К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Технологии скорости

Андрей Андрианов, генеральный директор ООО «Русатом Металлургические Технологии» (Госкорпорация «Росатом»)
Андрей Андрианов, генеральный директор ООО «Русатом Металлургические Технологии» (Госкорпорация «Росатом»)
Как новейшие транспортные разработки могут изменить логистику в России

Если деньги называют кровью экономики, то логистику можно сравнить с системой обмена веществ. Новая экономическая реальность требует ее основательной перестройки. И тут речь идет не только о направлениях и структуре транспортных потоков, но и о скорости и качестве перемещения пассажиров и грузов.

В сложившейся ситуации с поставками сырья и комплектующих из Европы взоры большинства производителей из различных отраслей будут обращены на Китай и Юго-Восточную Азию — в поисках сырьевых компонентов, аналоги которых не производятся на территории России и ранее закупались в странах Западной и Восточной Европы. Не исключено, что приблизительно через месяц-полтора поток контейнеров через порт Владивосток и несколько других портов региона вырастет в несколько раз. Соответственно, увеличится и нагрузка на железные дороги, соединяющие Дальний Восток с регионами Центральной России.

Однако еще с сентября 2021 года средние сроки ожидания на всех этапах транспортировки морских контейнеров по направлению Владивосток — Москва значительно возросли. Если не предпринять оперативные меры по увеличению погрузочно-разгрузочных мощностей в портовой инфраструктуре и не начать радикальный пересмотр и ускоренное развитие всей железнодорожной логистической цепочки (начиная с выгрузки контейнеров в портах Дальнего Востока и заканчивая их приемом и обработкой на станциях ЦФО и других регионов), то, предположительно, нас может ждать коллапс на этом направлении. Что приведет к длительным простоям и даже остановкам производственных мощностей из-за отсутствия необходимых компонентов.

Одним из потенциальных инструментов «расшивки» масштабной логистической проблемы и ресурсом для роста экономики в целом являются высокоскоростные магистрали. Мы изучали этот вопрос как разработчики и производители высокотехнологичных проводных систем для ВСМ (ООО «Русатом МеталлТех» является дивизиональным интегратором по металлургии АО «ТВЭЛ» — Топливной компании «Росатома»). К примеру, если говорить о пассажирских перевозках, то энергозатраты на одного пассажира ВСМ в 4,3 раза ниже, чем на автомобиле, и в 8,5 раза ниже, чем на авиатранспорте. На расстояниях от 400 до 1000 км высокоскоростные железнодорожные перевозки имеют существенное преимущество как перед автотранспортом, так и перед авиацией. Для понимания: контактные провода из сверхпрочного сплава медь-ниобий, которые выпускает «Русатом МеталлТех», способны обеспечить движение поездов на скорости вплоть до 400 км/ч.

Андрей Андрианов, Ирек Нуртдинов, Игорь Смирнов

Поэтапная реализация федеральной системы строительства инфраструктуры для ВСМ стимулирует развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и будет способствовать равномерному освоению всей территории страны, трудовой миграции и повышению активности населения, что, в свою очередь, приведет к развитию промышленности, сельского хозяйства, туризма и иного бизнеса. Мы увидим рост бюджетной эффективности и прирост ВВП. И что немаловажно — ВСМ позволит существенно сократить негативные выбросы в окружающую среду благодаря большей экологичности и энергоэффективности подвижного состава ВСМ по отношению к традиционным железнодорожным линиям, а также авто- и авиатранспорту.

Россия поддерживает глобальный тренд зеленого курса в области декарбонизации транспорта, что соответствует достижению собственных целей устойчивого развития в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Транспорт потребляет порядка 30% всей вырабатываемой в мире энергии и ответственен за выбросы четверти всего углекислого газа на планете. В транспортной сфере России, по оценке Международного энергетического агентства, 71% выбросов СО2 приходится на автомобили, 14,3% — на судоходный транспорт, 12,3% — на авиацию и лишь 1,8% — на железные дороги. Развитие экономики и рост численности населения предполагает все большее использование транспорта как для личной мобильности, так и для перевозки грузов. Если рассматривать эту перспективу не как угрозу, а как новую возможность уменьшения углеродного следа и внедрения инноваций на базе нанотехнологий, то можно достичь одновременно и экологической безопасности, и роста ВВП на перспективу до 2050 года.

Помимо ВСМ, еще одним видом скоростного транспорта, который поддерживает тренд на экологизацию и также может решить проблемы с логистикой, является поезд на магнитных подушках, или маглев (сокращенное magnetic levitation — «магнитная левитация»). Технология маглева такова: вдоль состава и направляющей монорельсы устанавливаются электромагниты. Движение происходит под действием магнитного поля. Этот вид транспорта имеет ряд преимуществ, среди которых возможность развивать скорость более 500 км/ч, малое потребление электроэнергии (что снижает уровень эксплуатационных расходов), удобная и комфортная езда без посторонних шумов, тряски.

В нашей стране на данный момент маглевов нет, но мы рассчитываем, что в будущем поезда на магнитных подушках займут важное место в транспортной отрасли. Стоит отметить большой потенциал поездов на магнитных подушках при решении задач пассажиро- и грузоперевозок. Основная цель таких дорог — разгрузить наземные пути и сократить объем авиаперевозок. Развитие скоростных поездов на магнитной тяге сможет улучшить экологическую обстановку в городах, решить проблему пробок. Наиболее привлекательной стороной маглева является перспектива достижения им высоких скоростей, что позволит в будущем конкурировать даже с авиалиниями, которые работают на расстоянии до 1000 километров.

Уже сегодня Госкорпорация «Росатом» готова предложить комплексное решение по маглевам — от конструкций магнитной подвески до подвижного состава и технических средств транспорта. Наличие полного производственного цикла в контуре «Росатома», начиная с добычи редкоземельных металлов и заканчивая машиностроительными и приборными заводами, обеспечит создание надежного магнитолевитационного транспорта международного уровня.

Внедрение инновационной транспортной технологии на основе магнитной левитации позволит изменить транспортную отрасль России. Новая концепция магнитолевитационного транспорта сможет решить проблему длительных сроков доставки грузов и высокой транспортной составляющей в себестоимости продукции, причем на совершенно новом технологическом и экономическом уровнях. Новая концепция логистики, основанная на движении товаров различной номенклатуры с использованием магистральных магнитолевитационных линий, будет способствовать формированию новой экономической модели, опирающейся на минимизацию транзакционных издержек на всех стадиях производства и потребления.

Текст подготовлен на основании материалов выступления спикера на Форуме транспортных решений «Из пункта "2022" в пункт "2030"».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+