К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Время гибкости: как развивается экосистемный бизнес в эпоху перемен

Время гибкости: как развивается экосистемный бизнес в эпоху перемен
ПСБ переосмыслил модную тему бизнес-экосистем, закрепив для себя ее определение — небанковские сервисы. Тривиальность этого решения обманчива: оно позволяет банку сохранять ориентир на клиента, предоставляя максимально широкий набор сервисов в синергии с классическими банковскими услугами. Алексей Назаров, вице-президент, директор департамента развития небанковских сервисов ПСБ, убежден, что санкции станут для экосистем временем новых возможностей.

— Бизнес-экосистема — современное явление, у которого пока нет единого определения. На ваш взгляд, что такое бизнес-экосистема сегодня?

— К определению экосистем есть несколько разных подходов — от научного до бизнес-понимания, где экосистема — это прежде всего набор цифровых сервисов, которые строятся вокруг потребностей клиента.

Мы решили уйти от понятия экосистемы и сделать акцент на развитии небанковских сервисов ПСБ.

Они создают новую ценность для потребителей в синергии с ключевым банковским бизнесом. Для банка это в первую очередь возможность сформировать новую клиентскую базу, где стоимость привлечения одного клиента будет в среднем ниже, чем в традиционных банковских каналах. Для клиентов это бесшовное получение услуг и удовлетворение базовых потребностей в режиме одного окна: начиная от безопасности и сохранности средств и заканчивая скоростью работы сервисов.

— ПСБ создает собственные небанковские сервисы или интегрирует в свой контур уже существующие?

— Мы стараемся быть гибкими в этом вопросе: часть сервисов создаем сами внутри группы ПСБ, часть развиваем с партнерами — лидерами рынка, некоторые сервисы покупаем для дальнейшей интеграции и развития в периметре банка. ПСБ в этой работе может выступать как драйвером и генератором идей, так и стратегическим партнером либо инвестором. Главное, чтобы в любом формате четко прослеживался синергетический эффект для клиента и банка.

— Стало ли сложнее развивать партнерства после введения санкций?

— С одной стороны, санкционный список добавил некоторых сложностей с точки зрения развития партнерств, с другой — сегодня все крупные банковские игроки оказались в одной лодке. ПСБ всегда был сфокусирован прежде всего на внутрироссийском рынке, поэтому к текущим рискам и ограничениям мы были готовы еще задолго до февральских событий.

Мы воспринимаем произошедшие изменения как время новых возможностей.

В октябре правительство сформировало пул проектов по критическим направлениям импортозамещения общей стоимостью более 5 трлн рублей. ПСБ, как значимый игрок банковского сектора, видит для себя в этой области большие перспективы.

— По каким сферам сегодня развиваются небанковские сервисы ПСБ?

— Сейчас это пять направлений: профессиональные сервисы, куда входят управленческий консалтинг, юридическая, психологическая, налоговая поддержка клиентов, второй блок — оборонные инновации, здесь у нас работает фонд «ЭРА», который инвестирует в проекты участников технополиса «ЭРА». Третий блок, классический для финансового института, — это финтех, в нем мы фокусируемся на развитии цифровых финансовых активов и проектов, связанных с цифровыми смарт-контрактами. Четвертый блок — страхование, у нас есть корпоративный страховой брокер, в рамках которого мы активно занимаемся цифровизацией страховых продуктов. И пятый — e-commerce, по этому направлению в следующем году у ПСБ будет запущен масштабный проект.

— В периметре небанковских сервисов ПСБ есть услуги управленческого консультирования. Как развивается консалтинговый рынок в условиях санкций?

— Рынок консалтинга заметно изменился, ушли многие специалисты с международным опытом, компании «большой четверки» остались без поддержки международной сети, став локальными фирмами. Трансформация продолжается.

Еще два года назад мы сформировали для себя понимание, что необходимо создать сильного локального игрока в сфере консультирования.

В мировой практике есть много успешных примеров, когда консалтинговые компании создавались при финансовых холдингах. Так в периметре банка была создана компания «S+Консалтинг», которая появилась как «импортозамещенный» консультант. S+ входит в число небанковских сервисов ПСБ и работает с крупнейшими рыночными клиентами из различных отраслей — от банковского сектора до тяжелой промышленности. Это и разработка стратегий, и повышение операционной эффективности, и сопровождение строительных проектов.

— Изменился ли подход компаний к разработке стратегий?

— Актуальная задача, которая сейчас стоит перед компаниями, — это адаптация планов развития к текущим экономическим условиям. Недавно команда S+ провела опрос среди 200 предприятий, чтобы выяснить, как изменился их подход к формированию стратегий. Более 70% опрошенных компаний увеличили горизонт планирования в условиях санкций — масштаб изменений заставляет бизнес адаптировать планы под новую экономическую реальность. При этом только 5% предприятий планируют пересматривать текущую стратегию в ближайшее время и активно занимаются формированием новых стратегических инициатив. Такие компании, как правило, используют долгосрочную стратегию как реальный рабочий инструмент, определяющий показатели эффективности и ежегодные цели развития.

Задача консультантов как раз в том, чтобы помочь компаниям быстрее адаптироваться к изменениям за счет внедрения различных инструментов: сценарного подхода, развития механизмов проектного управления. S+ готов стать надежным партнером бизнеса по каждому из этих направлений.

— Если вернуться к экосистемному бизнесу в целом — изменились ли потребности клиентов?

— Консалтинг и финтех по-прежнему остались мощными драйверами развития банковского рынка.

В каждом из этих направлений у ПСБ есть прорывные решения.

Например, в конце октября мы запустили в пилотном режиме платформу на базе блокчейн-технологии, которая позволяет быстро, эффективно и максимально прозрачно заключать цифровые контракты.

В целом, на мой взгляд, базовые потребности не изменились. По-прежнему пользуются спросом кредитные продукты, нужны надежные инструменты сбережения средств. Другой вопрос, что под эти потребности необходимы новые технологические решения, развитие которых станет одним из приоритетных направлений работы банков на ближайшие несколько лет.


Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+