Новые времена — новые возможности: где банки ищут дополнительный доход
Казалось бы, все крупные российские банки сохранили устойчивость и большинство даже прибыльны, но радикально поменялся финансовый рынок. Нет деривативов, исчезли многие продукты с кредитным и валютным риском, которые приносили банкам существенный доход.
Но нет худа без добра. Хотя глубина доходности продуктов для банков существенно уменьшилась, это позволило посмотреть на те способы заработка, на которые банки раньше не смотрели.
Как получать дополнительный доход при явно сузившемся продуктовом предложении?
Полагаем, что через продукты, обеспечивающие повышенную доходность при финансировании долгосрочных проектов. В этой связи хочется обратить особенное внимание на инструменты такого финансирования. Но не на классические инструменты, которые используют многие банки, а на мезонины и акционерные инструменты, которые несут в себе как риск, так и возможную повышенную доходность (близкую к акционерной) на капитал банка.
Приведу несколько примеров. Менеджмент хочет выкупить бизнес у предыдущего владельца. Банк выступает партнером выкупа и получает миноритарную долю в акционерном капитале. Параллельно часть стоимости может быть профинансирована через кредитные средства/мезонин или последующий debt-push-down (перенос долга на операционный уровень компании).
Еще один пример. Представитель агробизнеса хочет купить большой земельный лот. Вместе с банком создается JV-компания (joint venture), которая финансируется в пропорции 50/50 и на которую покупается тот самый большой земельный лот. Управление лотом впоследствии передается тому самому представителю агробизнеса.
Каковы общие черты эти двух примеров?
- Банк входит не в венчурный, а в стабильно работающий бизнес, доходность которого ему исторически понятна
- Бизнес управляется по сути теми же людьми, которые обеспечивали доходность бизнеса в предыдущем периоде
Почему предлагается использовать инструменты с акционерным риском?
На входе в обычный инвестиционный кредит банк уже принимает на себя существенный риск в проекте. Поэтому, добавив 10–20% от стоимости проекта, банк может существенно повысить доходность своего участия без значительного роста риска.
Зачем это нужно банку — понятно. Давайте посмотрим на преимущества сделки со стороны клиента, поскольку ему в таких вариантах придется делиться своей экспертизой и акционерной доходностью актива. Во-первых, клиент получает финансирование покупки, во-вторых, экспертизу банка в структурировании сделки и, в-третьих, возможное дофинансирование бизнеса в случае необходимости.
Каковы особенности данного продукта?
Главное — банк и клиент, по сути, становятся партнерами бизнеса. Закрепить принципы работы с приобретаемым активом можно через корпоративный договор. С его помощью будет управляться совместно выкупленный актив, осуществляться контроль и превентивный риск-менеджмент и в результате распределяться получаемая доходность компании.
Однако ключевой принцип банковского бизнеса «возвратность-срочность-платность» никто не отменял.
Как может осуществляться выход банка из данной инвестиции?
Вариантов несколько. Каждый из них может быть предусмотрен на входе в сделку в параметрах акционерного соглашения. Самый естественный — событие ликвидности: перепродажа доли банка стратегу, IPO. Альтернативой может являться выкуп доли банка вторым акционером.
Однако чаще всего рефинансирование займа на акционерном уровне осуществляется классическим кредитом по мере роста EBITDA. Банк инвестирует в быстро развивающиеся компании, у которых в данный момент уже ограничены возможности привлечения классического долга, и они вынуждены искать альтернативные инструменты финансирования.
Важно отметить, что все подобные продукты/решения — tailored made solutions. Это всегда совместная работа клиентских менеджеров, кредитного подразделения, юристов и сотрудников инвестиционного подразделения банка.
Например, в рамках группы «Открытие» существует отдельное подразделение, которое совместно с клиентскими и кредитными специалистами делает подобные сделки, — Центр специальных ситуаций. Это инвестиционное подразделение, которое занимается комплексным структурированием финансирования на LBO/MBO- и M&A-сделки с использованием заемных средств банка, а также предоставлением мезонинного финансирования для быстрорастущих проектов.
Как вывод к данной статье можно отметить, что в России в текущих условиях есть возможности развивать финансирование проектов и получать повышенную доходность при определенном контроле и понимании рисков.
А если смотреть глобальнее, то в условиях ограниченности прямых акционерных инвестиций банки, по сути, могут создавать целую отрасль акционерного финансирования как существующих, так и новых проектов.