Де-факто для юристов: вызовы и тренды развития юридического рынка в России
Что такое реальность? Как к ней относиться, как ее воспринимать? Каждый человек воспринимает ее по-своему. Кто-то принимает ее, кто-то пытается изменить. Реальность захватывает умы людей в попытке понять ее, попробовать переиграть, а самое главное — попытаться заглянуть за ее горизонт.
Реальность — это объективно существующие явления, факты. Сегодня мир стремительно меняется. А вот в лучшую или худшую сторону, предстояло разобраться участникам юридического форума Federal Legal Forum — и понять, как существовать в этой реальности юридическому бизнесу.
В попытке внести ясность и выявить существующие проблемы была затронута, по моему мнению, одна из самых актуальных и острых тем — профессиональное выгорание. Учитывая современную тенденцию развития законодательства и принятия новых законов, задаешься вопросом: а для чего вообще нужна профессия юриста? Ты понимаешь, что существующий сегодня кризис, будь то пандемия, внешнеполитические факторы развития государства, международные отношения, заставляют государственные органы реагировать на происходящее определенным образом. К сожалению, реальность такова, что обязательным ответом на указанные обстоятельства неизбежно является беспрецедентный уровень государственного контроля над обществом.
В такие моменты хочется все бросить, смириться с неизбежным и уйти в сторону. И подобные мысли возникают даже у юристов с огромным профессиональным опытом. А что говорить про молодых юристов? Будут ли они выбирать эту профессию как дело своей жизни?
Ответ на обозначенные вопросы входит в сферу философского суждения о праве и его развитии. Право — это объективная вещь, единственно возможный регулятор для бесконфликтного развития общества. Оно никогда не существует в статике, а значит, право есть постоянная борьба. Известная максима гласит: делай что должен, и будь что будет. Поэтому неправильно складывать руки и говорить о выгорании. Мы должны пропагандировать правовые ценности и правовые принципы, потому что без права жить невозможно.
Рассуждая о профессиональном выгорании, нельзя не затронуть и тему искусственного интеллекта. В настоящее время ИИ не способен полностью заменить юриста. Но, как известно, выгорание происходит зачастую и от монотонной рутинной работы по составлению однотипных исков, судебных решений. Реальность такова и от нее не уйти — будущее, включая юридический мир, неразрывно связано с оптимизацией юридических процессов посредством интеграции в него возможностей ИИ.
Приведу простой пример. Крупные компании, включая ПАО Сбербанк, которые развивают большое количество возможных направлений, начиная от медицины и заканчивая логистикой, ставят задачу, развивают и успешно применяют функции ИИ, в том числе и при организации юридических процессов.
Вместе с тем существуют определенные проблемы, связанные с развитием искусственного интеллекта. Первая — процесс обучения и подготовки молодых юристов. Вторая — отсутствие потребности в юристах начального уровня. Ведь невозможно, закончив юридический вуз, в одночасье взойти на юридический олимп. Но прогресс не остановить. Будущее нам само подскажет ответ на возникающие вопросы.
Оставим попытку заглянуть за горизонт, попытаться предсказать варианты развития искусственного интеллекта и юридического рынка в целом. Вернемся к теме сессии на площадке Federal Legal Forum — реальность. И реальность сегодня такова: юристы — наше все. Именно квалифицированные юристы непосредственно влияют на успешность юридической фирмы на рынке. При этом есть объективные проблемы найма: вызовы последних лет накладываются на демографический кризис 90-х годов, который сегодня сказывается на количестве потенциальных кадров, и относительную непопулярность профессии юриста. И на практике мы имеем условное противостояние HR-отдела и руководства фирмы в попытке найти компромисс. Да, это реальность. И в этой реальности руководителям юридических фирм необходимо, в первую очередь, при соответствующей работе с кадрами найти баланс, который удовлетворит как потенциальных и действующих сотрудников, так и интерес юридических фирм. Основной запрос соискателей — это возможность удаленной работы. Сегодня мало создать шикарный офис со всеми возможными изысками. Важно учитывать как мнение соискателя, так и мнение его психолога, посоветовавшего воздержаться от стресса, а соответственно — от возможных рабочих командировок. Объективная реальность такова: условия труда, коллектив, атмосфера в офисе, социальное обеспечение для сотрудников выше, чем потенциальный карьерный рост или материальная оценка их труда.
Но всегда есть обратная сторона медали. На юридическом рынке достаточно часто встречаются молодые кадры, которые только начинают свой путь в профессии и в тридцать лет уже претендуют и хотят стать партнером в фирме. При отсутствии сиюминутного карьерного роста происходит миграция из одной юридической фирмы в другую в поисках лучших условий, что, безусловно, не идет на пользу ни одной стороне трудовых отношений.
В профессии юриста на первое место необходимо поставить именно человеческие качества, и за этим и скрывается модель юриста будущего. Сейчас мало безупречно знать закон, важно уметь общаться с клиентом, постоянно развиваться, знать бизнес клиента и быть в курсе политической и экономической ситуации как в стране, так и в мире.
А вот с миром как раз не все так просто. Люди — в нашем случае юристы — пытаются контролировать реальность, предугадывать вектор ее развития, привлекать квалифицированные кадры, находить баланс во взаимоотношениях, развиваться. Но реальность контролировать невозможно. И это еще раз доказала геополитическая обстановка, в очередной раз напомнив о таких понятиях, как ильфы и рульфы, и породив новое понятие ньюльфы. Стоит напомнить, что с приходом на российский рынок так называемых ильфов последние сыграли огромную роль в формировании инфраструктуры рынка с точки зрения стандартов работы, этики и много чего другого.
Озвучивая основную тему сессии — реальность, следует констатировать и факт ухода с рынка международных юридических компаний. Безусловно, это удар по рынку, и сейчас никто не сможет заглянуть за горизонт и предсказать возможное развитие событий и юридического рынка в целом. Несмотря на все сложности, рынок адаптировался к современным реалиям, и появилась возможность доказать квалификацию российских юристов в отрыве от громких международных юридических брендов. Так называемые рульфы создали сильные команды, позволяющие отлично контактировать с клиентами и выдерживать конкуренцию на рынке.
В юриспруденции важно взаимодействовать с людьми, которым ты доверяешь. Поэтому необходимо пытаться сохранить связи с «материнской» компанией и в определенной степени взаимодействовать с международными коллегами, которые оказались в аналогичной ситуации и, как и мы, пытаются преодолеть столь серьезный вызов.
По сути, мировое юридическое сообщество оказалось в некой правовой аномалии. Существует большое количество примеров зарубежных аналогов вопиющего правосудия. Но нет худа без добра. Новая реальность такова: мир становится биполярным. На наших глазах разрушается капиталистическая модель, поскольку она себя исчерпала, и мир в условиях современной реальности изобретает какую-то новую. Единственной ценностью были деньги, личность же уходила далеко на второй план. Как следствие, молодые юристы не хотят приходить в профессию, существует и проблема с мотивацией. У людей возникает некая потеря смысла в существующей системе.
Все можно изменить, если осознать, что интересы клиентов важнее корпоративных, действующие юристы — личность, а не серая масса, а одна культура никогда не будет иметь превосходства над другой.