Профессиональные писатели не пишут на эту тему, ссылаясь на то, что издатели такую литературу не жалуют — продать ее массовому читателю будет невозможно. А если нет качественной литературы, не будет и притока новых меценатов. Люди часто не участвуют в благотворительности, потому что стесняются или боятся прикоснуться к чужой боли. Это эффективно лечится примерами из литературы — если книжные герои смогли, я могу последовать их примеру. Поэтому, объявляя литературную премию «Герои социальных перемен», мы ставили себе цель: популяризовать благотворительные поступки через художественную литературу.
Всего на премию было прислано 285 произведений разных жанров: романы, повести, рассказы, пьесы, сценарии, сказки, памфлеты, поэмы, стихи. Вывод однозначный: профессиональный литературный мир России пока не готов, не хочет и не умеет донести тему благотворительности до широкого читателя. Работ от них было немного, и, в отличие от непрофессиональных авторов, пишут они хорошо, но с темой знакомы поверхностно. Доверительные и правдивые произведения получились у тех, кто познал благотворительность на личном опыте и имеет литературное образование, хоть и не работает по специальности. Эти авторы и оказались лауреатами премии.
Первая премия присуждена Марии Томич за повесть «98/8. История одной болезни» — это история девочки, пережившей рак в 8 лет, которая заставляет себя забыть этот страшный опыт. Но через 20 лет ей приходит новый онкологический диагноз. Вторая болезнь вынуждает вернуться к детским переживаниям, и внутренний ребенок, лысый и замученный химиотерапией, «просыпается» и начинает говорить. Жизнь взрослой женщины меняется, потому что она идет на диалог со своим внутренним ребенком. Героиня связывает свою жизнь с детьми, болеющими раком, чтобы помогать и вытаскивать их оттуда, куда проваливалась сама 20 лет назад.
Второе место разделили три автора. Елена Лактионова в своем рассказе «Объявление» пишет о том, как жители старенькой пятиэтажки отреагировали на объявление одинокой пенсионерки вернуть потерянные возле подъезда деньги. Екатерина Исаченкова в пьесе «Жду ответа» помогает через историю глухой девочки по-новому увидеть общество и границу, разделяющую его на два разных мира — слышащих и глухих: детская фантазия переплетается с реальными проблемами неинклюзивного общества. Ярослава Танькова получила премию за рассказ «Волшебница» о девочке, которая мечтала сделать людей счастливее и придумала способ творить маленькие чудеса. Вопрос в том, нужно ли это людям?
Третье место также разделили три произведения. Рассказ «Незамкнутый круг» Анны Ильиной — о мальчике из бедной семьи, которому удалось стать успешным бизнесменом, но, вспоминая свое печальное детство, он приходит к идее благотворительности и начинает помогать другим. Елена Темичева (Глинская) написала о жизни российских фондов местных сообществ (рассказ «Благотворительные выходки»). А в сказке Ольги Антоновой «Коробка храбрости» игрушечный пупс Дар приглашает девочку Леру отправиться в необычное рождественское путешествие: навестить людей, у которых что-то в жизни пошло не так, и раздать им любовь, заботу и храбрость.
В шорт-лист премии также вошли сказка о бомже «Витюша» Фарида Нагимова, рассказы «Акция» Ивана Образцова, «Заложник» Марии Пашниной и «Небесплодные усилия разума» Петра Власова, повесть «Ты дома» Анастасии Пустоваловой, монологи «Свои отношения» Варвары Рябовой и монопьеса «Я все еще живу» Натальи Якушиной. Мы уверены, что о благотворительности нужно не только говорить, но и писать, и что в следующем году сильных работ будет еще больше.
Материал подготовлен по итогам конференции «Форум благотворителей и меценатов. Новая волна»