Весь прошлый год тема логистики для ретейлеров крутилась вокруг внешнеэкономической деятельности: как купить, как привезти, как жить дальше. «Здорово, что мы наконец начинаем снова обсуждать вопросы e-com, внутреннего драйвера логистики сегодня», — начал дискуссию о роли онлайн-торговли Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics.
Онлайн-продажи в прошлом году росли как у маркетплейсов (по данным публичной отчетности, большинство из них в 2022 году выросли в два раза), так и у ретейлеров. X5 Group, например, активно развивает собственную инфраструктуру: платформа экспресс-доставки, небольшие дарксторы, обеспечивающие доставку ассортимента «Пятёрочки» и «Перекрёстка», большие дарксторы Vprok.ru. Лариса Романовская, руководитель направления X5 Digital, объясняет интерес:
«И в ближайшее энное количество лет темпы его роста будут опережать рост стандартного продовольственного ретейла. Соответственно, им необходимо заниматься. Здесь повлияло и поколение Z, которое совершенно не хочет ходить в магазины, если можно достать телефон и продукты будут в твоем холодильнике через 15 или 40 минут».
Евгений Щепелин, управляющий директор ПАО Сбербанк, председатель совета директоров компаний inSales и СберМегаМаркет, отмечает, что рост заметен как в деньгах, так и в количестве посылок. «Предпринимателям, которые напрямую взаимодействуют со своими покупателями, становится все сложнее управлять своим товарным запасом. Помимо собственного канала продаж у них появились и каналы маркетплейсов, которые сейчас доминируют и при этом бьются между собой. То есть бизнесу приходится хранить товарный запас на 4–5 площадках сразу. У фулфилмент-операторов есть возможности для того, чтобы находить товарные синергии и снимать эту боль с предпринимателей. Я не вижу той скорости открытия своих складов маркетплейсами, которая была два года, — они уже не стремятся хранить весь ассортимент у себя. Все компании работают над своей экономикой, хотят ее оптимизировать. А это значит, что будут появляться складские комплексы — FBS-провайдеры (fulfillment by seller, доставка со склада продавца. — прим. ред.), — которые будут взаимодействовать со своими маркетплейсами и, по сути, управлять товарными запасами мерчанта из одной точки. Баланс сил между собственными каналами продаж предпринимателей и маркетплейсов даст второе дыхание развитию логистики «последней мили», — прогнозирует Евгений Щепелин.
По мнению Леонида Зондберга, директора бизнеса «Гиперлокальная платформа» компании «Почта России», эпоха «амозонизации», которая сейчас в разгаре, закончится через несколько лет. И бренды, производители и ретейлеры захотят отстраиваться от маркетплейсов, коммуницировать непосредственно со своей аудиторией на своей витрине. «А логистические операторы, такие как мы, помогут сервисом, — говорит эксперт. — Я верю, что эту нашу срочную доставку по клику мы сможем обогащать разными другими сервисами, такими как аренда полки, даркстор или микрофулфилмент, когда мы нашу гиперлокальную полку отдаем бренду, не вторгаясь в витрину, просто собираем заказ и доставляем. Мы уже открыли первый такой микрофулфилмент-центр в Казани. И параллельно развиваем сервис по срочной доставке. В этом году он будет доступен уже в 42 городах».
По мнению Евгения Щепелина, e-com будет развиваться параллельно росту маркетплейсов: «Маркетплейсы снизили порог входа в электронную коммерцию, сформировали большое количество предпринимателей в e-com. Мы ожидаем, что эти же предприниматели начнут развивать свои собственные монобрендовые магазины, собственные каналы, открывать свои магазины, искать трафик, развиваться в мультиканальном мире».