К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Сила в месте: как работают некоммерческие организации в регионах России

Сила в месте: как работают некоммерческие организации в регионах России
Региональная благотворительность все меньше отличается от столичной: и для выходов из кризиса, и для управления командой, и в работе с партнерами организации используют похожие инструменты. Но доступ к ресурсам сильно отличается. Как работают некоммерческие организации за пределами двух столиц и какие сложности им приходится преодолевать? Об этом рассказали участники сессии «Не в Москве — как живут и работают благотворительные фонды в провинции» на Форуме благотворителей и меценатов, организованном FCongress в начале весны.

События 2022 года сильно повлияли на работу организаций во всех регионах страны. Изменения коснулись и настроя, и структуры фандрайзинга, и работы команды, и возможностей для планирования будущего. С вызовами столкнулись НКО по всей стране. Региональные организации переживают кризис острее: денег меньше и бороться за новые бюджеты сложнее.

По словам Ларисы Лазаревой, президента Межрегиональной общественной организации по содействию семьям с детьми в трудной жизненной ситуации «Аистенок», в организации по итогам 2022 года сократилось число пожертвований от частных лиц примерно на 10%. Об уменьшении пожертвований и уходе ключевых доноров говорили многие спикеры. Некоторым в течение года удалось восстановить значительную часть бюджета. Евгения Кондратюк, которая представляла на конференции детский хоспис «Изумрудный город» (Белгород) и организацию «Святое Белогорье против детского рака», рассказала, что хоспис сразу потерял стратегического партнера, 70% финансирования. «Спустя несколько месяцев мы нашли разные источники для сбора пожертвований, восстановили финансирование на 80% и даже немного выросли. Чувствуем себя несколько более уверенно. Но никому не пожелаю такой шоковой терапии», — призналась Кондратюк.

На фото: Лариса Лазарева, президент Межрегиональной общественной организации по содействию семьям с детьми в трудной жизненной ситуации «Аистенок»

Татьяна Сачко, директор благотворительного движения «Искорка Фонд» (Челябинск), подтверждает на своем опыте, что, потеряв часть партнеров, можно найти новых.

Марина Аксенова, директор крупного новосибирского фонда «Солнечный город», рассказывает о похожей истории: весной 2022 года от помощи фонду отказались два крупных корпоративных донора, от которых ожидали пожертвования на 10 млн рублей. В течение года организации пришлось оперативно перестраивать работу с корпоративными донорами, усиливать работу с частными, что осложнялось из-за закрытия ключевых для многих фондов социальных сетей. Для выхода из кризиса фонд полностью перестроил и перефокусировал работу внутри команды, выделив ресурс в том числе и на психологическую поддержку специалистов. А также предложил психологическую поддержку своим жертвователям. «Мы понимали, что наши партнеры из бизнеса испытывают то же самое, что испытываем мы все, — вспоминает Аксенова. — И мы предложили им помощь наших психологов, чтобы говорить с людьми, снимать тревожность первых дней, шокового состояния и т. д.». Команде фонда удалось перефокусироваться.

На фото: Марина Аксенова, директор крупного новосибирского фонда «Солнечный город»

Смена ориентиров

Одновременно с изменением источников финансирования меняется и запрос от доноров. Многие эксперты отмечают увеличение адресной, прямой помощи и уменьшение инфраструктурной поддержки. «Мы замечаем два противоположных тренда, — говорит модератор сессии Марина Михайлова, директор архангельского центра социальных технологий «Гарант». — С одной стороны, определенная финансовая поддержка сохраняется. С другой — именно в стратегических проектах многие организации лишились ключевых партнеров под предлогом, что сейчас другие приоритеты».

На фото: Марина Михайлова, директор архангельского центра социальных технологий «Гарант»

Вызовом для региональных НКО стало и появление после начала СВО многочисленных инициативных групп по помощи беженцам, которые занимаются помощью непрофессионально, собирают средства на личные карты, не всегда отчитываясь, куда и как идут средства и гуманитарная помощь. «Наша организация является амбассадором прозрачной благотворительности благотворительного собрания «Все вместе» у нас в регионе, — рассказывает Татьяна Сачко. — И все, чего мы достигали и за что боролись до 2022 года, было порушено».

На фото: Татьяна Сачко, директор челябинского благотворительного движения «Искорка Фонд»

Устойчивая благотворительность

Для реализации долгосрочных проектов необходимо понимание, что настоящие изменения возможны только при наличии необходимой инфраструктуры. В регионах меньше компаний и доноров, готовых поддерживать системные проекты и административную работу некоммерческих организаций. Больше всего поддержки региональные НКО получили за год от федеральных благотворительных фондов, которые выдавали гранты в том числе на долгосрочные программы, — Благотворительный фонд Потанина, Фонд Елены и Геннадия Тимченко, «Абсолют-Помощь», «Искусство, наука и спорт», а также Фонд президентских грантов. «Эта поддержка позволяет формировать ту устойчивость, которая сейчас еще актуальнее и важнее», — уверена Марина Аксенова.

Многие эксперты говорят, что именно в регионах сложнее стало с бизнес-поддержкой социальных проектов, потому что часто решения о финансировании принимаются в центральных офисах в Москве, а их фокус в настоящее время на другом.

На фото: Захар Азаров, советник генерального директора по устойчивому развитию «Северстали»

Но многие крупные компании, напротив, обещают больше внимания уделять регионам присутствия. И Захар Азаров, советник генерального директора по устойчивому развитию «Северстали», и Кирилл Цикун, директор департамента устойчивого развития УК «Металлоинвест», в своих выступлениях подтвердили намерение еще активнее поддерживать именно региональные проекты. «Задача и наша, и бизнеса, и государства — вкладываться в региональный третий сектор и развивать его, потому что местные инициативы, местное сообщество — это большой ресурс», — говорит Николай Троцкий, заместитель директора благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

Ирина Субботина, куратор программы «НКО-Сократ» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» и Агентства социальной информации, рассказала, что в 2022 году в трех регионах реализации проекта суммарные сборы НКО-сектора, отнесенные к валовому региональному продукту (ВРП), увеличились, а в четвертом регионе остались на прежнем уровне.

На фото: Ирина Субботина, куратор программы «НКО-Сократ» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» и Агентства социальной информации

Государственные структуры тоже начинают обращать больше внимания на работу НКО на местах. Так, Дарья Пикалова, руководитель отдела фандрайзинга благотворительного фонда «Дедморозим» (Пермь), уверена, что экспертиза — самый ценный продукт, который можно предложить органам власти. У фонда «Дедморозим» есть подобный опыт, это первая в России и до сих пор одна из немногих организаций, которая получила госсоцзаказ на оказание детской паллиативной медицинской помощи на дому.

Люди дела

Очевидно, чтобы пережить потрясения, нужны сильные лидеры и надежная команда. В отличие от крупных городов, в регионах сложнее найти сотрудников, готовых профессионально работать в социальной сфере. Работа в НКО часто ассоциируется с бесплатной деятельностью, многие сотрудники помогают как волонтеры, не получая зарплаты.

«Если говорить об отличиях провинции, что я вижу конкретно, у нас есть большой дефицит профессиональных кадров, — делится Евгения Кондратюк из Белгорода. — С одной стороны, это плохо, а с другой стороны, поскольку профессионалов мы выбирать не можем, выбираем заряженных людей».

На фото: Евгения Кондратюк, руководитель белгородской региональной общественной организации «Святое Белогорье против детского рака»

Марина Аксенова, директор фонда «Солнечный город», рассказывает, что фонду потребовалось очень много сил, чтобы сохранить команду в дееспособном состоянии, в том числе тех специалистов, с которыми взаимодействуют эксперты организации.

При этом участники конференции сошлись во мнении, что именно профессионализм сотрудников поможет пережить любой кризис. «Изменилась структура фандрайзинга, стало больше частных денег, чек стал меньше, все это дается гигантскими усилиями для команды. А административные затраты и административные усилия — традиционно самая ценная вещь в нашем секторе», — уверена Марина Михайлова, директор архангельского центра социальных технологий «Гарант».

Вперед в будущее

Еще одна сложность, с которой приходится жить некоммерческим организациям, — невозможность планировать деятельность в условиях неопределенности. Большинство организаций за годы развития некоммерческого сектора привыкли строить стратегию на несколько лет вперед. «Если раньше мы пытались планировать на три-пять лет вперед, думали и про стратегию организации, про коммуникационную, про фандрайзинговую стратегию, то в 2020 году мы поняли, что планирование слишком непредсказуемо, а в 2022 году это все схлопнулось, — говорит Дарья Пикалова из пермского фонда «Дедморозим». — В итоге мы изменили стратегию и продумали не один, а десятки кризисных планов на все случаи жизни».

На фото: Дарья Пикалова, руководитель отдела фандрайзинга пермского благотворительного фонда «Дедморозим»

А Лариса Лазарева уверена, что, несмотря на сложности и большой запрос на оказание адресной помощи, нельзя отказываться от комплексных системных проектов в тех сферах, в которых в докризисное время работала организация. «Самое главное — сохранить устойчивость организации, созданную за много лет инфраструктуру и ресурсы, сберечь основную команду, — говорит Лазарева. — Важно сохранить тех профессионалов, владеющих технологиями, которых ты собрал за много лет, чтобы продолжать помогать целевой аудитории. Не менее важна и ответственность перед донорами, которые согласились поддержать проекты, длящиеся более года».

2022 год показал, что работы у некоммерческих организаций будет только больше. «Появляются новые целевые группы, ресурсов все меньше, но наш стратегический фокус — раскрытие потенциала гражданского общества на местах. В кризисные времена у людей возникает ощущение, что надо сплотиться, объединиться и делать что-то вместе. Очень важно не терять это чувство, — уверена Мария Морозова, генеральный директор «Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко». — Это те люди и та система, которые смогут взять на себя часть ответственности за решение самых горящих, острых и множащихся проблем нашего времени».

На фото: Мария Морозова, генеральный директор «Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+