виноград, все так же подходит для выращивания винных сортов.
— Как меняется репутация российского вина?
— В лучшую сторону. И это благодаря активной популяризации российского виноделия со стороны коммерческих структур и государства. В стране все чаще проходят мероприятия, ориентированные как на конечного потребителя, так и на профессионалов рынка, — винные дегустации, форумы и фестивали, встречи с виноделами, винный туризм. Все это постепенно формирует среду, где потребитель будет контактировать с российским вином и его создателями, сможет лично убедиться, что российские напитки не хуже европейских, а подчас и лучше.
Также важно помочь потребителю сориентироваться в российском виноделии. Для этого нужны справочники, гиды, классификаторы российских вин. А чтобы по-настоящему разобраться в российском вине, нужно использовать правильную винную атрибутику. Мы в AddWine считаем, что любовь к вину невозможна без любви к винным аксессуарам. В этом мы видим свою роль в популяризации отечественного вина. Нам важно научить людей правильно использовать винную атрибутику в процессе дегустации. Тогда даже начинающий винолюб сможет увереннее войти в мир российского виноделия.
— Какова доля российского вина на рынке?
— Сейчас это 60%. В середине прошлого года она подскочила с 55% до 65%, а затем пришла к равновесному значению.
— Разумно ли говорить об экспорте?
— Да. Хорошие перспективы есть в странах СНГ — в Белоруссии и Казахстане. Интерес к российскому вину также проявляют в Китае, Корее и Вьетнаме.
— Какие тренды вы видите в винном бизнесе?
— Главная тенденция — стремление бизнеса «замкнуть» на себе все потребности потребителя. Скажем, импортеры открывают собственные магазины и энотеки, чтобы продавать ввозимые вина напрямую потребителям, а не передавать эту задачу ретейлерам. Одновременно с этим торговые сети начинают отказываться от услуг посредников и самостоятельно ввозят вина массового сегмента.
В целом все компании в отрасли двигаются к смежным сферам, например, к продаже сопутствующих товаров. Допустим, AddWine как проект по продаже винной атрибутики вырос из бизнеса по импорту и оптовым продажам, а также из сети винных ресторанов. В 2017 году, когда мы вышли на новый для себя рынок, конкуренции почти не было, нам удалось достаточно легко и быстро занять свою нишу.
Как это часто бывает, история проекта началась с решения собственной проблемы. На тот момент мы с партнерами десять лет занимались вином, наблюдали, как быстро в России зарождается и растет культура потребления вина. При этом мы видели колоссальный дефицит винных аксессуаров в России, особенно в премиальном сегменте. Нам ничего не оставалось, кроме как самим ввозить недостающие товары: в нашем каталоге мы собрали люксовые бренды, среди которых L’Atelie Du Vin, Sydonios и Chef&Sommelier. Получился отдельный бизнес, который существует уже пять лет — и все это время остается одним из лидеров рынка.
— Насколько разумно двигаться в смежные сферы?
— Это обоснованно, если этим вы закрываете полный круг запросов клиента. Ситуацию можно сравнить с золотой лихорадкой, когда особенно хорошо зарабатывали продавцы лопат. Наши аксессуары — те самые «лопаты», необходимые каждому поклоннику качественного вина.
— Как последние изменения скажутся на привычках российских винолюбов?
— Если говорить о массовом сегменте, то в нем важна цена, а значит, потребители просто перейдут на продукцию из дружественных стран. Доступные российские сорта также займут эту нишу. В премиальном сегменте люди будут искать альтернативу. Здесь тоже есть пространство для отечественных игроков. Наконец, в наиболее дорогом сегменте ничего не изменится — в нем спрос не зависит от цены или трудностей с логистикой. За такие вина осведомленная публика будет готова платить всегда.