E-commerce — потребительский бум без тормозов или новые условия для развития рынка?
Показатели в сегменте e-commerce растут, эксперты раздают обнадеживающие прогнозы пятикратного роста интернет-продаж в ближайшие годы. Это влечет за собой увеличение складских площадей, развитие новых логистических центров и транспортных коридоров. В текущих условиях это вполне ожидаемая и понятная история, особенно по части стратегического развития логистики в сторону Востока и Юго-Востока, что является приоритетной темой.
В ближайшие полгода объемы складской недвижимости будут наращиваться как на территории России, так и в странах ближнего зарубежья. Будут открываться и представительства — они добавятся в цепочки импорта товаров, которые не могут напрямую поступать в Россию. Мои прогнозы о том, к чему это все в скором времени приведет, достаточно скептические. Но обо всем по порядку.
Итак, обороты крупных маркетплейсов активно растут, в том числе за счет перехода к ним клиентской базы небольших интернет-магазинов. Те же Оzon и Wildberries предлагают сегодня все то же самое, но дешевле. При этом конкурируют со всеми подряд, захватывая разные сегменты рынка.
Вторая причина — наполнение стоков в связи с проблемами логистики, стремление e-commerce подстраховаться по наличию товара в условиях сбоя с поставками. Но реальных показателей роста потребления, который бы обосновывал подобного рода складские запасы, нет.
На мой взгляд, нужно иметь в виду, что бум онлайн-продаж связан с параллельным бумом жилищного строительства и снижением ставок по ипотеке. При отсутствии ощущения почвы под ногами люди испытывают стресс и от осознанных разумных решений переходят к истерическим: надо срочно что-то купить. На ретейле это сказывается напрямую: люди вкладываются в недвижимость, в квартире потом нужно сделать ремонт, обставить ее. В итоге привычка жить, как прежде, еще остается, при этом уровень доходов населения снижается, средний чек потребителя падает и предпосылок для его роста нет. Огромный пласт продаж товаров на складах рискует встать.
Пока одни по инерции скупают, а другие по инерции увеличивают товарооборот. Выручка растет за счет штучных продаж, но в пересчете на прибыль экономика предприятия не улучшается.
Мы наблюдаем перегрев логистического рынка с точки зрения увеличения площадей и повышения арендных ставок, проблем с транспортом и нехваткой кадров, как следствие — рост расходов на логистику и зарплаты. Чем выше по этим показателям рынок поднимется, тем больнее ударится при падении.
В то же время в условиях переформатирования потоков появляются новые игроки, прежде всего это фулфилмент-операторы, предоставляющие комплексную услугу для интернет-магазинов. А также те, кто развивает параллельный импорт на освободившихся рынках после ухода западных торговых компаний. Это и отечественные игроки, и представители дружественных стран. Пока к российскому менеджменту, который не во всем и не всегда выдерживает прежде заданные стандарты, есть вопросы. Но объективно рано давать оценки их деятельности.
Все происходящее меняет развитие логистического рынка. Возрастает спрос на терминальные хабы и соответствующую инфраструктуру. Происходит перераспределение нагрузки на складские ресурсы, транспорт, кадры. В обозримом будущем это даст толчок к переходу от дистрибуционных центров в столице к регионам. Последствия сегодняшних изменений через реализацию проектов мы будем наблюдать в течение нескольких лет.