Новые деловые: как московские девелоперы меняют сегмент бизнес-класса
Новую планку для ЖК бизнес-класса намерена обозначить Capital Group, об этом компания заявила на прошедшем Московском урбанистическом форуме. Каким может быть бизнес-класс нового поколения, в каких районах такие проекты должны располагаться и будет ли на них спрос — выясняем с экспертами.
Правила бизнес-класса нового качества
Качественные проекты бизнес-класса могут предложить жителям действительно многое —такие комплексы априори предполагают авторскую архитектуру, вариативность планировок, разнообразную социальную и коммерческую инфраструктуру, включая общественные пространства.
В Capital Group отмечают, что сейчас готовят к выходу несколько жилых комплексов, в проектировании которых руководствуются собственными стандартами премиального жилья, опираясь на 30-летний опыт работы с самыми взыскательными запросами.
«Постепенно в городе формируется единый «московский класс» недвижимости, то есть различные районы выравниваются по уровню жизни. А значит, особое внимание стоит уделить наполнению проектов, привнося в них то, чего раньше не было и что в конечном счете задает новую планку району и в целом формирует на качественно новом уровне само понятие «бизнес-класс» московской недвижимости, — считает коммерческий директор и член правления компании Capital Group Петр Исаев. — Например, дворы без курьеров, комьюнити-пространства и прочее. Все должно быть для безопасности и экономии времени — единственного ресурса, который не восполняется, — и исключать стрессы и компромиссы с самим собой».
Директор департамента продаж новостроек NF Group Наталья Сазонова добавляет, что качественный бизнес-класс должен обязательно обладать такими преимуществами, как наличие известных архитекторов и дизайнеров в команде проекта, использование более дорогих материалов и инженерного оборудования, эксклюзивные лоты (например, пентхаусы) в квартирографии.
Среди других ключевых характеристик настоящего бизнес-класса эксперты называют проработку разнообразных сценариев жизни и досуга с акцентом на потребностях семейных покупателей. В числе обязательных опций — благоустройство с ландшафтным дизайном внутренних дворов, подземный паркинг, увеличенная площадь остекления, дизайнерская отделка лобби. Средняя площадь квартир в таких проектах — 60–80 кв. м, высота потолков — от 3 м. Квартирография может включать евроформаты с гардеробными, постирочными, несколькими санузлами.
Сохранить и приумножить
Расположение новостроек строго в пределах ТТК уже давно перестало быть приоритетным для бизнес-класса: такие проекты реализуют все ближе к МКАД. На первый план выходят качественные характеристики домов, а также преимущества самих районов, рассказала заместитель директора департамента жилой недвижимости и девелопмента земли Nikoliers Анна Мурмуридис. Так, фишками, компенсирующими относительную удаленность домов от центра, становятся парки в шаговой доступности, близость водоемов, благоустроенные набережные.
Качественные проекты бизнес-класса привлекают не только местных жителей, но и инвесторов. Вложения в столичную недвижимость — одна из главных российских стратегий как минимум сохранения, а чаще —приумножения средств. На всем протяжении существования рынка квартиры в Москве не подешевели в рублевом исчислении, напоминает основатель «Бест-новостроя», управляющий партнер bnMAP.pro Ирина Доброхотова. «Есть моменты, когда можно получить огромную прибыль, как было в 2020–2021 годах, а есть периоды, особенно в нестабильное время, когда недвижимость используется для сохранения капитала с учетом инфляции как консервативный инструмент», — добавляет она.
За последние три года новостройки бизнес-класса в пределах старой Москвы подорожали на 53,8%, подсчитали в «Метриуме». «Ликвидные проекты от надежных девелоперов в перспективных локациях дорожают гораздо быстрее. Скорее всего окупаются квартиры, приобретенные на этапе котлована по стартовым ценам, а также жилье в районах, где в ближайшее время планируется строительство новых станций метро, транспортных развязок и социальных объектов», — уточняет Руслан Сырцов, управляющий директор «Метриума».
По словам Мурмуридис, опытные инвесторы действительно постоянно мониторят рынок, а интерес к проектам бизнес-класса фиксируется уже на уровне котлована и даже на стадиях предварительного бронирования.
В то же время квартиры бизнес-класса часто приобретаются и для собственного проживания, чтобы улучшить условия и переехать в комфортную среду, добавили аналитики агентства недвижимости Dolgov Pro.
Потенциал Крылатского
Для реализации проектов бизнес-класса одним из самых привлекательных районов Мурмуридис называет Крылатское, где более половины территории занимают парковые и лесные зоны, есть множество возможностей для занятий спортом, сложившаяся инфраструктура, в том числе для детей. И главное — накоплен большой отложенный спрос.
По данным консультантов, в Крылатском в настоящее время предложения новостроек бизнес-класса нет. Основная часть застройки района — «брежневки», поэтому те, кто любит это место и хочет в нем жить, сталкиваются с дефицитом выбора качественной недвижимости, говорит Сырцов. «Девелопер, который решит реализовывать здесь проект бизнес-класса, может рассчитывать на высокий отложенный спрос, в том числе со стороны местных жителей, желающих обновить жилищные условия», — подтверждает он. «Учитывая престижное расположение, историческую привлекательность района, здесь есть высокий потенциал для появления объектов бизнес-класса», — согласна Сазонова.
Свой новый проект здесь, на Крылатской улице, 33, готовит как раз Capital Group. Пока компания не дает дополнительных комментариев, но активно занимается получением документации: в конце сентября будущий жилой комплекс получил положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.
Все будет бизнес-классно
В том, что у качественных проектов бизнес-класса в Крылатском хороший потенциал, убеждает и история района Раменки, где также долгое время не появлялось новых качественных проектов, напоминают эксперты. Но та же Capital Group в 2020 году построила здесь комплекс жилых небоскребов «Небо», и появление такого объекта значительно изменило рынок жилья в локации и повысило цену и ликвидность недвижимости. В результате Раменки стали одним из самых востребованных районов Москвы у покупателей бизнес-класса, уточнили в NF Group.
В целом же по Москве за год предложение новостроек бизнес-класса в старых границах города увеличилось на 9,5%, до 1,361 млн кв. м, подсчитали аналитики bnMAP.pro. Это составляет примерно 49,3% от всего объема первичного рынка жилья столицы. По данным NF Group, только в III квартале вышло на 42% больше новых проектов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Учитывая активную застройку промзон на границе центра города, не исключено, что в ближайшие годы новостройки бизнес-класса займут еще более значимую часть рынка жилья, прогнозируют эксперты. Главный вопрос — сколько из них достигнут той самой новой планки сегмента.
Фотоматериалы предоставлены Capital Group