К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Александр Ходоров: «Таких проектов, как Comcity, единицы даже на мировом уровне»

На фото: Александр Ходоров, CEO проекта Comcity от PPF Real Estate Russia
На фото: Александр Ходоров, CEO проекта Comcity от PPF Real Estate Russia
В столичном регионе не так много многофункциональных проектов, которые могут похвастаться 100%-й заполняемостью и успешным преодолением нескольких кризисов. Comcity как раз из их числа. CEO проекта Александр Ходоров поделился секретом успешности и рассказал, какими характеристиками должен обладать проект, чтобы, несмотря на внешние факторы, оставаться привлекательным для партнеров и арендаторов, а также заслужить мировое признание.

— Александр, ваша компания заняла 13-е место в рейтинге Forbes «Короли недвижимости», в том числе благодаря успешности флагманского проекта Comcity. Как вы считаете, можно ли в нынешних реалиях и подобной локации повторить ваш успех?

— Конечно, это возможно, если девелопер готов серьезно подойти к выбору концепции и технологий строительства, которые позволят достичь долгосрочных целей (создание комфортного окружения для резидентов). Однако нужно учитывать, что спекулятивное строительство в настоящее время сопряжено с большими рисками. Развитие ряда проектов останавливается.

Ключевую роль в определении качества локации играет транспортная доступность — близость к метро и наличие просторной парковки.

Наш проект стартовал в 2014 году, когда условия были во многом схожи с сегодняшними. С того времени многие пытались повторить нашу модель в Новой Москве, но выйти на 100-процентную заполняемость удалось только нам. И мы собираемся повторить наш успех в новой фазе «Браво», которая реализуется в рамках полностью сформированной инфраструктуры. Часть из 60 000 кв. м офисных площадей уже арендована.

— В чем именно исключительность концепции Comcity?

— Comcity — многофункциональный проект, реализованный в концепции «Город в городе». Здесь есть все, что нужно человеку в повседневной жизни. На территории в 45 га расположились офисы класса А, гостиница AZIMUT 4 на 150 номеров, жилой комплекс бизнес-класса homecity с собственными школой и детским садом. Нас отличают развитая инфраструктура, представленная 50 операторами, и уникальное благоустройство.

Общая площадь проекта — более 400 000 кв. м, это действительно целый город. Конечно, есть проекты с похожим функционалом, но они реализованы в формате небоскреба, а вы вряд ли захотите проводить в таком здании целый день. В Comcity вы всегда можете выйти отдохнуть у живописного пруда или прогуляться от одного конца проекта до другого — дорога занимает 15 минут и проходит по ландшафтному парку. Таких проектов, как наш, единицы даже на мировом уровне, поэтому мы уникальны и получаем самые престижные международные награды.

— В этом году вы выиграли международную премию International Property Awards. Кто были ваши соперники и почему, на ваш взгляд, профессиональное жюри выбрало вас?

— Конкурентами Comcity стали проекты-победители из стран Персидского залива, Великобритании, США, Канады, Центральной и Южной Америки, Африки, Карибского бассейна и Азиатско-Тихоокеанского региона.

На предыдущем этапе премии мы были признаны лучшим офисным зданием в Европе — это одно из главных условий участия в финале.

Нашу победу определила комбинация нескольких факторов: реализация лучших мировых практик — над девелопментом проекта работала международная команда с большим опытом; неоспоримый коммерческий успех — максимальная заполняемость при ставках, сравнимых с центральными локациями; экологичность; многогранное развитие — формирование сильного бренда, качественный маркетинг и PR, которые раскрыли все сильные стороны Comcity. Также эксперты оценили, что мы всегда оперативно реагируем на обратную связь от компаний-арендаторов и резидентов.

— Почему арендаторы нередко жертвуют расположением в центре Москвы и перебираются к вам?

— Каждому человеку важно качество среды, в которой он работает, — экология, свежий воздух, благоустроенная территория, возможность отдохнуть на природе. Деловые комплексы в центре города далеко не всегда могут предоставить клиентам такие бонусы. Наш проект не зря называется бизнес-парком. На территории сформирован настоящий ландшафтный парк: посажено 200 000 растений, фонтаны, пруды, зоны отдыха с лежаками и беседками, сад камней. Это обеспечивает прекрасное окружение на протяжении весны, лета и значительной части осени. Для зимы мы также разрабатываем концепции благоустройства и декора, особенно в Новый год.

Наша практика показывает, что основным драйвером сделок выступает вау-эмоция посетителя, возникающая во время визита, — в первую очередь от благоустройства и простора офисных пространств. Дополнительный эффект создает огромная торговая галерея (10 000 кв. м), операторы которой удовлетворяют все потребности сотрудников — от занятий спортом до похода на «Почту России».

Comcity от PPF Real Estate Russia. Фото из архива пресс-службы

— Изначально вы делали ставку на IT-резидентов, удалось ли сохранить этот tenant-mix спустя годы?

— Поскольку первые контракты носили долгосрочный характер (до 10–15 лет), то изначально сложившийся пул арендаторов полностью сохранился. Я бы не сказал, что проект был ориентирован именно на IT-резидентов. Скорее мы создавали продукт, который бы поддерживал креатив, инновации, пространственное мышление. И это быстро нашло отклик. Сейчас высокие технологии проникают во все сферы, поэтому выделять IT в отдельный сегмент уже нецелесообразно.

— В нынешних условиях какими характеристиками следует обладать объекту недвижимости, чтобы быть востребованным?

— Здесь можно провести аналогию с мобильными телефонами. Пятнадцать лет назад с их помощью можно было только позвонить или отправить смс-ку, и всех это устраивало. Сейчас мы не можем представить себе жизнь без смартфонов с огромным количеством приложений. Эволюция офисной индустрии, в сущности, развивается по тому же треку. Требования резидентов по отношению к функционалу и качеству среды существенно выросли. Важно не просто создать продукт, но и оперативно его модифицировать, вводить дополнительные настройки. Для этого мы постоянно следим за обратной связью и проводим ежегодные опросы арендаторов, чтобы точнее выяснить их нужды и предпочтения.


О проекте

Comcity — проект комплексного освоения территории, реализованный международным девелопером PPF Real Estate Russia. Объединяет современные офисные пространства и развитую инфраструктуру. Первая фаза «Альфа» общей площадью 185 000 кв. м сдана в аренду на 100%. Сейчас в Comcity работают более 11 000 человек. Среди арендаторов — Ростелеком, ГК «Систематика», 3M, Orion Group, Smart technologies и другие крупные российские и международные компании.

В 2019 году PPF Real Estate Russia начала реализацию второй очереди проекта Comcity. Общая площадь фазы «Браво» — 103 000 кв. м. Комплекс включает два офисных здания и гостиницу Azimut 4 на 150 номеров. Запуск фазы «Браво» позволит создать более 6000 новых рабочих мест, увеличив их общее количество до 17 000. Проект введен в эксплуатацию.

Comcity входит в число лучших офисных проектов Москвы последних лет, получил признание экспертов рынка недвижимости и много профессиональных наград. В 2022 году получил награду международной премии International Property Awards «Лучшее офисное здание в мире».


Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+