К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Учебные технологии: ключевые тренды в сфере образования

Учебные технологии: ключевые тренды в сфере образования
Персональные рекомендации, сервисы для навигации в многообразии контента, индивидуальные треки, микрообучение и геймификация создают новый образовательный опыт и расширяют возможности для пользователей онлайн-платформ. Как «Сбер» развивает проекты и цифровые решения для обучения актуальным навыкам и профессиям и почему эти технологии востребованы?

Образование сегодня — одна из крупнейших и наиболее динамично развивающихся отраслей, на нее приходится более 6% мирового ВВП. По данным HolonIQ, рынок образовательных услуг с 2010 по 2020 год вырос более чем в пять раз, с $1 трлн до $5,4 трлн, а к 2027 году может вырасти до $7,3 трлн. И в первую очередь это касается EdTech. В сегменте дополнительного образования, например, по подсчетам аналитиков, расходы россиян на онлайн превысили траты на очное еще в 2021 году: тогда они составили 220 млрд рублей против 214 млрд рублей. 

Одни из главных причин такой динамики — скорость развития и масштаб влияния современных технологий на все отрасли. По данным ВЦИОМ, 34% россиян планируют ежегодно осваивать новые навыки, чтобы не отставать от жизни.

Быть востребованным и эффективным в новой реальности людям помогают образовательные сервисы и платформы, которых с каждым годом становится все больше. Число обучавшихся онлайн с 2018 года к 2021 году выросло почти втрое, судя по исследованию «Нетологии»: с 14,5% до 41,3%. Эти тренды не могут игнорировать и компании — обучение сотрудников новым навыкам теперь происходит совсем иначе.

Один из выводов глобального исследования Digital Trust Insights 2021 консалтинговой компании PwC, в ходе которого было опрошено 3249 компаний: для эффективной подготовки сотрудников к новым вызовам организациям нужен новый подход, повышение квалификации 2.0. Это подразумевает геймификацию для увеличения вовлеченности, применение полученных знаний для решения реальных проблем, с которыми они сталкиваются на работе, поощрение прогресса в достижении измеримых результатов в бизнесе. 72% опрошенных PwC руководителей в сфере технологий и безопасности, например, выделяют три или более часов в неделю на обучение, связанное с работой, а 36% — более семи часов в неделю.

В ближайшие пять-десять лет число учащихся россиян в возрасте от 25 до 60 лет может вырасти почти вдвое.

«Мы видим важность непрерывного обучения на примере своей команды и делимся экспертизой в сфере бизнеса, финансовой грамотности, цифровых решений и обучения сотрудников, чтобы помочь человеку получить актуальные навыки, новую профессию или найти увлечение, которое будет вдохновлять его каждый день, — говорит Наталья Журавлева, директор Центра индустрии образования Сбербанка. — Создание лучших условий для непрерывного обучения и формирования «умения учиться» — один из принципов, которыми мы руководствуемся при разработке всех продуктов индустрии образования «Сбера». 

Разберемся, какие новые направления и сервисы в EdTech помогают людям расширить арсенал нужных им навыков и знаний.

Навигация для каждого

Разнообразие даже качественного образовательного контента многих дезориентирует. Так, на платформах массовых открытых курсов edEx и Coursera не более 15% пользователей проходят выбранную программу до конца, показало исследование Колумбийского университета.

С ростом числа EdTech-проектов увеличивается потребность в грамотной навигации среди многообразия курсов и программ. Появляются сервисы, которые помогают человеку построить персонализированную образовательную траекторию с учетом его задач и интересов. «В центре цифровых решений для развития находится человек: его цели, предпочтения по темпу и формату обучения», — констатирует Наталья Журавлева.

Запущенный в этом году образовательный маркетплейс Edutoria от «Сбера» предлагает пользователям пройти онлайн-курсы от ведущих поставщиков по более чем 10 направлениям. Сейчас на первом месте по популярности в Edutoria курсы по IT-навыкам и профессиям (выбирают более 35% пользователей), на втором — дизайн (20%), на третьем — маркетинг (чуть больше 10%). Платформа позволяет выставить фильтры по направлениям и компаниям, посмотреть рейтинги и отзывы пользователей, а скоро на ней заработает еще и рекомендательная система. 

При этом на Edutoria пользователи могут решить самые разные задачи. Молодые специалисты, например, хотят получить практические знания и быстрый старт в карьере. Им доступны курсы от экспертов рынка или готовые образовательные траектории, которые помогут приобрести фундаментальные знания в сфере IT или изучить основы Data Science. Кто-то стремится усилить профессиональные или «мягкие» навыки, чтобы повысить востребованность на рынке труда, занять более высокую позицию или начать свой бизнес. Это более взрослые люди, у которых часто совсем немного времени для образования. Для них есть эксклюзивные программы от «СберУниверситета» в формате микрокурсов, которые удобно изучать в перерыве или по дороге на работу. Это можно делать в мобильном приложении Edutoria на Android, где доступны не только все курсы маркетплейса, но и эдьютейнмент-видео и подкасты.

Для части аудитории маркетплейса обучение — это стиль жизни, возможность постоянно находить что-то новое, сохранять внутренний ресурс. На нее в первую очередь ориентирован специальный проект «Муза» от Edutoria, для которого впервые свои курсы записали ректор Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе, саксофонист Игорь Бутман, главный дирижер Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского Владимир Федосеев и многие другие. На платформе можно познакомиться с историей культуры, освоить основы создания электронной музыки или аудиовизуальных NFT, а со следующего года появится возможность получить дополнительное профессиональное образование в сфере креативных профессий.

Маркетплейс курсов дает возможность познакомиться с разными профессиями или направлениями в удобном и экономичном формате, что особенно важно для молодежи. «Несмотря на возможность построить несколько карьер на протяжении жизни, выбор, который мы делаем в начале пути, может повлиять на будущее очень сильно. Кроме того, онлайн-курсы помогают оставаться в курсе трендов в той профессиональной сфере, которую вы выбрали, или учиться именно у того эксперта или педагога, чей опыт хотите перенять», — отмечает Наталья Журавлева.

Лидеры учат лидеров

Большой вклад в развитие рынка образовательных услуг вносят крупные компании. В России за последние 15 лет, по оценкам директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Валерия Катькало, корпоративные университеты стали существенным фактором развития ведущих компаний страны. В справочник «Корпоративные университеты России», впервые выпущенный Высшей школой бизнеса НИУ ВШЭ летом 2022 года, вошло 43 организации. Среднее количество программ обучения в каждом — 365, но разброс большой: от 10 до 2100 программ. Их число зависит от задач университета, где-то, например, обучают только топ-менеджмент и кадровый резерв.

Большинство корпоративных университетов стараются развить таланты и навыки сотрудников разного уровня. За 10 лет работы «СберУниверситета» его программы прошли более 1 млн человек, ежегодно здесь учат около 133 000 сотрудников, причем 100 000 из них — онлайн. 

В портфеле «СберУниверситета» более 500 курсов по развитию цифровых, «мягких и когнитивных навыков, все они актуальны — ежегодно набор обновляется на 30–40%. Новые курсы появляются в соответствии с запросами рынка. Сам «СберУниверситет» собирает обратную связь постоянно. Опрос топ-менеджеров, например, помог выяснить, какие компетенции они считают сегодня наиболее востребованными: управление изменениями, создание высокоэффективных команд, монетизация цифровых сервисов и принятие управленческих решений.

Еще один тренд — 70% российских корпоративных университетов делятся новыми знаниями и навыками с внешними клиентами, чаще всего с сотрудниками партнеров, поставщиков, хотя бывает, что и на открытом рынке. Доля доходов от внешних клиентов в совокупном бюджете доходов может составлять более 25%. 

«СберУниверситет», например, предлагает в открытом доступе порядка 40 образовательных программ по лидерству, цифровой трансформации и менеджменту. Преподают там и приглашенные профессора, и топ-менеджеры «Сбера»: система «Лидеры учат лидеров» очень востребована. Обучение в «СберУниверситете» прошли или проходят сотрудники более 2000 компаний-партнеров.

«Два года назад мы предложили наши образовательные программы всем желающим, — рассказывает Наталья Журавлева. — Сейчас это почти 40 образовательных программ и курсов для управленцев и предпринимателей. Спрос на такие курсы вырос в три раза. И такое взаимодействие с рынком помогает нам обогащать программы для сотрудников».

Доступ к инновациям

Растет спрос на проекты, которые делают качественное образование более доступным. В первую очередь это онлайн-платформы, которые связывают лучших преподавателей со студентами в любой точке мира, где есть интернет. Движение идет в обе стороны — как со стороны вузов, так и со стороны технологических компаний. Маркетплейс Edutoria, например, развивает сотрудничество с ведущими вузами страны, чтобы на платформе можно было получить не только дополнительное, но и высшее образование. Вместе с МИСиС в этом учебном году Edutoria запустила онлайн-магистратуру «Наука о данных». 

У потребителей образовательных услуг высока потребность в доступе к обучению в инновационных центрах, где можно получить востребованную IT-профессию. Такие образовательные проекты занимают обычно не один год и требуют очных встреч, командной и проектной работы. При этом спрос на них выше, чем предложение. 

Индустрия образования Сбербанка закрывает и эту нишу обучения. В рамках флагманского проекта «Школа 21» идет подготовка квалифицированных IT-кадров для государства и бизнеса по десятку направлений, среди которых искусственный интеллект, алгоритмы и графика, Unix, Web, мобильная разработка, кибербезопасность, сетевые технологии, большие данные. 

Поступить в «Школу 21» может любой человек старше 18 лет, для более чем 50% участников проекта это первый опыт в программировании. Обучение, которое проходит в офлайн-режиме, полностью бесплатное, но конкурс высокий. В процессе обучения участникам нужно пройти последовательно все более усложняющиеся уровни (всего их 21). Стажировка является обязательной частью процесса обучения. По статистике, уже на этапе стажировки 99% участников «Школы 21» получают предложения о постоянной работе. С среднем новую — цифровую — профессию можно освоить за два года. Например, овладеть навыками для позиции на разработчика начального уровня Junior (полтора года). При этом каждый студент может самостоятельно выстроить график обучения, двигаясь по индивидуальной образовательной траектории, а наряду с обучением программированию прокачивать «мягкие» навыки. Обучение ведется на собственной цифровой платформе, кампусы школы открыты в режиме 24/7, чтобы участники сами выбирали наиболее удобное время для обучения.

На данный момент в стране работают три кампуса «Школы 21» — в Москве, Казани и Новосибирске. В них учится более 4100 человек, более 1200 уже трудоустроены в крупнейших IT -компаниях и стартапах страны. Проект активно развивается: еще четыре кампуса планируются к открытию в Сургуте, Великом Новгороде, Владивостоке и Самаре.

«Благодаря уникальной методике «равный равному» без учителей, лекций и расписаний учащиеся могут получать новую профессию, развивать профильные и «мягкие» навыки в индивидуальном графике обучения, — рассказывает Александр Федяков, директор «Школы 21». — Для студента это возможность получить новую и актуальную специальность, а стране проект помогает подготовить высококвалифицированных IT-специалистов, чтобы ускорить цифровую трансформацию различных отраслей экономики. Многие регионы сегодня проявляют интерес к проекту, мы с огромным удовольствием готовы делиться своим опытом».


 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+