К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новая роль: как женщины справляются с неопределенностью и вызовами 2022 года

Фото: Вартан Айрапетян
Фото: Вартан Айрапетян
Как меняется роль женщин в бизнесе и современной жизни? На каком этапе рождаются барьеры и сложности, которые мешают им реализоваться? Как добивались успеха женщины в сложных мужских сферах — от атомной энергетики до высшей математики? Все эти вопросы обсуждались на международном саммите FWD о правах и возможностях женщины в бизнесе, в обществе, в мире. Представительницы бизнеса, науки, образования, некоммерческого сектора, спорта обсудили самые актуальные и сложные вопросы — от управления экономикой до изменения женской роли в новых условиях. И конечно, было много разговоров о том, как сохранить себя, коллектив и бизнес в непростых условиях 2022 года, где находить энергию и ресурсы для помощи себе и поддержки тех, кто в этом нуждается больше.

Мир в поисках стабильности

Женщины в России в 2022 году оказались в беспрецедентной ситуации, ничего подобного не происходило десятки лет. Стало сложнее надолго планировать будущее. Женская сила и присутствие в экономике тоже заметно меняются, и появляются новые вызовы. Во-первых, нужно выдержать и сохранить бизнес в новых условиях. Во-вторых, психологически справиться с ситуацией и поддержать тех, кому это необходимо. Есть традиционно сильные женские качества, которые помогают в ситуации нестабильности: коммуникация, умение справляться с кризисами и решать проблемы в сложных условиях, умение жить моментом и концентрироваться на насущных задачах, временно не заглядывая далеко вперед, а также умение создавать системы, связи, восстанавливать разрушенное.

Саммит открылся сессией «Импакт и благотворительность: как будут выживать социальная повестка и поддержка женщин в России», которую модерировала главный редактор Forbes Life и Forbes Woman Юлия Варшавская. Спикеры обсуждали, как некоммерческие проекты будут продолжать работать в условиях санкций и ухода зарубежных компаний и как развивать системную помощь.

Манижа Сангин, независимый музыкант, режиссер видеоклипов, участница конкурса «Евровидение-2021», посол доброй воли Агентства ООН по делам беженцев в России и соучредитель фонда поддержки и защиты людей в трудной жизненной ситуации SILSILA отметила важную тенденцию: в сложных условиях все стали объединяться. И привела в пример кейс, когда в фонд SILSILA обратились люди с запросом, касающимся документов, а потом оказалось, что в семье болен ребенок. И фонд «Подари жизнь» помог этого ребенка устроить в больницу. А группа Манижи дала более 20 бесплатных концертов в фондах. «Чтобы психологически поддержать их сотрудников, потому что им сейчас сложнее всего», — говорит Манижа.

Фото: Вартан Айрапетян

Фонды могут помогать и бизнесу, уверена Екатерина Шергова, директор фонда «Подари жизнь». «Сейчас, мне кажется, наступило то время, когда мы как НКО можем помочь бизнесу. Например, с 2020 года в нашей стране существует такое понятие, как налоговый вычет для юридических лиц», — напомнила Шергова.

Несмотря на сложности, российский бизнес тоже продолжает социальные программы. «И на нашем примере, и на примере многих наших коллег видно, что тема социальных проектов сохраняет актуальность, — заявила Марина Медведева, член правления, управляющий директор компании «Сибур». — Быть устойчивым в стабильные времена легко, не обременительно, красиво, модно. Сохранение фокуса и осознанное, последовательное движение в рамках КСО — хороший показатель того, что российский бизнес сегодня представляют серьезные, взрослые компании, прошедшие через годы турбулентности».

С этим согласна Александра Бабкина, директор социальных проектов VK, руководитель «Добра Mail.ru». «Мы занимаемся социальными проектами не для отчетов по ESG. Мы просто обязаны делать что-то осмысленное и системное для развития общества в стране», — отметила Бабкина.

Пятнадцать лет развития КСО и некоммерческих партнерств привели к созданию эффективных практик системной благотворительности. «Практика помогать сохранится и продолжит развитие», — уверена Медведева.

Фото: Вартан Айрапетян

Маску на себя

В сложных условиях корпорации продолжают масштабные социальные проекты, но не менее важна и поддержка собственных сотрудников. Юлия Гадлиба, CEO и председатель правления «Ренессанс страхования», рассказала, что компания предоставила всем сотрудникам возможность бесплатно заниматься с психологом, а в конце сентября провела командную сессию для поддержки сотрудников, на которую пришли более тысячи человек.

Поддержка других — хороший способ поддержать и себя. «Благотворительные акции, когда компания дает своим сотрудникам возможность помогать, волонтерить, берет на себя организацию и оценку благонадежности фонда или НКО, — это потрясающий тимбилдинг», — уверена Екатерина Тутон, заместитель генерального директора многопрофильного холдинга S8 Capital.

Отчасти поэтому клиентские бизнесы находятся в более выигрышной ситуации, считает Мария Томашевская, управляющий партнер Tomashevskaya & Partners, потому что забота о клиентах всегда на первом плане и отвлекает от других сложностей. «Я вижу, как это стабилизирует, — замечает Томашевская. — Когда занимаешься проблемами других людей, психика восстанавливается».

Зампред правления банка «Зенит» Наталья Тутова рассказала, что в сентябре банк запустил онлайн-консультации психолога для всех желающих, ввел дополнительные выплаты в случае мобилизации сотрудников или членов их семьи. Кроме того, банк предоставляет раз в месяц оплачиваемый «материнский день», оборудует в офисах детские зоны и сохраняет гибридные форматы работы и возможность обучения для сотрудников.

Много примеров поддержки сотрудников, в том числе родителей в декрете, есть у международных компаний. Так, Елена Тябутова, генеральный директор компании «Юнилевер Русь», говорит, что в международном бизнесе практики гендерного равенства, инклюзивности и разнообразия — базовые принципы, которые внедряются уже давно. «В последние годы у нас появился job-sharing, когда две женщины могут работать на одной позиции, договариваясь о времени занятости и ухаживая за семьей в остальное время», — добавляет Тябутова.

Фото: Вартан Айрапетян

В сложных условиях помогают найти опору человеческие отношения — с самыми разными людьми и компаниями. «Человеческие отношения никто не отменял, — уверена Марина Руднева, управляющий партнер девелоперской компании Vos’hod. — Философия нашей компании — human oriented development, девелопмент про людей, девелопмент про человека, который остается центральной ценностью».

Современные руководители сталкиваются с заметно повышенной тревогой своих сотрудников, коллег. «Важно эту тревогу понимать, снимать, выражать спокойствие», — уверена Анна Зырянова, основатель SelfMama, входящая в топ-100 HR-директоров России. Анна предлагает несколько шагов: быть хорошо подкованным во всех возможных вопросах и рисках, открыто говорить с людьми, выходить к ним и показывать позитивный пример.

Анастасия Кучерена, бизнес-юрист, управляющий партнер компании Key Consulting Group, согласна с этим: «Сейчас как раз роль любой организации заключается в том, чтобы создать поддерживающую среду для открытой эмпатичной коммуникации людей друг с другом».

Важной темой стали и последствия частичной мобилизации, объявленной за две недели до проведения форума. Отъезд сотен тысяч россиян за границу и призыв десятков тысяч молодых мужчин коснулся многих, поэтому сессия вызвала горячий отклик. На вопросы участников сессии «Горячая линия» отвечали юристы, HR-эксперты, психолог, специалист по борьбе с домашним насилием.

Ситуация обнажила и хроническую проблему бизнеса — полное отсутствие преемственности, ее планирования, отметила Карина Худенко, партнер компании «Технологии Доверия» (ранее «PwC Россия»). «Освободившиеся сейчас места во многих компаниях просто некому занять, потому что не планировался кадровый резерв, не готовился потенциальный кандидат на эту позицию, — говорит Худенко. — Поэтому, девушки, это ваш шанс поднять руку и сказать: «Я могу взять этот функционал, я помогу своей компании».

Фото: Вартан Айрапетян

Барьеры в школе и офисе

Современные женщины разрабатывают нейросети для беспилотных автомобилей, девочки занимаются программированием и идут в серьезную науку. Но по-прежнему много сложностей связано с возможностями выбора на разных этапах образования, от начальной школы до вуза. Об этом говорили эксперты на сессии «Кризис обучения». Модератор сессии Оксана Косаченко, член совета БФ «Система», отметила, что женщины часто не выбирают «мужские» профессии, поскольку с детства регулярно сталкиваются со стереотипами в семье и в детских учебных учреждениях. Работать со стереотипами в обществе сложно, а вот повлиять на образовательные модели проще: на уровне школ и вузов транслировать новые поведенческие модели.

Недавно вышло исследование «Яндекс.Учебника», по данным которого прикладную информатику для поступления в вуз рассматривают 36% юношей и всего 10% девушек. Если говорить про среднюю школу, то, например, кружки программирования выбирают 18% мальчиков и всего 5% девочек. «И эти стереотипы, безусловно, закладываются на уровне воспитания, на уровне школьного образования», — отметила Дарья Золотухина, HR-директор «Яндекса».

С этим согласна и Юлия Ужакина, генеральный директор корпоративной академии «Росатома». Она рассказала, что в корпорации работает 30% женщин. Это много для атомной промышленности. Но в опорных для индустрии вузах пока только 25% девочек, а значит, изменения должны начинаться еще раньше, в школе.

Ольга Савинская, к. с. н., доцент департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, считает, что гендерный дисбаланс начинается в школе, где среди учителей поголовное большинство — женщины с определенными традиционными ценностями. «Наше исследование показало, что все студенты — даже в смешанных группах — преподавателей-мужчин оценивают выше», — отметила Марина Карбан, проректор по образовательным программам, директор программы FLOW школы управления «Сколково».

Каролина Соколова, генеральный директор сейлз-хауса «Эверест», уверена, что «на всех медиа и СМИ огромная ответственность, как разные стереотипы формируются и будут ли они рушиться и трансформироваться». Поэтому важны образы женщин, которые показывают в кино и СМИ.

Фото: Вартан Айрапетян

Александра Ремизова, шоураннер, креативный продюсер, сценарист и режиссер добилась успеха в кинобизнесе и рассказывает, что сейчас барьеров для женщин нет: и мужчины, и женщины находятся в равных условиях, но женщин долго не пускали в эту сферу, потому что считалось, что решение о выделении больших денег нужно принимать мужчинам с холодной головой. «А мне-то кажется, наоборот, что женщины должны на равных с мужчинами создавать контент, потому что женщины больше проявляют эмпатию, готовы больше вкладываться в то, что создают», — говорит Александра Ремизова.

Способом борьбы со стереотипами становятся личные примеры женщин, которые добились успеха в сложных сферах и во многом открыли путь другим женщинам. Таких историй на форуме звучало много. Раха Мохаррак — альпинистка, первая женщина из Саудовской Аравии, покорившая Джомолунгму, первая саудовская телеведущая приключенческого шоу. Александра Скрипченко, декан факультета математики Высшей школы экономики, старший научный сотрудник, представитель Сколтеха, стала деканом факультета математики ВШЭ в 31 год. Еще одна участница форума Софья Владимирова, второй пилот Airbus A320 S7 Airlines, учиться на пилота решила вопреки уговорам семьи. Светлана Кузнецова, теннисистка, заслуженный мастер спорта России, победительница двух турниров Большого шлема в одиночном разряде, всей своей карьерой показывала, как нужно добиваться своих целей, несмотря на травмы. Анна Карпова, инженер-нефтяник, блогер, создатель бренда Combez.lab, работала вахтами по миру пять лет в поисках нефти и газа, была единственной женщиной на морских буровых платформах среди 300 человек экипажа. Она признается, что «если б знала в семь лет, что есть такая профессия — нефтяник, однозначно бы мечтала о ней».

Фото: Вартан Айрапетян

Яна Чернобель, партнер фирмы «Павел Хлюстов и партнеры», вспоминает, что долгое время в начале карьеры сразу после института ее называли не иначе как «девочка-стажер», тогда как у мужчин-однокурсников на работе уже были имена и фамилии. Адвокаты и клиенты в то время были консервативны и хотели работать именно с мужчинами. С тех пор многое поменялось, Яна уже сама как руководитель и партнер бюро поддерживает молодых стажеров и защищает клиентов, независимо от их пола. «Я отстаиваю их права, и мне абсолютно все равно, будет судьей мужчина или женщина, кто будет представлять моих оппонентов. Поэтому главное — реализовывать те желания, те интересы и выполнять свою работу максимально хорошо», — говорит Яна Чернобель.

Подобные примеры помогают бороться со стереотипами и вдохновляют юных девушек на успех. В этом уверена Мария Командная, журналист и основательница косметического бренда Superbanka, модератор сессии «История преодоления: как женщины добивались своих прав в работе и обществе». «Истории участниц помогут людям найти силы на то, чтобы творить и созидать», — сказала Командная.


Возрастное ограничение: 18+
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+