К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

E-commerce — потребительский бум без тормозов или новые условия для развития рынка?

На фото: Глеб Белавин, заместитель генерального директора по работе с арендаторами УК MLP
На фото: Глеб Белавин, заместитель генерального директора по работе с арендаторами УК MLP

Показатели в сегменте e-commerce растут, эксперты раздают обнадеживающие прогнозы пятикратного роста интернет-продаж в ближайшие годы. Это влечет за собой увеличение складских площадей, развитие новых логистических центров и транспортных коридоров. В текущих условиях это вполне ожидаемая и понятная история, особенно по части стратегического развития логистики в сторону Востока и Юго-Востока, что является приоритетной темой.

В ближайшие полгода объемы складской недвижимости будут наращиваться как на территории России, так и в странах ближнего зарубежья. Будут открываться и представительства — они добавятся в цепочки импорта товаров, которые не могут напрямую поступать в Россию. Мои прогнозы о том, к чему это все в скором времени приведет, достаточно скептические. Но обо всем по порядку.

Итак, обороты крупных маркетплейсов активно растут, в том числе за счет перехода к ним клиентской базы небольших интернет-магазинов. Те же Оzon и Wildberries предлагают сегодня все то же самое, но дешевле. При этом конкурируют со всеми подряд, захватывая разные сегменты рынка.

Первопричина складского роста — перераспределение рынка.

Вторая причина — наполнение стоков в связи с проблемами логистики, стремление e-commerce подстраховаться по наличию товара в условиях сбоя с поставками. Но реальных показателей роста потребления, который бы обосновывал подобного рода складские запасы, нет.

На мой взгляд, нужно иметь в виду, что бум онлайн-продаж связан с параллельным бумом жилищного строительства и снижением ставок по ипотеке. При отсутствии ощущения почвы под ногами люди испытывают стресс и от осознанных разумных решений переходят к истерическим: надо срочно что-то купить. На ретейле это сказывается напрямую: люди вкладываются в недвижимость, в квартире потом нужно сделать ремонт, обставить ее. В итоге привычка жить, как прежде, еще остается, при этом уровень доходов населения снижается, средний чек потребителя падает и предпосылок для его роста нет. Огромный пласт продаж товаров на складах рискует встать.

Когда произойдет осознание этого, тренд изменится в противоположную сторону.

Пока одни по инерции скупают, а другие по инерции увеличивают товарооборот. Выручка растет за счет штучных продаж, но в пересчете на прибыль экономика предприятия не улучшается.

Мы наблюдаем перегрев логистического рынка с точки зрения увеличения площадей и повышения арендных ставок, проблем с транспортом и нехваткой кадров, как следствие — рост расходов на логистику и зарплаты. Чем выше по этим показателям рынок поднимется, тем больнее ударится при падении.

В то же время в условиях переформатирования потоков появляются новые игроки, прежде всего это фулфилмент-операторы, предоставляющие комплексную услугу для интернет-магазинов. А также те, кто развивает параллельный импорт на освободившихся рынках после ухода западных торговых компаний. Это и отечественные игроки, и представители дружественных стран. Пока к российскому менеджменту, который не во всем и не всегда выдерживает прежде заданные стандарты, есть вопросы. Но объективно рано давать оценки их деятельности.

Все происходящее меняет развитие логистического рынка. Возрастает спрос на терминальные хабы и соответствующую инфраструктуру. Происходит перераспределение нагрузки на складские ресурсы, транспорт, кадры. В обозримом будущем это даст толчок к переходу от дистрибуционных центров в столице к регионам. Последствия сегодняшних изменений через реализацию проектов мы будем наблюдать в течение нескольких лет.


Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+