К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Задизайнить будущее: почему и как растет важность творческого образования

Фото: Universal University
Фото: Universal University
Выдающиеся вузы получают характерные разговорные названия: «Бауманка», «Вышка», «Гнесинка», «Британка». Британская высшая школа дизайна в Москве давно стала знаком качества образования в креативной сфере. За 20 лет она разрослась до целого университета креативных индустрий Universal University, объединив практически все творческие направления на одной площадке. Что означает и как воплощается креативность в современном мире, рассказывает Мария Ситковская, директор университета креативных индустрий Universal University.

— Насколько затронул ваше учебное заведение изменившийся внешнеполитический контекст? Как справляетесь с вызовами?

— Односторонний выход британского академического партнера весной прошлого года стал для нас серьезной проверкой на прочность. Правда, напрямую это коснулось только одной части — отзыва иностранной лицензии о высшем образовании. Но благодаря команде, преподавателям, партнерам, а главное, нашим студентам и их родителям, которые поддержали нас, мы превратили то, что казалось невосполнимой потерей, в новые возможности. На старте учебного года у нас уже была российская лицензия на реализацию программ высшего образования. Осенью 2022 года по понятным причинам случился существенный отток студентов и экспертов. Учитывая, что все наши программы построены на работе с практиками, это тоже стало для нас проблемой. И здесь мы постарались оперативно найти решения для продолжения непрерывного учебного процесса. С этого года мы набираем абитуриентов на программы российского бакалавриата, построенного на нашей методологии, собранной по всему миру и адаптированной под российскую практику за два десятка лет.

Предоставлено DR

— Какие планы на будущее развитие?

— «Британка» в частности и весь Universal University в целом остаются в авангарде креативного образования в нашей стране. В этом апреле нам исполнилось 20 лет. Мы все еще молодой университет, поэтому продолжаем экспериментировать, развивать линейку программ в поддержку креативной экономики и вместе с индустрией определяем, какие специалисты будут нужны завтра. Уже начали формировать среду и создавать инструменты для сближения технологий и креативных индустрий, развития предпринимательства, что позволит создавать новые продукты и стимулировать развитие экономики. Наращиваем технологическую экспертизу через совместные проекты и программы с МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГИМО, строим новые возможности для студентов и выпускников, учим «физиков» и «лириков» работать в кросс-дисциплинарных командах.

— В сознании людей все еще не укладывается, как креативные индустрии, основанные на нематериальных ресурсах, могут оказывать влияние на экономику страны…

— Все, что нас окружает, создано при участии специалистов из креативной индустрии. Сейчас любой новый продукт создается с помощью творческих идей и цифровых технологий. Без них не было бы упаковок для продуктов, одежды, мебели, кино и сериалов, которые мы смотрим, приложений для заказа еды или для поиска билетов, не было бы игр, медиа, ресторанов, музыки, любимых парков, новой архитектуры и многого другого. Universal University одним из первых в России заговорил о важности креативных индустрий в целом и о креативной экономике в принципе. Сегодня в России уже разработана Концепция развития креативных индустрий в России до 2030 года, что подтверждает ключевую роль креативного сектора в экономике страны. Согласно документу, доля креативного сектора в ВВП через семь лет должна составлять 6%, а количество занятых в нем россиян — вырасти до 15%.

Фото: Universal University

— Но кажется, что сейчас развитие креативной экономики не настолько неотложная задача…

— Скорее наоборот, именно сейчас это важнее, чем когда-либо. С февраля прошлого года из России ушла четверть иностранных компаний, в том числе крупнейшие сети питания, магазины одежды, кинопрокатчики и т. д. Но как бы жизнь ни менялась, она не может взять и просто остановиться под давлением внешних обстоятельств. Людям здесь по-прежнему нужно что-то носить, что-то смотреть, куда-то ходить. О том, что внутренний спрос никуда не делся, говорит, например, колоссальный прокатный успех «Чебурашки»: фильм собрал более 6 млрд рублей. Людям нужен качественный контент, и они готовы за это платить.

По официальным данным, в прошлом году производство одежды в России выросло на 42%. Продажи 12Storeez, BelleYou, Ushatava и других отечественных брендов за прошлый год суммарно выросли на треть. Конечно, до появления российской ZARA еще далеко: в стране необходимо наладить полный производственный цикл, для этого потребуется, по разным оценкам, порядка пяти лет, но шаги в этом направлении уже делаются. И сейчас как раз настал тот момент, когда перед локальными игроками открылись новые возможности. Мы это видим и у себя — в прошлом году набор на подготовительное отделение «Дизайн одежды» в «Британке» был в два раза выше, чем в 2021 году.

Фото: Universal University

— А есть ли такой повышенный спрос по другим направлениям, кроме дизайна?

— Практически во всех направлениях креативных индустрий. Например, существенно растет спрос на архитекторов и урбанистов — необходимо развивать территории и внутренний туризм, формировать среду для жизни людей, чтобы удерживать талантливую молодежь и привлекать туристов. Ежегодно увеличивается набор на программы по коммуникационному дизайну и цифровым продуктам. Дизайн зависит от цифр и влияет на бизнес, и мы учим, как попасть в сердце пользователю через визуальные решения, через UX/UI-дизайн, как создавать digital-продукты, которые будут нужны пользователю и будут коммерчески успешными. Из нового — мы видим, как растет интерес к промышленному дизайну. Многие индустриальные игроки приходят к нам сейчас за кадрами или с идеями проектов, так как в этой нише нужны специалисты. Мы уже несколько лет реализуем эти программы, но такого всплеска интереса еще не наблюдали.

Что касается киноиндустрии, то с уходом зарубежных стримингов и кинокомпаний сейчас очень много инвестируется в создание качественных сериалов и кино. И, безусловно, при растущих объемах производства будут нужны новые квалифицированные кадры. Ну и, конечно, получить образование в геймдеве сегодня — очень перспективное решение. Крупные площадки дистрибуции (Steam/EGS) стали неудобны для пользователей из России, но огромный спрос на игры остался. Сейчас уже в эту нишу зашли Yandex (Yandex Games) и VK (VK Play), которые активно собирают вокруг себя проекты и, очевидно, будут конкурировать за команды и кадры, и это, не считая того, что игровая индустрия легко работает в распределенных командах в любых точках мира.

Фото: Universal University

— Нейросети уже пишут тексты и создают вполне приличные иллюстрации. Какие вы видите здесь риски для творческих профессий?

— Риски есть только для тех, кто решит, что если ты однажды получил профессию, то можешь жить спокойно. Так уже не будет никогда. Еще 20 лет назад, когда мы только открывали «Британку», дизайнером считался каждый, кто умел открыть фотошоп. У большинства людей тогда даже не было простого кнопочного телефона. Про облачные технологии мы в широкой массе узнали в 2008 году, хотя в целом сами разработки старше, конечно. Фермеры сегодня могут экономить время на обходах полей и получать информацию о состоянии своего хозяйства, используя дроны. То, что 20 лет назад казалось невозможным, сегодня норма. Не нужно бояться технологий, нужно учиться использовать их для достижения целей, в том числе в сегменте креативных индустрий. Наш выпускник Московской школы кино по направлению художественной постановки, например, запустил целый проект с иллюстрациями, которые он создает при помощи нейросети. И искусственный интеллект здесь — отличный инструмент, который только помогает двигать творчество вперед.

— Следите ли вы за опытом иностранных коллег в использовании IT?

— Безусловно. ChatGPT, о котором еще в начале прошлого года говорили только самые осведомленные, сегодня уже тема номер один не только в мире технологий, но и в образовании, и в креативных индустриях, и в повседневной жизни. Сейчас нам предстоит понять, как с ним работать, но мы придерживаемся того, что это новая возможность для развития, а не скрытая угроза. Мы внимательно следим за опытом иностранных коллег, некоторые из которых начали активную борьбу с ChatGPT и блокируют его (например, чат-бот уже полностью запретили в Италии), а некоторые, наоборот, видят в ИИ большой потенциал и подключают нейросети к образовательному процессу. Так, в Калифорнии чат-бот «Ханмиго» помогает учить детям математику, и это сразу дало свои плоды: ребята с ботом меньше боятся допустить ошибку и задают ему куда больше вопросов, чем своим преподавателям.

Фото: Universal University

Образование — всегда про будущее. И у нас сейчас очень непростая задача: в условиях неопределенности нам нужно придумать, какой будет креативная экономика завтра, и понять, специалисты с какими навыками будут нужны. Ежегодно мы обновляем образовательные программы на 20%, учитывая при этом новые технологические инструменты, которые появляются на рынке. Наша задача — выпускать специалистов, которые сразу способны эффективно интегрироваться в индустрию и потом менять ее, создавая новые продукты. Этой весной у нас стартует короткий курс про нейросети для архитекторов в школе МАРШ. На курсе мультимедиадизайна студенты работают с генеративной графикой и создают XR-контент (Extended reality) и другие проекты на стыке искусства, дизайна и технологий. Мы многое уже делаем, но нам точно есть куда двигаться, а значит, будущее будет интересным.


В университет креативных индустрий Universal University входят: Британская высшая школа дизайна, школа игровой разработки Scream School, Московская школа кино, Архитектурная школа МАРШ, Московская школа музыки, Московская школа современого искусства, школа бизнеса и маркетинга Ubusiness, школа для специалистов сферы образования School of Education, Moscow Food Academy и платформа профориентации подростков в креативных индустриях Uteens. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+