К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Растить, внедрять, расширять: основные тренды российского агробизнеса

Растить, внедрять, расширять: основные тренды российского агробизнеса
Агрофорум «Человек. Технологии. Будущее», организованный FCongress, сосредоточился на вызовах и перспективах одной из стабильно растущих отраслей российской экономики. Как сохранить устойчивость и повысить эффективность бизнеса, на который влияет масса факторов — от погоды и мировой конъюнктуры до нюансов поведения потребителей?

От самообеспечения к экспорту

Продовольственная безопасность — практически решенный вопрос. Модератор данной сессии Андрей Дальнов, руководитель центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, отметил абсолютный успех у проектов импортозамещения и развития товарного производства в АПК. «Однако вследствие динамичного роста появляются и риски, стыкующиеся при этом с новыми возможностями в импортозамещении. Это может быть связано с развитием семеноводства и производства генетических материалов для животноводства, освоением производства запчастей и комплектующих для иностранной техники внутри страны, запуском глобальных проектов по возрождению производства действующих веществ для средств защиты растений, полного спектра аминокислот и витаминов», — отмечает Андрей Дальнов.

Флагманский продукт российского агробизнеса, по мнению председателя совета директоров агрокорпорации «БИО-ТОН», председателя правления «Союза экспортеров зерна» Эдуарда Зернина, — пшеница, базовый продукт рациона всех людей на Земле. «Мы здесь полностью независимы по производству, потому что у нас земли, пригодные к выращиванию пшеницы, и мощная селекционная база, мы себя сами обеспечиваем семенами. И мы умеем продавать. Это тоже очень важно, потому что умение производить без умения продавать мало чего стоит», — подчеркнул эксперт. На долю России приходится порядка 22% мировой торговли пшеницей (83% российского экспорта — пшеница). Рынки сбыта постоянно расширяются. Например, открытием текущего сезона стали Саудовская Аравия и Алжир. Однако рекордный урожай, иррациональное поведение некоторых сельхозпроизводителей и скрытые санкции на экспорт российского зерна вызвали затоваривание на внутреннем рынке. Избыточные объемы предложения, вероятно, будут давить на внутренние цены в приближающемся конце сезона. Для аграриев это очевидный минус. Но запас по рентабельности у них имеется, как и голова на плечах, чтобы сделать необходимые выводы.

На фото: Эдуард Зернин, председатель совета директоров агрокорпорации «БИО-ТОН», председатель правления «Союза экспортеров зерна»

За последние годы произошло интенсивное развитие тепличного бизнеса в России, напоминает Андрей Казаков, исполнительный директор Национального союза производителей плодов и овощей. Так, в 2022 году урожай овощей в тепличных хозяйствах достиг очередных рекордных объемов 1,5 млн тонн, что на 7 % больше показателя 2021 года. Данных показателей удалось добиться благодаря использованию современных тепличных комплексов по выращиванию овощей в закрытом грунте с использованием технологии досвечивания, которые представляют собой самостоятельную высокотехнологичную систему. Сегодня одной из главных задач подотрасли овощеводства закрытого грунта является повышение эффективности работы действующих тепличных комплексов, что позволит сохранить динамику роста и достижения, которых удалось достичь в 2022 году.

«Собственно, в этом нам может помочь государственная поддержка. И мы надеемся на работу вновь введенного Федерального проекта по развитию овощеводства, в рамках которого необходимо повышать эффективность использования средств федерального бюджета», — отмечает Андрей Казаков.

Генеральный директор «Национального союза производителей молока» Артем Белов привел показательные цифры: за последние 10 лет совокупные инвестиции в производство и переработку молока превысили 800 млрд рублей. Среднегодовой прирост объемов производства составлял 3% — это существенно для данной индустрии. Но в 2022 году случилось заметное уменьшение реальных располагаемых доходов населения. В результате потребление молочных продуктов снизилось на 1,5%. По мнению Белова, состояние платежеспособного спроса — один из ключевых вызовов для отрасли на среднесрочную перспективу. Другой вызов — перестройка логистических цепочек: разрывы в поставках оборудования и запчастей в генетике и селекции будут очень серьезно влиять на индустрию. Найти альтернативы можно, но вопрос, насколько они будут адекватны. Стратегические перспективы для индустрии — развитие экспорта и укрупнение бизнеса. «Сейчас топ-50 переработчиков — это 50% рынка, — пояснил Белов. — Заводов того масштаба, который в Европе и Северной Америке уже стал типовым, у нас всего несколько на всю страну. Консолидация и увеличение крупнотоннажного производства молочной продукции — это долгосрочный тренд».

На фото: Артем Белов, генеральный директор «Национального союза производителей молока»

С экспортом связывает перспективы своей отрасли и генеральный директор «Национального союза свиноводов» Юрий Ковалев. Российский рынок свинины на рубеже 2018–2019 годов вышел на 100-процентную самообеспеченность. Индустрия, в которую было вложено порядка 500–600 млрд рублей, сейчас является одной из самых развитых в мире по технологическому уровню, себестоимости и продуктивности. Ежегодный прирост производства на 5–8% привел к снижению разницы в цене между птицей и свининой с 50% до 20–25%. Это обусловило рост потребления свинины — сейчас он самый высокий за 30 лет. Но потребление имеет ограничения, на рынке уже возникало перенасыщение. Снижение маржинальности может для многих компаний перерасти в банкротство. При этом в отрасли продолжаются инвестпроекты суммарной стоимостью 200–250 млрд рублей. «Мы входим в топ-5 мировых производителей свинины и надеемся, что в ближайшие 5–10 лет нам удастся войти в топ-5 мировых экспортеров, — высказался Ковалев. — Для этого нужно увеличить объем экспорта примерно в два раза, что при условии открытия новых рынков Юго-Восточной Азии вполне осуществимо. Показательный пример — Вьетнам, где за 2020–2021 годы мы смогли занять почти половину рынка импорта свинины».

Рынок мяса птицы еще в 2016 году вышел на самообеспечение. По словам генерального директора «Национального союза птицеводов» Сергею Лахтюхова, в этой отрасли более высокий уровень консолидации: на топ-5 компаний приходится чуть более 45% объемов производства, и тенденция сделок M&A в этом и следующем году будет продолжаться. Россия уже входит в число крупнейших экспортеров мяса птицы. Существенными темпами растет экспорт как в дальнее зарубежье (Китай, Саудовская Аравия, ОАЭ), так и в страны ЕАЭС. Складывается уникальная ситуация, когда экспорт, благодаря существующим механизмам льготного кредитования, стал основным фактором привлечения инвестиций в отрасль — на развитие логистической инфраструктуры, финансирование M&A, модернизацию текущих производств.

На фото: Сергей Лахтюхов, генеральный директор «Национального союза птицеводов»

Укрупнение как важную тенденцию отметил и Евгений Случевский, директор по сельскохозяйственному и промышленному комплексу компании «Магнит». У крупнейшей розничной сети России есть свои тепличные и грибные комплексы, овощные предприятия открытого грунта, и это направление развивается в том числе через M&A. Перспективной моделью взаимодействия агробизнеса и розницы Случевский назвал контрактацию. В 2022 году по агроконтрактации «Магнит» реализовал более 330 000 тонн сельхозпродукции, стратегическая цель — 1 млн тонн. Партнерами сетей могут быть и крупные холдинги, и небольшие производители — в том числе нишевой продукции, интересной потребителям. Ретейлер получает широкий ассортимент и привлекательные цены на полке (что стимулирует спрос), производитель — авансирование, сюрвейерскую поддержку и гарантированный сбыт.

Поля для цифровизации

«Цифровизация АПК у нас в стране находится на начальном этапе, — констатировал Александр Эдер, директор по развитию бизнеса в агропромышленном комплексе КРОК и модератор технологической сессии форума. — Если мы возьмем 100 крупнейших компаний в любых секторах АПК, то порядка 70% из них, к сожалению, еще не завершили построение цифрового фундамента. Это значит, что у них нет базы, которая позволяет предприятиям контролировать каждый этап производства, фиксировать риски, узкие места, потери и на основе этих данных принимать управленческие решения для повышения эффективности и оптимизации всех процессов». По словам Александра Эдера, без этой базы агрохолдингам сложно делать следующие шаги в направлении цифровой трансформации. Также эксперт обратил внимание на то, что для обеспечения устойчивости бизнеса цифровой фундамент должен строиться на технологиях от локальных производителей, и презентовал участникам форума карту российских ИТ-решений для зерновой отрасли.

Почему при очевидных плюсах цифровизация в отрасли идет медленно? Евгений Лобанов, директор по интеграции бизнес-процессов и управления ERP Группы «Черкизово», обращает внимание участников конференции на то, что технологическим партнерам сложно предложить индустрии инновационные решения для широкого применения. «Они не слишком хорошо разбираются в нашей отрасли, это проявляется в недостаточной зрелости продвигаемых решений с точки зрения их эффективности для реального бизнеса. Таким образом, у нас остаются два пути: либо постепенно превращаться в ИТ-компанию, либо закрывать глаза на слабость предложенного решения и оставаться на том же уровне развития. Это ухудшает ситуацию для обеих сторон — технологические партнеры не могут получить дополнительную прибыль на развитие новых разработок, а производители вынуждены использовать неконкурентоспособные решения. Я лично хотел бы, чтобы компания «Черкизово» опиралась на надежных партнеров, которые понимали бы индустрию, двигались с нами в ногу», — пригласил он коллег к дискуссии.

На фото: Евгений Лобанов, директор по интеграции бизнес-процессов и управления ERP Группы «Черкизово»

Генеральный директор «ГеомирАгро» Илья Воронков приводит данные, что примерно 20–25% хозяйств в России полноценно цифровизованы. В ближайшие два года их доля вырастет до 40% — в связи с введением обязательных цифровых сервисов Минсельхоза и необходимостью повышать эффективность бизнеса.

Основа цифровизации — это сбор всех данных по хозяйству на единой платформе. Цифровая система «История поля» компании «ГеомирАгро», которая сейчас используется на более чем 10 млн га земель, включает такие блоки, как карты полей и кадастров, мониторинг техники, планирование и учет полевых работ, контроль производственных процессов, спутниковые снимки, метеоданные и т. д. После организации процессов сбора данных следующий уровень цифровизации — это аналитика собранных данных и формирование на их основании рекомендаций и прогнозов.

Также параллельно можно применять функционал по моделированию производственных процессов. «Система получает набор данных: что росло на полях, производственные мощности хозяйства, прогнозные цены на культуры и еще около 15 параметров. И на основании этих данных рассчитывается оптимальная модель на будущее, в которой сочетаются максимизация доли наиболее маржинальных культур, минимизация рисков снижения урожайности и оптимизация производственной логистики, — рассказал Воронков. — То же самое делается по технике для ее оптимальной загрузки».

На фото: Илья Воронков, генеральный директор «ГеомирАгро»

«На рынке совсем немного компаний, которые на 100% все процессы цифровизируют. Это слишком сложно и дорого. Каждый ищет для себя наиболее приемлемый вариант и инвестирует в автоматизацию именно тех процессов, повышение эффективности которых критически важно для отдельно взятой компании», — полагает Сергей Косогор, директор R&D центра Агрохолдинга «СТЕПЬ». Агрохолдинг уже несколько лет инвестирует в «цифру» и сегодня как раз автоматизировал полностью процесс производства пшеницы от планирования посевных площадей до уборки и учета урожая. Например, в компании пользуются системой оперативного мониторинга посевов и планирования «История поля». Технологии распознавания культур помогают не только следить за всходами, но и дифференцировано бороться с сорняками. На более рациональное использование земельных ресурсов работают и составление 3D-карт — с последующим анализом и планом действий, а также активное применение агродронов для оценки состояния посевов и их обработки. По словам Косогора, цифровизация добирается до таких нюансов, как анализ насыщенности водой стеблей растений, что позволяет контролировать их полив. В итоге цифровые технологии повышают конкурентоспособность не только на внутреннем, но и экспортных рынках. «На азиатском рынке, как и на европейском, сегодня сильны тренды ESG, он активно движется в сторону экологизации, зеленого сельского хозяйства. Как мы видим, использование передовых технологий все это обеспечивает и становится неотъемлемой частью сельского хозяйства».

Группу компаний «Ростсельмаш» можно назвать примером образцового совмещения производства сельскохозяйственного «железа» и софта. «Время идет, но не меняются приоритеты: сэкономить затраты, повысить производительность и оптимизировать рабочие процессы», — отметил Олег Александров, директор по инновациям ГК «Ростсельмаш». Система контроля «Агротроник», созданная в «Ростсельмаше», установлена более чем на 17 000 единиц техники. Встроенный алгоритм РСМ ФейсАйДи не только распознает оператора техники, но и контролирует его самочувствие. Если случается нарушение какой-то сельхозоперации, инженер или агроном сразу узнает об этом через пуш-уведомления — следовательно, можно оперативно что-то предпринять для устранения последствий. Системы автоуправления, использующие RTK-навигацию и машинное зрение, позволяют технике выстраивать маршруты с минимальным количеством разворотов, двигаться с высочайшей точностью, определять препятствия и вовремя останавливаться перед ними. Технология РСМ Ночное видение дает возможность результативно работать в полях в темное время суток, что означает общий рост производительности до 30%. «Те технологии, которые реализует «Ростсельмаш», отбиваются за один сезон», — подтвердил Сергей Косогор.

На фото: Олег Александров, директор по инновациям ГК «Ростсельмаш»

«Для оцифровки полей недостаточно данных со спутников, необходимы уточненные координаты. На кону возможность аграриев экономить на семенах и удобрениях, повышать урожайность и производительность труда. Точные координаты на всех этапах сельхозработ — от посева до уборки урожая, включая правильную работу беспилотной техники, — рассказал менеджер по продукту LocationPro от МТС Артем Придорожный. — Для этого есть особые решения, например, уточнение координат со спутников при помощи референсных сетей. МТС уже запустила продукт LocationPro в 15 регионах страны, это позволяет обеспечить точность движения любого типа сельхозтехники до 2,5 см».

«Знаю, что даже небольшие хозяйства, которые пытаются применять различные цифровые технологии, получают неоспоримую пользу, — резюмировал Александр Эдер из КРОК. — Механизатор сейчас не просто работает на технике, он следит за показаниями на компьютере, то есть является оператором. А в дальнейшем, представим такую картину, он превратится в оператора поля или даже полей, управляющего большим количеством беспилотных устройств. Это будущее, куда все так или иначе движутся».


Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+