Основателю no-code-платформы Constify Геннадию Шутко 17 лет. Его платформа позволяет создавать лендинги внутри соцсети VK, за счет этого бизнес может повысить конверсию, потому что клиентам не нужно будет выходить из соцсети и покупка будет происходить быстрее. Сейчас клиентами Constify являются 15 крупных компаний, включая VK и Hoff, а еще она привлекла 1,5 млн рублей инвестиций от бизнес-ангела. Все это — за год после выпуска из акселератора «Сбера» для школьников. «Мы тоже пользовались услугами Constify, — рассказывает Наталья Магидей, управляющий директор «Сбера» по работе со стартапами. — Ребята сделали все идеально, в нужные сроки и с потрясающим пониманием требований и гибкостью».
Акселератор для школьников, который сейчас собирает заявки на новый сезон, — один из элементов стартап-экосистемы «Сбера». Еще есть акселератор для студентов, для зрелых стартапов, для сотрудников «Сбера» и необразовательные продукты вроде онлайн-хаба SberUnity, где стартапы могут договориться с корпорациями и инвесторами о сотрудничестве, а также комьюнити стартапов. Правда, сейчас российский стартап-рынок переживает не самые лучшие времена.
На какие направления «Сбер» делает ставки, за счет чего собирается пережить турбулентное время в венчуре? И как корпорации могут помочь восстановить российский венчурный рынок?
Поток для бизнес-ангелов
В 2021 году российский венчурный рынок поставил рекорд — как по числу сделок, так и по объему. А вот в 2022 году случилось драматическое падение. За первое полугодие 2022 года аналитики из Dsight насчитали всего 84 сделки на $658 млн. Да и то 61% этой суммы пришелся всего на одну сделку. В Dsight говорят, что это исторический антирекорд, рынок откатился до уровня 2016 года. Но надежда есть. Сооснователь Dsight Арсений Даббах, например, ждет, что бизнес-ангелы будут инвестировать на совсем ранних стадиях. «Ангелы — более гибкие и быстрые инвесторы. И когда есть уникальные возможности на очень ранних стадиях стартапов, то они быстрее других могут зайти в сделку. Иногда хуже видят риски, но толерантно к ним относятся, так как рискуют собственными деньгами», — объясняет Даббах. По его словам, активности бизнес-ангелов еще способствуют низкие чеки сделок и развитие синдикативных площадок в России.
Но бизнес-ангелам нужен поток качественных стартапов ранних стадий. Где их брать? Например, «Сбер» уже пару лет занимается взращиванием технологических предпринимателей с самого раннего возраста. Банк провел уже несколько наборов в школьный и студенческий акселераторы, в которых приняли участие больше 80 000 молодых людей.
«Согласно опросам, 48% российских школьников после обучения хотят стать предпринимателями, в том числе с технологическим уклоном. Цель школьного акселератора — научить их этому, заложить в голову молодым людям предпринимательское мышление и отточить «мягкие навыки», которые пригодятся на любом месте работы, — объясняет Магидей. — Получив опыт генерации и презентации своих идей, целеполагания, управления проектом и командой в раннем возрасте, выпускники точно будут успешнее своих сверстников, у которых такого опыта не было. Они могут стать внутренними предпринимателями, делая корпоративную карьеру, а могут и продолжить работать над собственным бизнесом. Согласно опросам, которые мы проводим среди участников на старте образовательной программы, 40% ребят заявляют, что хотели бы развивать стартап, а после завершения акселератора процент тех, кто готов открыть свое дело и подтверждает, что располагает достаточными для этого знаниями, вдвое больше — 90%».
В школьный акселератор «Сбера» могут попасть старшеклассники и учащиеся техникумов и колледжей. Он бесплатный, проходит онлайн и доступен всем желающим. Программа разделена на две части — массовую теоретическую и индивидуальную практическую.
В теоретической части лекции топ-трекеров и предпринимателей о том, что такое идея для бизнеса, как ее найти, как определить целевого клиента, как понять его потребности. После каждой лекции «домашка». Например, если модуль был про исследование целевого клиента, домашнее задание — провести реальные интервью с потенциальными клиентами и зафиксировать результаты на платформе акселератора.
Перед переходом к практической части акселератора есть отбор — участники должны составить питч-презентацию и защитить свою идею перед экспертами. И если видение перспектив проекта и плана, как их можно достичь, у основателей есть, то их допускают дальше. «Там ребята объединяются в группы и получают персонального наставника из числа специально обученных действующих предпринимателей с большой насмотренностью на стартап-проекты. И у них задача за эту вторую половину акселератора, которая идет несколько месяцев, из концепции проекта сделать его MVP (минимально жизнеспособный продукт)», — говорит Магидей.
Студенческий акселератор рассчитан на студентов, аспирантов, научных сотрудников и преподавателей вузов. Структура у него, как у школьного, но только программа с более глубоким погружением. Два предыдущих года партнером этого акселератора выступал Стэнфорд, но весной этого года отказался от сотрудничества. В итоге программу сделали самостоятельно, использовав лучшие подходы и практики крупнейших мировых акселераторов и образовательных программ по предпринимательству, таких как MIT, YCombinator School и другие, добавив при этом российские реалии, рассказывает Магидей.
Одна из особенностей студенческого акселератора в том, что его программу можно адаптировать под конкретный вуз. «Мы уже работаем с МИСИС, РАНХиГС, «Вышкой». И сейчас ведем переговоры с еще порядка 40 вузами», — говорит Магидей. Вузам эта история интересна по нескольким причинам. Первое — это возможность получить готовую программу, если в вузе до этого не обучали предпринимательству. А еще существует программа Минобрнауки РФ «Стартап как диплом», которая позволяет студентам в качестве дипломной работы представить свой стартап, в том числе созданный в акселераторе. «С РАНХиГС мы запартнерились еще в прошлом году, и уже этим летом экзаменационной комиссии вуза в качестве дипломов были представлены несколько стартапов. Все защитились», — рассказывает Магидей.
После окончания обоих молодежных акселераторов устраивается демодень, где выпускники могут представить свои проекты потенциальным партнерам среди корпораций и инвесторам и найти среди них первых заказчиков и спонсоров. Несколько выпускников студенческого акселератора уже привлекли от бизнес-ангелов больше 400 млн рублей.
«Я был приятно удивлен уровнем проектов, — рассказывает венчурный инвестор, основатель фонда Joint Journey Сергей Дашков, присутствовавший на мероприятии в прошлом году. — Они, несмотря на суперраннюю стадию, интересны, и я даже отправил пару проектов своим аналитикам». Могут ли школьный и студенческий акселераторы «Сбера» увеличить количество российских предпринимателей в будущем или это капля в море? «Это, конечно, капля в море, но мы знаем, что капля точит камень. Просто нужно больше времени», — считает Дашков.
Кто сейчас дает деньги
При этом «Сбер» не только растит технологических предпринимателей для бизнес-ангелов, но и помогает самим бизнес-ангелам. В конце 2021 года по инициативе «Сбера», Московского инновационного кластера и клуба бизнес-ангелов был открыт клуб венчурных инвесторов «Синдикат». По словам Магидей, с начала года к нему присоединилось более 350 человек. «Это не просто те, кто постучался и его приняли. Это те, кто прошел через многоступенчатую систему отбора, доказал, что у него есть понимание рынка, свободные средства для инвестиций и намерения присоединяться к сделкам», — объясняет Магидей. Если бизнес-ангел вкладывается в одиночку, то средний чек составляет около $300 000. А при соинвестировании через клуб при участии других ангелов средний чек может упасть до $20 000. И в этом главное преимущество клуба — можно вложиться в большее количество проектов и диверсифицировать риски.
Одна из задач «Сбера» в рамках Синдиката — приносить его участникам на приоритетное рассмотрение перспективные стартапы, которые попадают на радар «Сбера» через собственные акселераторы или другие продукты. Например, одна из недавних закрытых сделок клуба соинвесторов — сделка с проектом AnyWash. Ребята, выпускники последнего набора внутреннего акселератора для сотрудников SberUp, сделали сервис комплексного обслуживания для корпоративного транспорта: агрегирует услуги автомоек, сервисов шиномонтажа и сопутствующих услуг для автопарков. «Проект показывает стабильный рост после окончания акселератора — вырос в 20 раз, поэтому им заинтересовались члены клуба «Синдикат». Мы стараемся выстраивать стартап-экосистему так, чтобы ее продукты и программы работали не только в одиночку, но и во взаимосвязи друг с другом, поддерживая и мультиплицируя цели и ценности друг друга. Такие синергии работают. Смысл данного подхода в том, чтобы предприниматель, или инвестор, или менеджер по инновациям корпорации, попав в стартап-экосистему «Сбера» через какую-либо одну ее программу/продукт, смог воспользоваться всеми остальными ее возможностями», — говорит Магидей.
Что касается инвестиционной активности корпораций и корпоративных венчурных фондов, они были лидерами на венчурном рынке в первом полугодии 2021 года, но в начале этого года инвестиции от них сильно упали. «Думаю, они будут восстанавливать позиции и в перспективе могут стать основным источником капитала, что не совсем стандартно», — считает Арсений Даббах из Dsight. По его словам, уже виден тренд появления новых венчурных фондов. «Всплеск активности начнется во второй половине 2023 года, — считает Даббах. — Огромный запертый в России капитал корпораций и family-офисов потребует применения. К тому времени оценки прекратят падать, и будет большее равновесие в плане стоимости стартапов».
Корпорации в помощь
В последние месяцы из страны уехали многие технологические предприниматели. Но, по мнению Магидей, среди оставшихся много тех, кто уже нашел свой product market fit и показывает неплохой рост. Несмотря на релокацию, для многих Россия остается значимым рынком (Россию назвали значимым для себя рынком 73% представителей стартапов, опрошенных Dsight в июне-июле), и с такими стартапами можно продолжать работать. Такие проекты можно найти на платформе для объединения и поиска синергий между стартапами, инвесторами и представителями корпораций SberUnity, запущенной в конце 2021-го, — аналог Crunchbase, но с более широким функционалом, адаптированным для российского рынка. Главное неконкурентное преимущество платформы — актуальный реестр потребностей российских корпораций на внешние инновации, на которые стартапы могут откликаться. Формирование связки «корпорация — стартап» работает и в противоположном направлении: стартап может сам предлагать компании свой продукт, объяснив преимущества сотрудничества. Также стартапы могут делиться с инвесторами динамикой метрик в режиме реального времени (так называемый трекшен), первыми получают приглашения на закрытые стартап-ивенты и дополнительные скидки на VAS (value added services). В этом году на SberUnity появился раздел для стартапов по импортозамещению ушедших продуктов, в нем больше 300 предложений, раздел для стартапов по работе с интеллектуальной собственностью. Недавно сайт стал доступен на английском языке — это сделано для того, чтобы можно было привлекать и зарубежные стартапы из дружественных стран, которые российские инвесторы и корпорации смогут рассматривать как поставщиков инноваций.
«После непродолжительного периода заморозки российские корпорации вновь показывают заинтересованность в инновационных решениях, которые могут обеспечить не просто импортозамещение, а импортоопережение, а помимо этого, открыты к сотрудничеству с международными командами, в том числе из Индии, Латинской Америки, Ближнего Востока. Для того чтобы активизировать скаутинг после периода затишья, мы возобновили работу международного акселератора Sber500, полностью пересобрав программу, но сохранив в ней главные преимущества — доступ к международным экспертам и нетворкингу по всему миру. На долгосрочное сотрудничество с выпускниками, помимо «Сбера», готовы 30 компаний-партнеров», — рассказывает Магидей.
По ее словам, корпорациям в нынешних условиях нужно будет изменить свою роль — из потребителей стартапов вырасти в роль их помощников и наставников. Российский венчурный рынок сейчас проходит очередной период турбулентности. До этого была пандемия, из-за которой пришлось изменить многие процессы. «Да, сейчас приходится чинить самолет на лету. Но все восстановится», — уверена Магидей.