К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Запрос на инновации: какие стартапы ищут корпорации и венчурные инвесторы

Фото: Вартан Айрапетян
Фото: Вартан Айрапетян
Уход из России большинства международных игроков оживил M&A: массово покупаются и продаются компании, делятся зарубежные и российские активы, растут миноритарные инвестиции. Участники форума «Пульс цифровизации», организованного FCongress, обсудили, как изменился подход бизнеса к инновациям, куда сместился фокус внимания венчурных инвесторов и в чем секрет успешного стартапа.

Конец акселераторов

Инновациям в новых условиях была посвящена отдельная сессия, модерировал которую Кирилл Каем, старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково». «Степень неопределенности, конечно же, повлияла и на готовность инвесторов. Она повлияла во многом на готовность разработчиков продолжать инвестировать свое время, усилия в разработки, двигаться дальше по инновационной стезе. И она серьезно изменила структуру спроса на технологии, структуру спроса в том числе на цифровые технологии», — подчеркнул Каем.

«Многие компании, которые вкладывались в работу с инновациями, стали пересматривать свои программы и думать, как сэкономить, — говорит Дмитрий Курин, директор по инновациям и инвестициям МТС, руководитель MTS Startup Hub. — Все больше и больше компаний, корпораций переходят к модели поиска решений под конкретный запрос бизнеса и его точечного удовлетворения. Понятно, что ситуация новая, но мы меняемся, адаптируемся. Важно суметь найти точки роста, особенно в условиях изменения ландшафта рынка. Иметь внутреннюю и корпоративную гибкость применения различных инструментов для того, чтобы в нужный момент быстро перестроить подходы и сместить фокус внимания на ресурсы».

Например, МТС активно включилась в битву за нишу, освободившуюся после ухода Booking.com, купив 100% компании «Броневик» и запустив тревел-направление. А недавно оператор анонсировал сделку с компанией Rubbles, которая специализируется на решениях для оптимизации технологических и бизнес-процессов на основе больших данных и искусственного интеллекта. Доля венчурного фонда МТС в проекте составит 10%.

На фото: Никита Жучков, глава проектного офиса открытых инноваций «Почты России» и Илья Тимаховский, директор по развитию сервиса аренды электросамокатов Urent

«Мы пришли к выводу, что нужно выбирать те стартапы, у которых уже есть опыт и знания, а продукты дадут синергию с нашими бизнес-процессами, — отмечает Никита Жучков, глава проектного офиса открытых инноваций «Почты России». — Мы приглашаем в проект партнеров, потому что теперь есть четкое понимание, что технологии — коллективная ответственность, а не индивидуальная потребность каждой корпорации».

Год открытых дверей

Несмотря на уход многих инвесторов с рынка, у стартапов появилось много новых возможностей. В том числе за счет роста интереса клиентов к инновациям внутри страны.

Татьяна Ушкова, председатель правления Абсолют Банка, отмечает, что многим стартапам раньше было невозможно попасть в корпорации: «Мировые вендоры занимали эти места, поэтому в принципе решения отечественных стартаперов не рассматривали за редким исключением. Даже те, которые были идеальны для какой-то практической задачи, рассмотреть было сложно. Сейчас такая возможность наконец-то есть». Она выделяет несколько рекомендаций для молодых финтех-компаний. Во-первых, смотреть на тендерную документацию банков («вы будете понимать, что нам надо сейчас реализовывать»). Во-вторых, иметь в виду, что во всех банковских корпорациях есть проектные офисы, в которые можно скидывать предложение. В-третьих, «стартапер должен очень четко понимать, каким сервисом можно заменить, или улучшить, или приобрести какое-то конкурентное преимущество».

Телекоммуникационный сектор, который 25 лет развивался на вендорском оборудовании, тоже ищет инновации, критичные для основного бизнеса. Та же ситуация и с многими другими отраслями.

В венчурной индустрии последние месяцы стали появляться первые проблески новых стратегий. Артур Мартиросов, директор по инвестициям фонда «Восход», отметил, что «нероссийский pipeline сейчас висит на холде», поскольку на европейском рынке много чего падает, сокращаются государственные программы и будущее непонятно. А в Россию пошел приток денег.

«Восход» инвестировал более 1,6 млрд рублей в целый пул стартапов. «У нас семь портфельных компаний, которые имеют международный бизнес и международных клиентов. И понятное дело, мы столкнулись с проблемой, как не потерять это. Наверное, ничего нового я не скажу: мы разделяем бизнесы, выделяем международные структуры», — рассказывает Мартиросов.

На фото: Татьяна Ушкова, председатель правления Абсолют Банка

В инвестициях в Россию Мартиросов видит много плюсов. «Я верю в российский рынок. Сейчас модно инвестировать в Эмираты. Там денег больше, но покупательная способность (то количество денег, которые люди готовы тратить на какую-то услугу, продукт) ниже», — поясняет Мартиросов. Такие же проблемы, по его мнению, есть на других зарубежных площадках — в Индии, Сингапуре. В результате при масштабировании продукта стартапам приходится резать косты, ухудшая его качество. В России, наоборот, клиент готов тратить, когда ему приятно чем-то пользоваться, заключает Мартиросов.

Российские стартапы продолжают масштабировать технологии. Например, компания Aerospace-Agro получает набор данных со спутника о состоянии территории (влажность, почва, вредители) и проводит диагностику с помощью искусственного интеллекта. Клиенты — преимущественно агрохолдинги, которые таким образом могут увеличить урожай. Основатель проекта Елена Константинова отмечает, что интерес к стартапу растет во всех странах, несмотря на консерватизм отрасли. Российское происхождение не является стоп-фактором: стартап продолжает работать с США, нашел инвесторов в Малайзии, Сингапуре и на Кипре. «Когда мы выходили в США, привлекали инвестиции при оценке $12 млн. Год прошел, мы снова выходим на международный рынок и рассчитываем брать $40–50 млн за раунд», —планирует Константинова.

Как ловить «мозги»

Реальный бизнес живет, и стартапы развиваются, спрос на технологии растет. Мешает ли этому текущая волна миграции? По оценке РАЭК, в феврале-марте 2022 года из страны уехало более 50 000–70 000 IT-специалистов.

«За последние годы мы почти на четверть увеличили команду нашего IT-кластера и остаемся одним из самых популярных работодателей для цифровых специалистов. Только запросов на стажировку в наших технологических центрах в этом году поступило более 2500, что является почти рекордом, — рассказывает Кирилл Кравченко, член правления «Газпром нефти». — При этом мы формируем для наших специалистов лучшие условия для работы по стандартам ведущих технологических компаний мира. Стремимся создавать больше возможностей для самореализации и развития профессиональных талантов, личностного и карьерного роста. Мы рады, что наши усилия находят отклик на рынке труда даже в периоды турбулентности».

Также в «Газпром нефти» создан онлайн-сервис «Профессионалы 4.0», который позволяет привлекать цифровых специалистов на фрилансе в краткосрочные проекты. База талантов этой платформы уже превышает 42 000 экспертов разных специальностей. Кроме того, «Газпром нефть» уделяет много внимания привлечению молодых кадров и сотрудничеству с «кузницами талантов» — ведущими российскими вузами (реализуя магистерские программы, например, с Петербургскими политехом, СПбГУ и ИТМО), фондом «Талант и успех», центрами «Сириус» и «Сколково».

Фото: Вартан Айрапетян

А на смену акселераторам могут прийти венчурные студии или так называемые фабрики стартапов. За рубежом развитие и создание таких студий — популярная история. Как показывает практика, внутри корпорации не все работает эффективно, поэтому идея выделять подобные структуры в независимые компании, которые будут принимать самостоятельные решения, выглядит привлекательно. Логика студии проста: предприниматель приходит с идеей, которую ему помогают реализовать за долю в проекте. Студия предоставляет экспертную и инвестиционную оценку, анализ рынка, формирование команды и финансирование всех этапов до запуска продукта. В 1996 году была создана первая венчурная студия IdeaLab, сейчас в мире более 500 студий.

«Для нас стало открытием, что работа венчурных студий более эффективна, чем работа акселераторов и даже венчурных фондов. Контент, с которым они работают, прорабатывается более глубоко. Применяется экспертиза, которая заранее сформирована венчурной студией, и поэтому продукт уже на начальной стадии именно тот, который требуется рынку», — отмечает Екатерина Захарова, партнер ASB Consulting Group.

По данным Захаровой, по сравнению с акселераторами венчурные студии выпускают немного проектов — от одного до четырех в год. «Но их качество намного выше. Если говорить о статистике, то вероятность появления «единорога» в венчурной студии — около 4%, что значительно выше показателя по венчурным фондам», — говорит Захарова. Сейчас в России работает десяток студий. В этом году правительство обратило внимание на формат и на необходимость развития венчурных студий в университетах.


Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+