Развитие отраслей: как господдержка российского бизнеса влияет на рынок и банки
На пути к продуктовому изобилию
Производители в сельском хозяйстве несут большие затраты при высоких рисках не вернуть инвестиции, так как отрасль зависима от других рынков и природных условий. Например, как утверждают аграрии, себестоимость выращивания зерна подскочила в 2–2,5 раза из-за роста цен на удобрения, средства защиты растений и семена. Поэтому государство заинтересовано в поддержке аграриев, без которой развитие отрасли вряд ли возможно.
Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев в начале октября заявил, что страна достигает необходимых значений Доктрины продовольственной безопасности, хотя некоторые показатели пока не выполнены. Так, в этом году ожидается исторический максимум по урожаю зерна — 150 млн т, включая 100 млн т пшеницы, сказал министр.Обеспеченность растительным маслом в этом году составит 200% при целевом значении доктрины в 90%, сахаром — 100% при плане в 90%.
Субсидии, льготы и кредиты
Согласно исследованию компании «Клеффманн-Кинетик», в котором участвовали компании АПК из 65 регионов России, 70% из них обратятся за субсидией. Например, за кредитом по льготной ставке на покупку сельхозтехники. Такие ссуды доступны в банках, реализующих государственные программы.
Банки при этом выполняют часть функций государства: контролируют использование средств льготного кредита, измеряют экономическую эффективность и сроки реализации проектов с привлечением проектного финансирования. Поддержка через банки снимает с клиентов часть обязательств по подготовке и подаче отчетов и документации, поскольку банк сам является получателем субсидии и согласовывает необходимый лимит на сделку. Шансы клиентов на включение в программу и получение поддержки через банк выше, чем при взаимодействии с министерствами напрямую, — в особенности когда речь идет о малом и среднем бизнесе.
Сами же банки получают возможность кредитовать более капиталоемкие проекты за счет изменения риск-моделей и, в результате, снижения конечной процентной ставки для клиентов.
Так, банк «Открытие» еще до старта программ поддержки в феврале-марте 2022 года сформировал портфель по крупнейшим корпоративным клиентам АПК и пищевой промышленности в объеме 150 млрд рублей, что эквивалентно 11% корпоративного портфеля банка крупнейшим клиентам.
«Такого серьезного результата работы за три года удалось добиться за счет качественно выстроенной работы с правительством и курирующими министерствами. Так как оперативное взаимодействие с органами власти достаточно сильно влияет на процесс выдачи льготных кредитов», — отмечает Павел Шальнов.
От АПК к другим отраслям экономики
«Весной 2022 года перед правительством стояла задача запуска программ льготного кредитования в кратчайшие сроки, поэтому сроки на разработку программ первой волны (Минсельхоз, Минпромторг) были сокращены до 1,5 недель, окна для подачи заявок до 4 рабочих дней. Скорость работы команды и опыт, приобретенный по другим программам, позволили нам в кратчайшее время получить все необходимые согласования и заключить большую часть соглашений в первый месяц работы программ», — говорит вице-президент «Открытия» Георгий Цуканов.
Что госпрограммы дают бизнесу банка?
Уже в первые месяцы действия программ господдержки банк заключил кредитные соглашения на 120 млрд рублей в рамках трех правительственных постановлений. Помимо очевидного роста кредитного портфеля банк приобрел лояльность текущих и приток новых клиентов, с которыми впоследствии начал работать по другим направлениям.
Рынок банковского кредитования АПК и пищевой промышленности в России, по словам заместителя начальника управления АПК банка «Открытие» Игоря Фирсова, оценивается в 4 трлн рублей. «Долгое время складывалась ситуация, при которой банкам было не очень выгодно выдавать кредиты по низким ставкам компаниям агропромышленного комплекса со средним финансовым положением», — отмечает он. Банки-кредиторы с большим интересом смотрели на финансирование производителей удобрений или предприятий сектора энергетики, у которых низкая долговая нагрузка и при этом низкое значение показателей RWA (risk-weighted assets — активы, взвешенные с учетом риска), COR (cost of risk — стоимость риска) и EL (expected loss — ожидаемые потери).
Однако после завершения фазы массового создания новых мощностей и погашения существенной части инвесткредитов (2014–2020 гг.) долговая нагрузка основных участников рынка достигла приемлемого уровня, особенно с учетом субсидирования процентной ставки по кредитам и компенсации части понесенных капитальных затрат.
Помимо этого, в текущем году объем экспорта АПК и пищевой промышленности составил более 40 млрд долларов, и данное направление сейчас занимает третье место по объемам экспорта после нефтегазового сектора, металлургии и драгоценных металлов.
В результате на текущий момент кредитование АПК — это рынок клиента, где топ-10 банков активно конкурируют за качественных заемщиков.
Таким образом, комбинация льготного инвестиционного и оборотного финансирования за последние годы развила целые подотрасли АПК. Это, в свою очередь, позволило кредитовать сельское хозяйство в случае отмены или снижения объемов субсидирования уже на рыночных условиях, либо участвовать в сделках M&A.
В свою очередь, в условиях непрозрачных границ, ограничений экспорта и импорта ценность адресного и долгосрочного субсидирования есть в различных отраслях.
Специалисты «Открытия» полагают, что это создаст стимул для гармоничного развития экономики. Банки получают условия для оптимизации кредитного риска, клиенты — фокус на развитие и низкую стоимость заемного капитала. Павел Шальнов подчеркивает, что одним из ключевых факторов успеха станет неизменность правил ценообразования и субсидирования, транслируемых государством, в течение всего срока финансирования проекта, насколько это возможно с учетом бюджетного процесса.
Клиенты ждут от банков и государства новых решений, в том числе с использованием госпрограмм для финансирования проектов, усиливающих вертикальную интеграцию холдингов, M&A-сделок, направленных на дальнейшую консолидацию отрасли, и четко выстроенной, отлаженной работы в рамках «потоковых» программ субсидирования.