Первый и самый значимый тренд — изменение потребительского поведения. Это подтверждает наш «Индекс Иванова», который отражает потребительские настроения россиян со средним уровнем дохода. Так, самым важным фактором при выборе магазина остается уровень цен — его отметили 70% опрошенных (год назад — 65%). Это объясняет растущую популярность формата дискаунтеров. Если говорить не о выборе магазина, а о выборе товара, то цена здесь также самый важный фактор: 14% потребителей готовы покупать товар известного бренда, даже если он стоит дороже, но 46% будут покупать то, что дешевле вне зависимости от бренда (год назад — 42%). Также мы отмечаем рост популярности СТМ в условиях снизившегося маркетинга А-брендов.
Топ-50 брендов на полках сетей в 2022 году сильно изменился. Перераспределение ассортимента внутри категорий продолжится, будут появляться новые бренды, а существующие будут расширяться за счет ухода с рынка конкурентов.
Расширение ассортимента — один из драйверов продаж. Именно поэтому розничные сети концентрируются в первую очередь на диверсификации цепочек поставок, в т. ч. и через параллельный импорт. Вводить новые категории товаров в ассортимент планируют треть игроков рынка, еще треть игроков относят к перспективным направлениям развитие тех же СТМ и запуск новых товаров.
Продолжает развиваться e-com — рост в 2022 году составил, по разным оценкам, 30–40%. При этом GMV крупнейших маркетплейсов практически удвоился. Несмотря на это, потенциал роста все еще остается — проникновение электронной коммерции в России составляет ~13%, что ниже большинства развитых и развивающихся экономик мира.
Мы ожидаем продолжения роста крупнейших маркетплейсов в основном за счет онлайн-магазинов отдельных ретейлеров, а не за счет перетока клиентов из офлайна в онлайн. Наиболее важными факторами выбора маркетплейсов Ивановыми являются цена (63% респондентов) и удобство совершения покупок (66%).
Как банк мы выделяем в работе с ретейлом три направления с наиболее высоким потенциалом. Во-первых, совершенствование клиентского пути в оплате без использования платежных карт — в первую очередь QR и биометрия. Ретейл — клиентоцентричная история. Если клиенту хочется оплачивать покупки за минимальное время с минимальным количеством операций, мы должны дать ему такую возможность. В феврале прошлого года, например, 30% транзакций нашего эквайринга приходились на ApplePay и GooglePay, а на оплату по QR–коду — меньше 1%. Сейчас, когда раскрутились методы оплаты по QR, уже 10% транзакций проходят без карты. Во-вторых, у экосистемы много данных о клиенте, и мы умеем их анализировать. Наши AI-продукты могут помочь ретейлерам быть более эффективными — принимать решения о месте открытия магазина или о том, какие товары лучше ввести на полку, например. И в-третьих, мы работаем над упрощением финансирования. Все взаимодействие переходит в цифру. Еще не все партнеры этим пользуются, но мы стараемся их приучать.